ОТТ: в ногу со временем

Гульнара Умряева 27.03.2018
Сейчас очень много разговоров вокруг OTT. Практически все телеканалы в том или ином виде запустили или планируют запустить свой OTT-сервис. Конечно, прежде всего это связано с запросами молодого поколения, для которого ТВ перестало быть единственным и предпочитаемым способом потребления контента, а также желанием игроков платного ТВ не потерять аудиторию 18–34.
 
Исследования Fox Networks Group (FNG) в европейских странах (Великобритания, Германия, Италия, Польша, Португалия) еще раз подтвердили факт: платное телевидение стремительно теряет молодую аудиторию. На 13% меньше зрителей в возрасте 18–34 лет смотрели платное ТВ в 2016 году по сравнению с 2012-м. Аналогичная картина со зрителями в возрасте 34–54 лет: 9% данной аудитории перестали смотреть платные каналы. И только зрители категории 55+ продолжают потреблять контент традиционным способом – смотрят ТВ.
 
 
Мы все прекрасно понимаем, что как для рекламодателей, так и для операторов платного ТВ самый большой интерес представляют зрители в возрасте 18–54 лет, ведь прежде всего это платежеспособная аудитория. Зрители, имеющие средства платить за ТВ и покупать дополнительные сервисы. В связи с этим FNG пытается решить проблему, каким образом остановить "утечку" молодого поколения из платного ТВ – сохранить и увеличить аудиторию 18–35 в пакетах операторов, не дать миллениалам уйти на дополнительные сервисы, а оставить их в рамках ТВ продукта.
 
Прежде всего, FNG Research* выяснили, как абоненты платного ТВ относятся к VoD-сервисам, и вот какие выводы сделали.
  • VoD сервисы набирают обороты по популярности как обязательное дополнение к платному ТВ и оказывают влияние на потребление контента аудиторией.
  • Независимые сервисы VoD заставляют людей задумываться о продолжении подписки на платное ТВ.
  • Для прогрессивной аудитории VoD – это и есть ТВ.
  • Возрастает популярность VoD-сервисов как первого ресурса, если хочется что-то посмотреть.
 
Также, например, согласно исследованиям, проведенным SKY UK Limited в США, доступ к предыдущим сезонам (VoD) работает на лояльность к сервисам оператора платного ТВ**. Пакеты, включающие подписку на видео по запросу, уменьшают отток клиентов и повышают ARPU: 29% респондентов готовы платить за ТВ, если у них будет доступ не только к контенту, транслируемую на каналах, но и, скажем, к предыдущим сезонам сериалов. 17% опрошенных не станут отключать платное ТВ или переходить к другому оператору при условии дополнительного доступа к контенту в рамках пакета. Почти треть респондентов не отключат текущий пакет, если в рамках него будет доступ к дополнительному контенту.
 
 
Каким образом данные задачи решают операторы в Европе? VoD-сервисы включены в базовые пакеты крупнейших операторов Старого Света – Sky UK, Sky Germany, VoDafone. Для абонента нет разницы, каким образом он получает доступ к контенту в условиях пакета. Главное – контент есть, и в любой момент зритель, пропустив программу/сериал на канале, может включить и посмотреть не только этот эпизод в рамках catch-up прав, но и предыдущие серии. Или у абонента, заинтересовавшегося в сериале на канале, но пропустившего первые несколько сезонов, а как мы знаем, почти все сериалы набирают обороты к третьем-четвертому сезонам (так было с "Ходячими мертвецами", "Игрой престолов"), всегда есть доступ к более ранним эпизодам. Ниже вы можете увидеть примеры пакетирования.
 
 
Как следует из всего перечисленного выше, сегодня сервисы VoD являются необходимостью для повышения ARPU операторов, так как отвечают текущим запросам и потребностям зрителей:
 
возможность выбора;
оригинальные сериалы;
доступ к контенту в любое время;
марафоны;
возможность посмотреть пропущенный сезон.
 
Именно поэтому в 2017 году совместно с крупнейшим оператором в Великобритании SKY мы впервые в Европе запустили VoD сервис FOX+, который оказался новым видом по доставке контента максимальному числу подписчиков платного ТВ.
 
Прежде всего FOX+ стал новым сервисом нелинейного телевидения, который дает возможность просмотра всех сезонов лучшего телевизионного контента компании 21st Century Fox. Новая услуга предоставляет пользователям лучшие сериалы студий 21CF, 20th Century Fox Television, fox21 television studios, FX Productions и все сериалы FNG Global.
 
FOX+ представляет собой полный набор всех эпизодов сериалов бренда FOX, доступных для абонента в любой момент. С помощью нового сервиса зрители всегда имеют доступ к самым популярным сериалам: "Ходячие мертвецы", "Секретные материалы", "Побег", "Легион", "Одаренные" и "Симпсоны". Число доступных часов увеличивается пропорционально выходам новых эпизодов. Услуга FOX+ доступна для просмотра в любом месте, с помощью любых платформ, включая мобильные (в зависимости от технологических возможностей платформ наших партнеров). Сервис был создан для того, чтобы улучшить пользовательский опыт абонентов внутри текущего интерфейса.
 
 
На данный момент FOX+ запущен в семи странах. В результате последней сделки с Deutsche Telekom, крупнейшей телекоммуникационной компанией в Европе, Германия стала седьмым рынком. Кроме того, FOX+ запущен во Франции в сотрудничестве с CANAL, в Греции совместно с локальным оператором VoDafone, а также на четырех рынках Северной Европы (Швеция, Дания, Норвегия и Финляндия) в пакетах операторов Canal Digital и ViaPlay (MTG). Другие рынки будут анонсированы до конца этого года.
 
Конечно, для того чтобы запустить такой сервис и поддерживать его постоянно, необходимо быть владельцем всех возможных прав на контент, отвечающий интересам аудитории, поэтому FNG инвестирует в контент, который воспринимается потребителями как обязательный к просмотру, и делает этот контент доступным благодаря инновационному подходу к его распространению. Год от года объем контента собственного производства стремительно увеличивается. В частности, пять лет назад в России это были только "Ходячие мертвецы", а сегодня это "Изгой", "Легион", "Побег", "Одаренные", "Тайная власть" (первый сериал собственного производства FNG Europe&Africa, a не US).
 
FNG Europe&Africa осуществляет инвестиции в создание среды, обеспечивающей для потребителей возможность выбора из как можно более разнообразного контента, и FOX+ является синтезом наших знаний и экспертизы в производстве телевизионной продукции мирового уровня с огромным опытом в области инновации уже созданных продуктов, что позволяет обеспечить полную поддержку индустрии платного телевидения.
 
"Наша стратегия, направленная на расширение присутствия бренда FOX на нелинейном телевидении и на предоставление по запросу премиальных развлекательных сервисов с контентом мирового уровня, полностью соответствует потребностям как наших аффилированных партнеров, так и потребителей. Мы всегда осознавали, что наш контент великолепно передается по каналам и линейного, и нелинейного телевидения, и результаты, которые мы получаем от запускаемых нами продуктов на рынках, превосходят наши ожидания", – говорит Ян Коопен, президент Fox Networks Group в Европе и Африке.
 
Таким образом, отвечая на вопрос, что нас ждет в 2018 году, мы с уверенностью можем сказать: "нас ждет FOX+". VoD-сервис, который может стать новой главой в развитии платного ТВ в России.
 
*Source: Craft Research on behalf of FNG
Countries: France, Germany, Italy, Netherlands, Poland, Spain, Sweden, UK
Methodology: 48 depth interviews, 32 discussion groups, 275 respondents
 
**Source: (1) SKY UK Limited Annual Report, (2) Park Associates, H1 2017, USA

Об авторе

Гульнара Умряева
Директор по маркетингу Fox Networks Group на рынках России, Украины, Кавказа, стран Балтии и СНГ