Платформенный взгляд на телесмотрение

Потребление контента поменялось по технологическим причинам. Сам контент превратился в сервис, доступный на любой платформе. Чтобы понять, что собой представляет потребление контента, необходимо разобраться в платформах, обеспечивающих его потребление.
Сейчас в сопутствующей рынку технологической сфере наблюдается разнообразие платформенных решений. Их так много, что ситуация – как с земной фауной. Подобно миру животных, каждая платформа отличается от другой и внешне, и фундаментально. В основе развития того и другого заложен принцип естественного отбора, выживания.

Как можно увидеть в передаче "В мире животных" или на канале NatGeo Wild, брачный ритуал самцов павлинов сравним с выставкой технических достижений, где одним из ключевых факторов привлечения внимания является креативный дизайн. Иногда случаются потрясения, которые полностью меняют ход истории: мамонты вымерли, некоторые виды обезьян эволюционировали. В технической отрасли роль потрясений играют технологические прорывы. Но не только они. Так же существенно могут влиять законодательные инициативы. В каждой стране – свой законодательный ландшафт, и в этом ракурсе каждое государство может рассматриваться как уникальный заповедник. Где-то он максимально приближен к естественным условиям, с разнообразием видов, а где-то это унылый зверинец с забитыми животными. Посмотрим, к чему нас в этом плане приведет принятие закона о едином поставщике платформ для федеральных общедоступных каналов.

По происхождению платформы можно сегментировать на операторские и аппаратные. Изначально они имели четкие границы: операторские платформы считались сервисными, а аппаратные только выполняли функции операционных систем. Со временем все стало меняться.

Первым начал Стив Джоббс: Apple стала продвигать концепцию сервисной платформы. Ее примеру последовали остальные. Два разных стратегических подхода: базирование своей платформы только на устройствах собственного производства (как Apple) и поддержка оборудования разных производителей (тут преуспел Google с Android TV).

На последнем саммите Android TV в Бангкоке представители Google доходчиво объяснили преимущества для производителей оборудования: это не эфемерные технические особенности операционной системы, а именно сервис, который получает потребитель. В этом году тщательно подошли к демонстрации возможностей по управлению умным домом: шоурум от Google был напичкан всевозможными совместимыми устройствами, и все это управлялось через голосового ассистента.

Далеко не все аппаратные платформы поддержали сервисное направление. Linux не изменили подход; пока еще можно наблюдать множество устройств, работающих на этой операционной системе. Такая приставка может найти своего абонента лишь в традиционной связке с операторской middleware, но таких устройств становится все меньше. Основная причина – стратегия Google, помешать которой могут только пресловутые законодательные инициативы. Причем как со стороны США, так и ответные меры КНР, где производится большинство мировой электроники.

Как эволюционируют и куда тем временем двигаются операторские платформы?

Операторские платформы, также известные как middleware, с самого начала были ориентированы на сервисный подход. В их эволюции был ключевой момент, вызванный развитием облачных вычислений, который поделил рынок на "до" и "после". "До" был рынок, который бороздили монстры, питающиеся исключительно крупными операторами. Расходы на приобретение, развертывание и содержание этих монстров позволить себе могли единицы, за бортом оставалась куча "мелких", так называемых альтернативных операторов, которым отводилась роль наблюдателей.
Некоторые операторы, будучи не в состоянии приобрести операторские решения, начинали создавать собственные. Любопытный факт: такое явление в мире совсем не распространено и в широком масштабе наблюдалось лишь в России. Возможно, это объясняется большим числом высококлассных ИТ-специалистов.

Я убежден, что мы стали первыми, кто поменял ситуацию на рынке операторских платформ – первая в мире облачная платформа, которая предоставляет операторам связи системы Middleware и CAS как сервис (не путать с ОТТ-провайдерами). Это произошло в 2011 году.

Переход от капитальных затрат к операционным, можно сказать, поменял кормовую базу, и те, кто не смог приспособиться, вымерли. Яркий пример, хотя и не из области телевидения: некогда очень популярная на рынке телефонии технологическая компания Avaya. Их ошибка заключалась в том, что они прозевали момент бифуркации и получили финансовый разрыв, неправильно спланировали свой бюджет, рассчитывая на крупные платежи за свои решения, в то время как операторы переключились с покупки решений на их аренду.

С появлением облачных платформ вопрос запуска собственной услуги для оператора стал решаться за один день, при наличии контента.

Что касается взаимоотношений между аппаратными и операторскими платформами, здесь наблюдается скорее симбиоз, чем конкуренция. И большую выгоду тут получают операторские платформы. Все дело в том, что операторские платформы предоставляют сервис поверх аппаратных платформ. Соответственно, включают в себя весь сервис, предоставляемый аппаратными платформами.

Если аппаратные платформы можно назвать моногамными в отношении выбора оборудования, то операторские полигамны, в этом их сила – работа с любым железом. Они выполняют роль агрегатора аппаратных платформ – мультискрин.

Сервис аппаратной платформы определяет конкурентоспособность устройства (например, какой телефон, телевизор или приставку выбрать), а сервис операторской платформы – конкурентоспособность оператора.

Ключевым же сервисом для всех платформ является возможность предоставить абоненту контент в удобное для него время и место. Собственно, и контент-то пользователь может получить, только взаимодействуя с той или иной платформой. Это прекрасно понимают и поставщики контента. Если контент недоступен на платформе, которой пользуется абонент, то и абоненту этот контент недоступен.
И вот как выглядит картина потребления контента в разрезе взаимодействия платформ с абонентами на отечественном рынке.

А еще интересно посмотреть на рынок потребления контента через призму сертифицированных систем защиты контента. На сегодня (согласно реестру зарегистрированных сертификатов соответствия на средства связи) мы имеем следующую картину.

Подводя итоги, можно сказать, что технологии и законы определяют поляну для контента, который, как известно, король, и только на этом поле он может играть.