Позиция 80° в.д. для "Экспрессов" — неужели реально "проклятая"?

Сергей Пехтерев 10.09.2020

Перед пуском "Экспрессов" 80 и 103 на "Протоне" я написал об этом пост: Сможет ли наш Протон преодолеть "проклятие" точки 80 в.д.?

Ведь вся история пусков туда говорит сама за себя.

"Проклятие" точки 80° в.д. стало уже притчей. Смотрите:

1999 год. "Экспресс А1", предназначенный для работы в позиции А1 погибает из-за отказа второй ступени Протона.

2007 год. У почти нового "Экспресса АМ2", находящегося в позиции 80°, отказала система поворота солнечных батарей. Спутник перешёл в ночной режим работы: 6-8 часов ночью и не более. ГПКС потерял важнейшую позицию, сотни тысяч абонентов оператора спутникового ТВ "Орион" лезут на крышу вертеть свои антенны на Intelsat в позиции 85°..

2011 год. Запуск "Экспресса АМ4", самого большого на тот момент спутника, построенного Airbus Industrie в позицию 80° на замену "Экспресс АМ2". В ходе полёта орбитального блока в составе разгонного блока и космического аппарата произошёл сбой в системе управления РБ "Бриз-М", в результате чего КА "Экспресс-АМ4" был выведен на нерасчётную орбиту (i = 51,23°, апогей — 20294 км, перигей — 995 км, период обращения — 368,39 мин). По выводам созданной комиссии, в ходе формирования циклограммы работы РБ "Бриз-М" был необоснованно "заужен" временной интервал подворота гиростабилизированной платформы. Это привело к неправильной ориентации РБ "Бриз-М" и, как следствие, к выведению КА на нерасчётную орбиту. Спутник потерян.

2014 год. Запуск "Экспресс АМ4Р" – точной копии "Экспресс АМ4", построенного Airbus Industrie в рекордный срок на замену "Экспресс АМ2", который находится там и "сторожит" позицию от потенциальных оккпуантов. Во время выведения, на этапе работы третьей ступени ракеты-носителя, возникла нештатная ситуация, и космический аппарат не был выведен на орбиту.

Слава богу, "Протон" в этот раз не подвел, штатно отработал и сам и "Бриз". Но вот РИА Новости сообщает:

"Спутник "Экспресс-80" при довыведении в рабочую точку получил повреждение бортовых систем, предположительно из-за попадания космического мусора", — сказал собеседник агентства.

Другой источник РИА Новости сообщил, что двигатель остался цел, аппарат продолжает довыведение. По его словам, последствия происшествия станут понятны после того, как спутник окажется в рабочей точке. В пресс-службе "Роскосмоса" воздержались от комментариев. Заказчик спутника — предприятие "Космическая связь" — сообщил агентству, что пока не может ответить на вопросы по "Экспрессу-80", поскольку еще не получил его в управление.

Но мне тоже есть что сказать, всё-таки тема совсем родная, да и знакомые по этой теме есть. Итак, для начала сообщим аудитории, а где собственно сейчас "Экспрессы" находятся? А находятся они от Земли достаточно далеко, у них орбита сейчас 18 на 54 тысячи километров, и плазменный ЭРД скругляет потихоньку ее до заветных 40 ткм.

И где там можно найти "космический мусор" известно только "астрономам" из ИСС Решетнева, ибо в основном весь мусор собран между 600 и 8000 км орбиты, где основная масса ИСЗ и обломков ракет. Но, видимо продукция ИСС Решетнева обладает какими то сверхъестественными способностями притягивая (или подтягивая) к себе мусор со всех орбит.

Ну, насчет "тяжелых заряженных частиц" сказать ничего нельзя, на то они и "заряженные" (видимо, ЦРУ).

Но что бы я заметил насчет новости и трагичности ситуации. Насколько я понимаю, сейчас идет довыведение и полезная нагрузка не включена, хотя антенны развернуты. Поэтому, если что-то там коротнуло или отказало, то это не полезная нагрузка, на ней вообще нет питания. Заказывать заупокойную не надо, с учетом резервирования систем все может оказаться не так страшно.

В каком состоянии работает средний российский ИСЗ и каков список отказавшей на нем аппаратуры знают страховщики и эксплуатанты. Вот "Ямалы-200" протянули свой гарантийный срок по сути "на честном слове и одном крыле" и ничего, сервис был. Так что отказ какого-либо одного датчика или чего-то ещё — это не повод для паники. Вот начнутся летно-космические испытания, тогда можно запастись кому валидолом, а кому вазелином. А сейчас пока рано.

P.S. от редакции: Сергей Пехтерев ведёт блог в ЖЖ о спутниковой связи и космонавтике.

Об авторе

Сергей Пехтерев
генеральный директор компании AltegroSky, акционер АО "Ка-Интернет"