Права на контент. Неожиданный взгляд на проблему

Антон Богатов 25.03.2022
Эпиграф от редакции: 
Эта колонка была опубликована в печатном выпуске "Кабельщика", подготовленного редакцией специально для CSTB. Журнал был сдан в печать в середине февраля – до драматических событий, разделивших наш мир на ДО и ПОСЛЕ. Поэтому некоторые события и обстоятельства, о которых пишут наши авторы, выглядят несколько иначе, чем они выглядели бы, если бы статьи писались сейчас. Но, тем не менее, мы считаем своим долгом опубликовать эти замечательные тексты и онлайн – пусть даже с такой поправкой.
Подробнее: https://www.cableman.ru/article/chem-zhivy-sputnikovye-operatory-i-chto-gryadushchii-den-gotovit-im

Идею этой статьи подсказал один крупный телеканал, высказавший большие сомнения относительно резонности для вещателей работать с новым типом операторов платного ТВ, то бишь кооперативами (об этой необычной правовой форме провайдерской компании мы не раз восторженно писали). По мнению этого телеканала, такие провайдеры имеют все юридические основания не платить лицензионную плату, что лишает правообладателей всякого желания иметь с ними дело. Мы этого так оставить не могли и обратились с вопросом к главному "сочинителю" сей правовой формы, харизматичному юристу-новатору Антону Богатову. И конечно, смеем надеяться, что этот материал снимет все вопросы и позволит оБОГАТить кооперативные пакеты новыми прекрасными телеканалами :)

Кооперативный клиент

Ужесточение требований к операторской деятельности в области связи наряду с обременением операторов связи многочисленными обязанностями квазипубличного характера – от СОРМ до хранения данных и регулирования доступности для пользователей различного контента, сообразно идеологическим установкам регулятора, – неизбежно приводит экономических агентов к необходимости поиска иных способов осуществления своей деятельности в области электросвязи. Одним из таких способов является коллективное пользование услугами связи через потребительские общества (потребительские кооперативы), число которых постепенно растет вместе с числом коллективных пользователей. Очень скоро вещатели просто не смогут игнорировать качественное изменение в структуре своей клиентской базы.

С юридической точки зрения особенностью кооперативной формы коллективного потребления является ее эксплицитная легальность – в том смысле, что деятельность потребительского кооператива регулируется не только нормами ст. 123.2 ГК РФ, но и специальным законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" от 19.06.1992 № 3085-1, который определяет правовое положение потребительского кооператива как основанной на членстве правосубъектной некоммерческой организации. Кроме того, закон прямо регулирует многие аспекты операционной деятельности потребительского общества. Следует отметить, что названный закон фактически исключает возможность дискуссии вокруг легальности кооперативной идеологии как таковой, устанавливая ее пропаганду в качестве одной из целей деятельности потребительского общества. 

Еще одна особенность кооператива как экономического агента – переменный размер его паевого фонда, то есть складочного капитала, формируемого за счет паевых взносов членов кооператива (пайщиков). При этом, будучи юридическим лицом, именно кооператив, а не его пайщики является собственником имущества, сформированного за счет паенакоплений и иных взносов членов кооператива – членских, целевых и т.п. Кооператив вправе использовать это имущество как для некоммерческой уставной деятельности в интересах пайщиков, так и для деятельности предпринимательской, то есть направленной на извлечение прибыли, и лишь в последнем случае подлежат применению нормы, регулирующие налоговые и иные отношения, возникающие в связи и по поводу предпринимательской деятельности.

Статья 5 названного федерального закона "О потребительской кооперации" предоставляет потребительскому кооперативу право осуществления любой не запрещенной законом деятельности, направленной на удовлетворение потребностей пайщиков. В свою очередь, статья 11 закона предоставляет пайщикам право приобретать (получать) услуги кооператива и его дочерних организаций. Безвозмездное предоставление электросвязи не запрещено законом – и не может быть запрещено, поскольку такой запрет означал бы запрет пользования электросвязью как таковой, поэтому потребительский кооператив вправе безвозмездно предоставлять электросвязь пайщикам в порядке, установленном уставом потребительского кооператива.

Действительно, с одной стороны, Федеральный закон "О связи" от 07.07.2013 № 126-ФЗ (пункт 1 статьи 29) устанавливает, что возмездное оказание услуг связи допускается лишь на основании соответствующей лицензии. С другой стороны, законодательство России в области связи фактически не содержит легального определения понятия "пользование услугами связи", поэтому единственным критерием, отграничивающим пользование электросвязью от предоставления электросвязи, является возмездность (наличие встречного предоставления). При этом взносы членов кооператива не образуют плату за пользование электросвязью, имея кооперативную, а не договорную природу в соответствии с законодательством о потребительской кооперации и уставом соответствующего потребительского общества.

И наконец, сети связи в собственности кооператива, необходимые для совместного пользования пайщиками услугами связи, не относятся к федеральной связи, которая по правилу статьи 11 федерального закона "О связи" предназначена именно для возмездного оказания услуг связи. Таким образом, нормы законодательства в области связи, регулирующие функционирование сети связи общего пользования, неприменимы к сетям связи совместных пользователей – в той мере, в какой они неприменимы к локальным сетям индивидуальных и корпоративных абонентов. В этом смысле, с точки зрения законодательства в области связи, кооператив рассматривается как корпоративный абонент с особенностями, установленными кооперативным законодательством.

В то же время ни кооперативное законодательство, ни законодательство в области связи не регулируют и не могут регулировать отношения в области интеллектуального права. Члены кооператива не находятся в какой-либо зависимости от кооператива (что отличает их от работников корпоративного клиента), поэтому сообщение радио- или телепередач по сети связи кооператива, то есть по кабелю, требует соответствующей лицензии правообладателя, как это предусмотрено статьей 1330 ГК РФ. При этом, однако, кооперативу не требуется лицензия на оказание услуг связи для целей кабельного вещания в случае, если он не взимает плату за предоставляемую электросвязь.

Таким образом, с точки зрения вещательных организаций кооперативный клиент может рассматриваться как владелец распределительной сети, с которым заключается обычный лицензионный договор, где, однако, отсутствуют специфические условия, применимые к операторам связи. Иначе говоря, для вещателя ничего не меняется.

И это не может не радовать.

Об авторе

Антон Богатов
юридический советник, Telia Company