Регионы обГТРКкались. Длинная история с печальным концом

Степан Парфенов 01.10.2020

То, что произошло, можно считать апогеем цинизма и просто хамского отношения федеральных властей к региональным. Именно так я могу охарактеризовать произошедшее. Когда инициатора, вдохновителя и двигателя всего процесса, который "убивает" для достижения цели несколько лет, в рамках банальной конкурсной процедуры лишают всего – это апофеоз пренебрежительного отношения.

Сегодня история с созданием первых четырех обязательных общедоступных муниципальных телеканалов ("22-я кнопка") подошла к своему логическому завершению. В городах Екатеринбург, Казань, Уфа и Нижний Новгород в рамках ФКК (федеральная конкурсная комиссия при Роскомнадзоре) выбирали обязательный общедоступный муниципальный телеканал.
Знаковым моментом можно считать то, что в первой процедуре принял участие телеканал "Вся Уфа". Его прежний руководитель Алина Сулейманова (сейчас она заместитель главы администрации Уфы) была одним из идейных вдохновителей и двигателем всего процесса создания 22-х кнопок. В их победе практически никто не сомневался. Да и как можно было сомневаться?! Ведь именно из-за их гиперактивности процесс создания муниципальных телеканалов сдвинулся с мёртвой точки. Однако на ФКК посчитали иначе. И обязательным муниципальным общедоступным телеканалом в городе Уфа стал филиал ВГТРК - телерадиокомпания "Башкортостан 24". Таким образом основную идею – поддержать муниципальных вещателей бесплатным размещением в кабельной сети на 22 кнопке – просто уничтожили.

Возникает закономерный вопрос - неужели ВГТРК, имеющему уже кучу каналов в первом мультиплексе ("Россия 1", "Россия 24", "Россия К", половина детского канала "Карусель") и несколько тематических каналов ("РТР Планета", "Цифровое телевидение") этого мало? Ответ банально прост – деньги.

На самом деле ВГТРК не стремится создавать телеканалы: в 2341-ом муниципальном образовании, существующем в России, на сегодняшний день они создали всего около семи. Почему? Да потому, что остальные муниципалитеты бедные. Если нет возможности заработать, зачем что-то создавать? Более того, государственную задачу в муниципальных образованиях никто выполнять не собирается, так как там нет государственного заказа. Зато есть заказ и бюджет от муниципальных властей. Вот его и хотят освоить. А тех, кто действительно нуждается в поддержке, учредителем которых являются местные власти, просто сбрасывают со счетов. Я бы на месте муниципальных властей в регионах, где федеральные власти "опрокинули" их телеканал, принципиально не стал бы заключать договор в ВГТРК.

Кто эти люди, которые имеют наглость так поступать? Так это члены ФКК. Всего их 12. Причем 9 участвуют на постоянной основе и трое приглашенных. Про последних все ясно, два – это представители от региона и один от полномочного представителя президента в данном федеральном округе. Они защищают "своих". Однако, что могут трое против девятерых? Ответ прост – ничего.
Девять постоянных членов комиссии можно разделить на две условные группы. Первая – представители федеральной власти. К ним относятся два работника РКН, один представитель Минцифры, один представитель Аппарата правительства и один представляет РТРС.

Вторую группу можно обозначить как "разное". Здесь есть и депутат ГД, и директор ВЦИОМ, и декан ВШЭ, и президент МКС. Они все безусловные профессионалы своего дела, однако можно ли быть уверенным в их самостоятельности? Слышал мнение, что многие из них прошли школу ВГТРК, хотя я не считаю это "диагнозом". Мало ли кто и где раньше работал. Важнее нынешняя позиция. И если мы посмотрим на протокол по голосованию, то видно, что основная масса голосует в едином порыве, а голос регионов уже почти не слышен.
Можно ли опротестовать решения ФКК? Наверное, это очень проблематично. Регламент работы очень простой: пришли, послушали, очно проголосовали, занесли в протокол. Обосновывать свое мнение члены комиссии не обязаны.

P.S. Я намеренно опустил информацию о всех остальных участниках конкурса, не стал рассказывать о том, как проходили процедуру выбора в Казани и Екатеринбурге. Там все было более-менее понятно. В Казани претендентом была всего одна телекомпания – ТК "Эфир", в Екатеринбурге претендентов было два, учредитель одного из которых был аффилирован с правительством Свердловской области. Ну, он и победил. Это телеканал "Четвертый канал плюс". А вот в Нижнем Новгороде ситуация была очень интересной. Там было четыре претендента: два частных телеканала ТК ННТВ в форме ГБУ (государственное бюджетное учреждение), и один телеканал филиал ВГТРК – "Нижний Новгород 24". Нижегородцам удалось отстоять свой телеканал. Победителем стал ННТВ. Говорят, что в комиссии ФКК дебаты были очень жаркими…

Об авторе

Степан Парфенов
медиаэксперт