Роскосмос как собиратель операторов спутников российских...

Сергей Пехтерев 28.04.2022

Итак, из сообщений СМИ:

"Выступая с приветственным словом к участникам конгресса "Сфера", глава "Роскосмоса" Д.О.Рогозин пригласил частные компании и государственных операторов связи собраться в "единый кулак". По мнению руководителя госкорпорации, подобная гибкая структура позволит совместить интересы частных компаний и "Роскосмоса" в переговорах с правительством России по развитию орбитальной группировки страны".

Что ж, попробуем разобраться, как это может произойти и какие плюсы и минусы могут быть при реализации этой незаурядной идеи. Так как призыв касается "операторов связи", то навигация, метеорология и ДЗЗ (Дистанционное зондирование Земли) остается однозначно вне будущего "кулака".

Проведем ревизию, чем богата Земля наша по части операторов спутниковой связи. 

1. На первом месте по всем параметрам ФГУП "Космическая связь" (сокр. ГПКС), управляется сейчас Минцифры и имеет статус стратегического предприятия, управляет государственным имуществом, находящимся очень далеко от границ родины – спутниками на геостационарной орбите 36000 км от экватора), а от Москвы еще дальше. 

2. Второй оператор – ОАО "Газпром космические системы" (сокращенно ГКС), друг-соперник, и иногда конкурент ГПКС. Большой Газпром имеет в нем 85+% (ПАО "Газпром" — 79,80%, ПАО "РКК Энергия" — 16,16%, ГазпромБанк (АО) — 4,04%). Напомню, что РКК "Энергия" — это предприятие Роскосмоса, которое строило ИСЗ связи, но не очень успешно.

3. Следующим оператором собственных ИСЗ является АО "Гонец", принадлежащее самому Роскосмосу, которое владеет и управляет низкоорбитальной группировкой "Гонец" и геостационарными спутниками "Луч", которые в основном используются для организации связи с Международной космической станцией, а так же, как пишет Википедия, …ракеты-носители, разгонные блоки и др. КА. "Луч" будут принимать от них информацию (как телеметрическую, так и целевую) на участках полёта, находящихся вне зон видимости с территории России, и ретранслировать её в режиме реального времени на российские земные станции. 

Спутниковая группировка "Гонец", базируется на технологиях прошлого века и по сути является "космическим пейджером". Несмотря на огромные усилия пришедшей туда команды, наладить коммерческую деятельность и продажу услуг "Гонцов" возможно только среди соспредприятий, которые должны ориентироваться строго на отечественные ИСЗ. Увы, сами аппараты "Гонец" и их возможности — это даже не ВАЗ-2101 на нынешнем авторынке, и торговать таким продуктом чрезвычайно сложно.

Это все операторы, имеющие собственные спутники связи. Но помимо них, есть и другие компании, являющиеся операторами спутниковой связи. Перечислим их.

1. ФГУП "Морсвязьспутник", который обладает монополией в России на услуги связи спутниковой группировки INMARSAT (ее штаб-квартира в Лондоне). INMARSAT недавно куплен компанией ViaSat (США) —одним из крупнейших поставщиков Пентагона.

2. ООО "Иридиум Коммьюникешенс", основным акционером (59%) которой является американская компания Iridium Communication LLC, предоставляющая услуги в том числе Пентагону и другим военным из стран НАТО. "Иридиум" на сегодня единственная глобальная спутниковая сеть, которая может обеспечить услуги в Арктике, трассе Северного морского пути и на полюсах.

Также "Инмарсат" и "Иридиум" являются операторами спутниковой связи, терминалами которых согласно Морскому регистру, должны быть обеспечены все морские суда, собирающиеся выйти в море.

3. ЗАО "Джи Ти Эн ТИ" (GTNT) – оператор подвижной персональной спутниковой системы связи Thuraya. "Турайя" — геостационарный спутник связи, принадлежащий компании Al Yah Satellite Communications из Арабских Эмиратов.

 

Отмечу так же, что все три последние компании, неукоснительно выполняют требования российского Закона о связи в части создания в РФ станций "приземления" трафика и требования СОРМ. Но также честно признаем, что управление этими спутниками находится в "чужих", и не всегда дружеских нам руках. 

Есть еще просто компании — операторы спутниковой связи, например, РТКОММ, или "АльтегроСкай", не имеющие собственных ИСЗ или эксклюзивных прав на какие либо зарубежные ИСЗ, но для простоты мы их сейчас вообще исключим из списка, ибо и с тем, что уже перечислили хлопот не оберешься...

Но есть нюансы...

Первый вопрос, который встанет перед создателями будущего "кулака" – сколько и каких "пальцев" в нем будет? Если критерий – наличие собственных ИСЗ, то однозначно первые три. По крайней мере, Роскосмос — это создатель российских спутников связи, и именно первые три оператора будут их эксплуатировать. Ожидать, что "Иридиум" или INMARSAT закажут что-то у Роскосмоса, я представить себе (в рамках доступных мне лекарственных средств) не могу. 

В чем может быть плюс от создания Единого спутникового оператора? Теоретически это создание единой наземной инфраструктуры, единой (типовой) спутниковой платформы для будущих ИСЗ, единой службы продаж, сокращение административно-хозяйственного персонала и расходов – в общем все, что обычно пишут нанятые консультанты при подготовке любой сделки по слиянию двух компаний, выполняя заказ их нанявшего заинтересованного лица. Отметим, что иногда, как это ни странно, часть написанного такими консультантами реально происходит в жизни.

Разумное зерно в объединении, тем не менее, есть – раньше у ГПКС и ГКС была возможность заказа ИСЗ у иностранных компаний Thales Alenia Space ("Ямал-402") или Airbus Defence and Space ("Экспресс АМУ1"). Как вы понимаете, это теперь остатки былой роскоши, и будущее этих группировок будет коваться в цехах ИСС им. Решетнева в Красноярске. А чем больше серия, тем меньше стоимость одного изделия, как показал нам всем Илон Маск, не к ночи и месту тут помянутый. Плюс, объединяя (а по сути, поглощая) этих двух операторов, Роскосмос получит около 20 миллиардов рублей коммерческой выручки от реальных клиентов, будет создана новая административная структура с соответствующими креслами и окладами.

Так же заметим, что польза от попадания в "кулак" может быть и для ГПКС, и для ГКС. На данный момент они вынуждены брать кредиты на создание ИСЗ (то есть, закупку их у Роскосмоса), а ГКС еще и покупать ракету для запуска спутника на орбиту. Кредиты и проценты по ним надо отдавать, и перед получением кредита еще и обосновать перед банками наличие будущей выручки на 10+ лет вперед. При этом стоимость и сроки производства отечественного ИСЗ определяется закономерностью "всегда вверх (стоимость) и вправо (сроки)". 

При создании единого оператора все эти нюансы будут погребены внутри Роскосмоса, который исторически сидит на бюджетных деньгах.

Есть еще один потенциальный нюанс – возможное наличие долгов у ГКС/ГПКС по взятым на строительство ИСЗ, в том числе валютных. При объединении их в новую структуру долги и обязательства по ним можно будет "перевесить" на новую структуру и покрыть из бюджета.

В общем как ни крути, плюсов не мало.. Но "не все так однозначно", как говорят в интернетах.

Как юридически это оформить?

Роскосмос – это госкорпорация, и акая форма будет у будущего Единого спутникового оператора? – видимо АО. 

С АО "Гонец" будет просто – это то же акционерное общество, можно просто передать ее акции в новое АО. А вот с ГПКС, которая ФГУП, так не получится: его перед тем, как вливать куда-то в АО, надо сначала акционировать. А ГКС вообще нужно извлечь из Газпрома, который неоднократно хвалился, что он единственная в мире нефтегазовая компания, у которой есть собственные спутники. Хватит ли Дмитрию Олеговичу ораторского искусства и аппаратного веса, чтобы убедить наше Национальное Достояние стать "как все остальные"? 

Далее. Как ни крути, но ГПКС и ГКС – это рыночные компании, работающие на конкурентном рынке, в том числе в конкуренции с зарубежными операторами. У обеих есть отстроенная система продаж – на подготовку менеджера, который может реализовывать такой продукт, уходит от 5 лет (это мой личный печальный опыт). Как из двух, а точнее трёх команд получить одну? То же самое можно сказать и об инженерных командах, ибо спутники ГПКС и ГКС "создают" практически сами, определяя их под требования рынка – это самая сложная и творческая работа. ИСС строит потом то, что было задумано инженерами ГКС/ГПКС.

Еще одна огромная проблема – санкции. ГПКС и ГКС успешно торгуют российским высокотехнологическим продуктом, то есть, частотно-орбитальным ресурсом российских ИСЗ на зарубежных рынках. Просто возьмите зоны покрытия их ИСЗ и посмотрите какие регионы мира они покрывают: например, "Экспресс АМ8" – всю Европу, "Ямал-402" – Европу и половину Африки. В некоторые годы доля валютной выручки с зарубежных рынков (в том числе из стран, которые теперь нам совсем недружественные) достигала 30%!!! И если теперь это все превратится в "единый кулак", есть серьезное опасение, что нынешние клиенты ГПКС и ГКС воспримут будущего Единого спутникового оператора имени Роскосмоса, не то чтобы просто как "кулак", а, вспомнив историю "как OneWEB свои спутники на Союзах запускал", так вообще как потенциальную "дулю" перед своим носом.

Итого, полномочиями облеченным есть над чем подумать, если не махать сразу шашкой. Хотя, может, времена стоят ныне такие, что нет времени думать – "тут рубить надо".

Что ж, поживем – увидим… 

Об авторе

Сергей Пехтерев
генеральный директор компании AltegroSky, акционер АО "Ка-Интернет"