Сериалы – большое кино?

Андрей Голованов 20.03.2020

Происходящее в стране и в мире – лучший повод поговорить о контенте. Что же стоит посмотреть во время карантина?

Первый телевизионный сериал, как считают некоторые источники (другие, правда, выдвигают иные версии) вышел в 1949 году на телеканале ABC. Это был вестерн "Одинокий рейнджер", который продержался пять сезонов. За прошедшие 70 лет в мире было снято около 115 тысяч (!) сериалов, и этот жанр стал одновременно и якорем, и локомотивом телевизионного эфирного вешания.

Якорь - потому что сериалы занимают постоянные слоты в сетке, привлекающие наиболее стабильный и значительный интерес аудитории, локомотив – потому что сериалы иногда становятся культовым явлением, которое выходит за рамки телевизионного мира, привлекая внимание миллионов зрителей. Разнообразие форматов и жанров сериалов позволяют программистам решать любые задачи в программировании и таргетировании аудитории. 90-е годы прошлого века казались золотым веком жанра – такие сериалы, как "Друзья", "Скорая помощь", "Клан Сопрано", "Секретные материалы", "Крутой Уокер" и другие получили популярность во всем мире. При этом сериалы все-таки не признавались произведениями искусства: есть "большое кино" и есть "сериалы". 

Актеры "большого кино" редко появлялись в сериалах, большинство их создателей не "заморачивались" длинными сквозными историями. Обычно каждая серия – это отдельный сюжет, связанный с другими общими героями. Как правило, сюжеты довольно дидактичные, с хэппи-эндом и не затрагивающие глобальных проблем.

Развитие рынка, появление многочисленных сериальных каналов и ОТТ-сервисов привело не только к увеличению количества сериалов, но и к их выходу на другой качественный уровень.

2010-е годы подарили зрителям несколько выдающихся сериалов, и лучшим, на мой взгляд, был мини-сериал HBO "Чернобыль", снятый в прошлом году. Беззащитность людей перед страшным вызовом, мужество и героизм одних, безответственность других, испытание для большой страны и личные трагедии людей – все это сплетено в 5-ти часовом произведении, которое смотрится с комом в горле на одном дыхании.

Великолепны исполнители главных ролей: Джаред Харрис, Стеллан Скарсгард, Эмили Уотсон. В фильме есть некоторые несоответствия с истинными событиями, но практически нет "клюквы", которая обычно появляется в работах о другой стране. Премии "Золотой глобус" и "Эмми" за лучший мини-сериал, премии исполнителям главных ролей, один из высших рейтингов IMDB (9,4) – дополнение к высокой оценке зрителей и их благодарности за эту работу.

Вообще, реальные события и персонажи новейшей истории привлекают большое внимание создателей сериалов. "Самый громкий голос" рассказывает о легендарном в мире СМИ человеке. Роджер Эйлмс – создатель канала Fox News, возглавлявший его 20 лет. Блестящий организатор, безапелляционно верящий в свою правоту и собственное предназначение, живущий полностью в системе двойных стандартов. Его кредо: "Мы не сообщаем новости, мы делаем их". И он делает – помогает развязать войну, успешно продвигает в президенты мало популярного поначалу кандидата (по фамилии Трамп), снимает неугодных ему людей. Проповедуя патриархальные консервативные ценности, в буквальном смысле погибает в результате многочисленных обвинений в модном сейчас в США харассменте.

Главную роль блестяще сыграл Рассел Кроу, узнать которого можно только три раза посмотрев в титры, каждый раз протирая глаза. Причем сыгран не шарж, а живой, реальный человек. Конечно, можно предположить, что это очередной укол в битве американской творческой интеллигенции с Трампом, но ведь почти все подтверждается фактами и документами, и вся реальная история происходила совсем недавно на глазах у всей Америки.

Говоря о современных сериалах, вышедших на новый уровень, нельзя не вспомнить про Netflix. Наверное, Netflix – самый интересующийся своими пользователями сервис. Для подробного описания его системы сбора и анализа информации нужна, разумеется, отдельная статья, но, говоря просто, Netflix знает все о поведении своих абонентов – что они смотрят, когда выключаются, куда переходят, что предпочтут смотреть в будущем. Стоит это знание дорого. Очень дорого.

Однако еще более дорог контент, который производится и покупается на основе этого знания. В 2019 году на контент было потрачено более 15 миллиардов долларов, в 2020 планируются расходы в 17,3 миллиарда (возможно что-то временно приостановится из-за карантинных мероприятий, но это вряд ли повлияет на ситуацию концептуально). Видимо, сочетание этих факторов позволяют снимать такие шедевры сериального жанра, как "Корона". Бюджет первых трех сезонов составил 156 миллионов долларов. Но все-таки не это, и даже не несколько десятков престижных призов, уже полученных создателями и актерами, делают его уникальным.

Казалось бы, что может быть нового, уникального в сериале-байопике? Многое, оказывается. Сериал о годах правления Елизаветы II подробно и правдиво показывает время, события, людей. Он разбивает распространенное мнение людей, что британский монарх – это формальный правитель, не имеющий никакого влияния на политическую жизнь страны. Все гораздо тоньше и сложнее. Он показывает живого человека, который делает ошибки и не смущается признавать их, предпринимает шаги, которые от него никто не ожидает, и помогает решить кризисные ситуации.

В сериале появляется множество известных политических деятелей, но они предстают иногда в нестандартных ситуациях (Уинстон Черчилль, Энтони Иден, Джон Кеннеди, Линдон Джонсон, Гарольд Вильсон и другие). Интересный рассказ о членах королевской семьи в жизни, а не в светских хрониках. В режиссерскую бригаду сериала входят Стивен Долдри (дважды номинировавшийся на Оскара как лучший режиссер за фильмы "Часы" и "Чтец"), Бенжамин Карон, режиссер знаменитого "Шерлока". Очень достойные актерские работы Клер Фей и оскароносная Оливия Колман (играют Елизавету II в разном возрасте), Джон Литгоу (Черчилль), Ванесса Кирби, Хелена Бонем-Картер (принцесса Маргарет) и многие другие.

Кстати, одним из элементов нового уровня сериалов, как показывают перечисленные, так и многие другие – приход в них звезд первой величины из большого кино. Интересно по этому поводу высказалась Шэрон Стоун: "Хорошее кино – э–то умирающее искусство. На телевидении у актеров куда больше шансов поучаствовать в чем-то нестыдном".

И они участвуют. Помимо упомянутых – Кейт Бланшет в "Милдред Пирс", Мэтью Макконахи и Вуди Харельсон в "Настоящем детективе", Джуд Лоу и Дайян Китон в "Молодом Папе", Николь Кидман, Риз Уизерспун (а в будущем вроде и сама Мэрил Стрип) в "Большой маленькой лжи". Список можно продолжить. Похоже, звезда не очень преувеличивает.

Возвращаясь к Netflix, не могу не упомянуть еще одну выдающуюся работу - сериал "Фауда". Сериал выходит под брендом Netflix original, но был произведен израильской компанией Tender Production, а потом приобретен самим сервисом. История о работе израильского спецподразделения по борьбе с палестинскими террористами, действующего на западном берегу реки Иордан. Такая формулировка вроде предполагает борьбу добра со злом, и тогда получается боевик на актуальную политическую тему.

Создатели (интересно и важно то, что продюсер, один из сценаристов и исполнитель главной роли Лиор Раз сам служил в таком подразделении) показывают гораздо более сложную, жестокую и многомерную историю. В этой борьбе нет до конца правых и виноватых, она ведется жестоко и кроваво обеими сторонами, уносит жизни, в том числе невиновных людей, втягивает новых и новых людей, насилие порождает насилие и хэппи-энд при ее продолжении недостижим – должно быть другое решение.

Нельзя также не упомянуть сериал "Мессия". На Ближнем Востоке появляется молодой человек, в котором окружающие видят мессию, а власти и спецслужбы разных стран видят в нем скрытую угрозу. Кто он, зачем появился в этом мире, что из этого выйдет – узнаем в следующих сезонах. Но сериал обязателен к просмотру, на мой взгляд.

Английский мини-сериал "Годы" начинается в 2019 году как бытоописательное повествование об английской семье, члены которой живут своими радостями и проблемами. Однако по ходу действия жанр переходит в антиутопию. К власти в стране приходит новый премьер-министр – дама-популист Вивьен Рук в исполнении Эммы Томпсон. Демагогия вкупе с верой в нее населения приводит к тому, что из страны с проблемами Британия превращается за несколько лет в страну-концлагерь. В вымышленные действия вплетены реальные события и политические фигуры, и атмосфера переходит из ироничной в абсолютно безысходную.

Перечисленные произведения, на мой взгляд, яркие представители "нового поколения" сериалов, которых объединяет важность и масштабность темы, актуальность и связь с действительными событиями, участие "звездных " актеров, а самое главное – предназначение. Они не для развлечения, а для сопереживания, размышления, познания нового, иногда пересмотра вроде бы известного.

Я вспоминал здесь только о сериалах в жанре "драма", поэтому никак не упомянуты культовые сериалы, такие как "Игра престолов", "Шерлок", "Теория большого взрыва" – они, конечно, не хуже, просто другие. Да и в заявленном жанре можно вспомнить еще много -"Карточный домик", "Родина", "Хорошая работа", "Аббатство Даунтон", "Безумцы", "Наследники"...

И я считаю, что, учитывая их качество, разнообразие и количество, на вопрос "Сериалы – это большое кино?" можно дать положительный ответ.

Об авторе

Андрей Голованов
Эксперт, член жюри отраслевого конкурса "Большая цифра"