Соринки-дубинки и проблемы российской судебной системы

Я не буду писать о судебной системе России, и, надеюсь, вы на это не рассчитывали. В данном случае у меня к этой самой системе вообще претензий нет (но только и именно в данном случае). А в заглавие попало это только потому, что один очень известный на нашем рынке человек в комментарии "Кабельщику" начал рассуждать о проблемах российского суда в свете судебного процесса о возмещении упущенной выгоды. Процесс, может быть пока, так и не состоялся, но, как говорится, осадочек остался, так как лично мне хотелось бы услышать мнение не столько об этом процессе и о проблемах судебной системы, сколько о том, почему "Уфанет" повела себя таким образом на новом для себя рынке? Маркетологи не придумали ничего лучше, чем бесплатные "тестовые периоды"?

Ситуация на самом деле довольно понятна: компания "Уфанет" вышла на новый рынок и пыталась, отобрать отвоевать у других этот самый рынок не совсем корректными методами, попросту говоря, демпингом – за что и была наказана антимонопольной службой, но каких-либо объяснений по этому поводу мы не услышали. И, думается, что если бы у нас было прецедентное право, то компания г. Бахтиярова "огребла бы по полной", просто потому что в странах англосаксонского права антимонопольное, или, как там говорят, антитрестовское законодательство, очень строгое, и наказания – не редко уголовные, не в пример нам – за нарушение таких норм права там раздаются направо и налево. Времена, когда бизнес мог творить, что ему захочется, давно прошли.
 
По правде сказать, формально с законом у компании "Уфанет" все в порядке, а решение ФАС, я бы сказал, притянуто за уши. Но, видимо, инспекторы ФАС прониклись проблемами местного оператора, который в данном случае никак не защищен законом, и нашли, каким путем можно наказать нарушившую правила честной игры компанию. Хотя, может, и юрист оператора такой молодец, но без некоторой определенной воли со стороны представителей ФАС тут явно не обошлось. Не подумайте, что я о взятке — тут, думаю, все как раз честно.
 
Все бы это было некой банальностью, но...
 
Бывая на различных встречах и слушая выступающих, особенно об их успехах в бизнесе, я как-то невольно задумываюсь о грешках выступающих. Вроде бы умные, добрые и хорошие люди и, но в бизнесе – акулы, и акулы со вполне себе конкретными зубами. 
 
Входят на обработанный и в общем поделенный рынок новые компании, и мы от местных операторов часто слышим, а даже иногда и видим, как нехорошо себя ведут "варяги". Представители местных операторов прямо таки спать не могут и клянут варягов. Не скажу, что совсем незаслуженно, но я нередко слышу и другое: эти же обиженные операторы, захватывая новые рынки в новых районах или близлежащих городках, ведут себя практически так же. Может быть, замки не ломают, подписи жителей не подделывают — да это и не особо надо, — но демпингом занимаются откровенно: то у них тестовый период в несданной сети, то у них "тут" услуги не такие, как там, и поэтому дешевле. И это я отнюдь не только об "Уфанете", есть и менее крупные операторы, грешащие тем же самым, а уж "бесплатное" ТВ в подарок к предоставлению доступа в интернет от многочисленных интернет-провайдеров — об этом уже можно было бы и не упоминать. Причем некоторые даже обращались ко мне с просьбой помочь против "бесчинствующего" ФАСа. Иногда так и хочется воскликнуть: вы уж или штаны оденьте, или крест снимите!
 
При этом отмечу, что, например, "Эр-Телеком", от упоминания которого многие скрипят зубами, по моим данным, в последнее время не отмечался демпинговыми ценами или бесплатными "тестовыми периодами", если, конечно, не считать скидок и акций при подключении новых абонентов, чем балуются практически все.
 
Польза конкуренции несомненна. Однажды, присутствуя на корпоративе одной дружественной компании, наблюдал такую картину: каждый выступающий начинал клясть, ну или, как минимум, упоминать вторгшегося к ним конкурента. Я уж было хотел сказать тост за этого самого конкурента, потому что в области маркетинга этот оператор за то время, пока конкурент строился (а строился он достаточно быстро) сделал столько, сколько не сделал за многие годы до этого — проснулся, наконец! Ну, тост я такой, конечно, произносить не стал: в общем-то я рад за них, и наверно, не стоило сыпать соль на рану. 
 
Но польза пользой, а силы часто не равны в этом бою. Финансово более мощные компании вторгаются на новые рынки, беря себе в союзники некоторые прорехи в нашем законодательстве, а именно то, что для признания монопольного поведения компании, а, следовательно, и привлечения ее к ответственности за демпинг и прочие антиконкурентные нарушения, необходимо, чтобы приходящая на рынок компания сначала завоевала как минимум 35% именно этого местного рынка. То бишь, чтобы законно дать в зубы зарвавшейся акуле бизнеса, местному оператору надо сначала позволить "откусить" от себя немалую часть абонентской базы. Прекрасно понимая это, операторы-варяги с маркетинговым шумом и грохотом отвоевывают себе кусок у более слабых, которые так или иначе вынуждены делиться рынком. Кроме того, местные операторы не могут предложить абонентам бесплатные "тестовые периоды на время строительства", хотя бы просто потому, что их сети давно уже сданы.
 
Ситуация такова, что крупные акулы отгрызают абонентов у менее крупных, а последние, желая сохранить, а лучше и нарастить базу, отгрызают у еще меньших, чтобы, понятное дело (а то как же ж!) потом продаться подороже. Пока вроде еще никто не обанкротился, во всяком случае, мне об этом не известно, хотя купленные были, что на самом деле совсем неплохо. Однако, такую ситуацию на рынке, где все отвоевывается только за счет демпинга, никак нельзя назвать нормальной.
 
АКТР недавно также озаботилась этой проблемой, но, правда, только тогда, когда известный спутниковый оператор показал очень большие, прямо таки HD-зубы. Теперь нечто подобное сделал еще один, зубы правда у него SD, но их просто неприлично много. Интересно, конечно, чем это все закончится, но тут увлекаться запасанием попкорна опасно — кинотеатр может и рухнуть. А если серьезно, то пора уже разработать и предложить поправки в закон о конкуренции. Очень хорошо, если бы и штрафы за недостойное антиконкурентное поведение были оборотными, а то крупные компании их явно просто сразу в затраты закладывают.
 
Есть и еще один не очень радужный вывод из всего этого: получается, что различные выступления некоторых моих коллег о своем бизнесе, где они делятся опытом, в частности своими маркетинговыми находками, на самом деле ничего не стоят. Надеюсь, все понимают, почему.
 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.


EPIGRAPH.
"All of us are participants of such stories.
Who on that party, who on this"

Alexey as though between duelists.
He is a Doctor.
Alexey wants justice.
He wants that at both duelists trunks were loaded fighting.
And gunpowder was dry.
That if to kill - that to kill honestly, by rules.
And that duelists stood early in the morning on the line the North-South.
Otherwise, to someone from two rassvetny sun will blind eyes, and the bullet silly woman can painfully wound Alexey's Big heart.

Суперманифик, мущина!
А по-немецки можете?

Яна! Да мы здесь все мужики, и каждый жаб защищает и хвалит своё болото. У нас конкурентов на один квадратный метр аж 3, а то и больше, и их тестовые периоды да и халявные зазывки ну не катят ни куда даже ни в красную армию, выразился бы по крепче ты знаешь я умею. Ну да сейчас вот так, абонент повёлся, переключился, посмотрел, но спустя пару месяцев, его сущность платить больше, склонеяет его переключится обратно и ждать очередной халявки у конкурентов. А у оператора местного опять приток и премия к новому году. Ситуация конечно не из лучших, но видно такой маркетинг устраивает МТС и Ростелеком и других........ при-ков. Ну вот всё чтопо данному поводу думал высказал. Алексею привет, наболело и высказал! Молодец!

Обсуждение статьи оказалось интереснее самой статьи. По крайней мере для меня.
Как я увидел логику этого обсуждения и почему она для меня интересна:
Амелькин - певец эмоциональных операторов. Он поет и они ему хлопают. Его Песни - эмоциональны. Там нет логики.А она им и не нужна. Но работа по управлению операторским бизнесом требует логики, реального понимания ситуации. Эмоциональные операторы скорее всего не очень хорошо управляют своим бизнесом по причине отрыва от реальности. Они думают, что во всех их проблемах виноваты конкуренты, а не они сами.
С ними хорошо конкурировать. Это поле для роста рациональных операторов. Ценность обсуждения в том, что обнаружилось - есть еще нетронутые цивилизацией охотничьи угодья.
И прав противоречивый Амелькин, пишущий о пользе конкуренции.

Ох Искандар Махмудович,Искандар Махмудович!Заварили Вы кашу!ну зачем?Вот только про логику, это Вы зря!По логике,Вы что должны были?отнести все затраты по бесплатно оказываемым услугам в прибыль,заплатить с этого налоги,ну и так далее..Но ФАС видно дело в налоговую передавать не стала,да и Вы не «лыком шиты»,поди «тестовый режим»! услуга оказывалась в «неполном объеме»!-все понятно…Но ведь дальше по Вашей «правильной логике»,местному оператору надо было что делать ???Правильно-нанять подрядчика!(список у Эр-телекома),для «частичной модернизации сети»,ну а дальше-это ж стройка,многочисленные, «нечаянные» повреждения «несданной» сети.Вот интересно,а как можно предъявить претензии по тому что не сдано?Ох,не просто…Да и услуга-та которая «бесплатная», точно была бы не в полном объеме.Так логично?не эмоционально?Во всяком случае,в духе того,что делала ваша компания..Вот только кто здесь "редиска-телеком"?