Стабильный VSAT в нестабильное время

Нестабильное время требует стабильного интернета. В этом мы могли убедиться и в период локдауна, и сейчас. Совместный проект "Триколора" и "Евтелсат Нетворкс" — "Спутниковый интернет" — отметил свое шестилетие. Наша база постоянно растет: в 2022 году, например, мы подключили больше клиентов, чем годом ранее, при этом стоимость услуги тоже выросла. Порядка семи из десяти новых комплектов на массовом рынке подключены с участием "Триколора". Тарифы на услуги увеличились на 15%, розничная стоимость терминалов для клиентов — на 30%. Рост спроса на сервис, если взять периоды сентябрь-октябрь в 2021 и 2022 годах, составил 40%. Какие же факторы, по нашему мнению, обеспечили такой рост?
 
Первый — это отмена операторами сотовой связи безлимита на тарифы для модемов и роутеров. Почему мы говорим, что сотовая связь влияет на услуги VSAT на массовом рынке? Потому что мы действительно конкурируем с мобильными операторами на рынке загородного интернета — там, где клиент использует усилитель 3G и 4G для подключения сети. И потому что клиенты сравнивают цены на услуги и интернет-тарифы, к которым они привыкли у своих мобильных операторов, с тем, что предлагаем в виде альтернативы мы. Так вот, если к отмене безлимитных тарифов на смартфонах все привыкли еще с конца прошлого года, то отмена безлимитов для устройств стала для россиян неожиданной историей. Пользователи привыкли, что эти тарифы много лет были безлимитными и отличались по цене исключительно в части скорости предоставляемого интернета. 
 
Второй фактор — это практически двукратный рост тарифов для модемов. Если раньше ARPU был в районе 550-650 рублей, то сейчас новая линейка тарифных планов начинается от 1000 рублей.
 
И здесь мы переходим к тому, о чем говорили много лет — клиент постоянно сравнивал тарифы на спутниковый интернет с тарифами на мобильный. Но если раньше разница была действительно пугающей — цены отличались в 5-6 раз, то сейчас она тоже есть, но сильно меньше — в 2 раза. 
 
Еще один фактор, который мы фиксируем уже третий год подряд, — это рост числа дачников и рынка загородной недвижимости, что, в свою очередь, провоцирует увеличение спроса на интернет за пределами городской черты. В 2022 году мы видим не только новую волну роста дачников, но и календарный рост использования оборудования. Если раньше сезонный клиент к нам приходил в мае и прекращал пользоваться сервисом в августе, а затем мы снова встречали его на майских праздниках, то в этом году дачный сезон длился с апреля по конец октября — начало ноября. 
 
Кстати, после 21 сентября "Триколор" наблюдал еще одну волну дачников, которые решили время неопределенности провести за городом. С конца сентября и весь октябрь мы фиксировали как увеличение активности действующих клиентов, так и приток новых. Собственно, по активности в октябре мы были близки к показателям августа и июля, чего за все шесть лет существования проекта никогда не наблюдалось.