Технологии вещания и их перспективы в отдельно взятой стране

Екатерина Петухова 14.03.2022

По просьбе коллег в России и других странах хочу предложить уважаемым читателями портала “Кабельщик” заметки о перспективах развития технологий вещания в текущих экстраординарных условиях.

Но сначала позволю себе несколько экскурсов в историю.

В 2013 году Национальной ассоциацией телерадиовещателей была учреждена в России наивысшая премия по ТВ-технологиям – премия Владимира Зворыкина. И даже памятник ему поставили возле Останкино. Но если глянуть на его биографию пристально, то увидим, что изобретения свои Владимир Кузьмич сделал в США, после того как гол как сокол и без знания английского языка бежал от русской революции, по результатам которой ему, купеческому сыну, грозили расстрел или ГУЛАГ. Зворыкин, уже будучи американским гражданином, приехал в СССР в 1938 году и помогал созданию советского телевещания.

Еще один великий наш соотечественник, уроженец Полтавы, Марк Иосифович Кривошеев, столетие со дня рождения которого мы будем отмечать в этом году, также снискал высокое международное признание за свой колоссальный труд в деле развития цифрового телевидения.

Достижениями его исследовательской группы сегодня пользуется весь мир. В прошлом году я принимала участие в подготовке биографии Марка Иосифовича, который был моим другом и учителем. Надеюсь, у вас у всех будет шанс увидеть и прочесть эту книгу. Но сейчас, в рамках нашего исторического дискурса я хочу напомнить, что все работы, которые велись в СССР по внедрению нового ТВ стандарта "625 строк" в послевоенные годы велись группой инженеров, приехавших из Германии. (Как уж они приехали, мы уточнять тут не будем, но, думаю, что примерно так же, как и немецкие инженеры-атомщики).

История развития телевизионных технологий – история работы и взаимодействия ученых всего мира и современные технологии – продукт международного разделения труда. Это касается всех частей телевизионного тракта, как говорят – Glass to glass – от оптических линз до экранов устройств просмотра.

Советские ученые, под руководством Марка Иосифовича, а потом и российские инженеры и ученые активно участвовали в развитии этих технологий. И многие продукты, представленные на международных выставках в последние годы, как мы знаем, получили мировое признание. Но сделать полную студийную или вещательную инсталляцию только на оборудовании, производимом в РФ – невозможно. А кто скажет иное – бессовестно соврет.

Чего уж там скрывать, я человек настолько старый, что застала запрет КОКОМ в действии. Я знаю из первых рук, как обходили технологические блокировки, например, для организации вещания Олимпиады-80. И да, я могу рассказать, как раздобытый американский видеомагнитофон AMPEX послужил прототипом для отечественного КАДРа.

Все комплексы, которые построены сегодня – от ВГТРК до RT, наполнены импортным оборудованием, я уже не говорю о сети цифровых передатчиков РТРС. Можно сколько угодно говорить "халва" "импортозамещение", но не мне. Потому что я знаю, как торпедировали передачу технологии в пользу переклейки шильдиков. Лично при мне.

Любая технологическая изоляция грозит немедленным отставанием, любая социальная нестабильность – оттоком будущих “Зворыкиных”, которым потом придется возвращаться и поднимать технологию из руин. Лично знаю некоторых из них и помогу с релокацией.

“Что же остается?” - спросит меня вдумчивый читатель. Остается великая Поднебесная Империя, которая с некоторых пор перестала отгораживаться от мира своей знаменитой стеной и плавить сталь в каждом крестьянском дворе. Наоборот, наученная опытом Страны Восходящего Солнца, она стала впитывать и копировать наисовременнейшие технологии. Да – и японские, и американские – всякие. Прошедшая Олимпиада в Пекине показала больше инноваций в вещании, чем любая из предыдущих (мы об этом писали) и там было все самое лучшее со всего света. А технологический прогресс в РФ вскорости, как мне видится, будет поставлен в жесточайшую зависимость от благоволения восточного соседа. Многие страны не захотели такой перспективы и не ставят оборудование Huawei на ключевые узлы национальной телеком инфраструктуры.

“Но есть ли какой-то другой выход?” - поинтересуются руководители и специалисты, которые как-то не готовы сдаться на милость руководителями КПК, которые единственные получают прямую выгоду из текущей ситуации в целом. Да, друзья мои. В глубине души вы его знаете. И кроме вас нет других людей, которые не только знают, но и могут. В добрый час.

Об авторе

Екатерина Петухова
обозреватель