Тенденции IT-рынка в онлайн и почему мы выбираем другой путь?

Кристина Вишневецкая 30.01.2019

Рынок электронной торговли в России продолжает существенно расти уже который год. Все больше россиян теперь умеют не стоять в очередях на кассах в масс-маркетах, а пользоваться преимуществами покупок онлайн, и все больше предпринимателей активно открывают интернет-магазины разнообразной тематики.

В 2017 году, по данным Statista, общий объем транзакций в В2В секторе электронной коммерции достиг $7,66 трлн и более чем втрое превысил объем в В2С секторе ($2,143 трлн). И лидером тут является Китай, в котором десятки тысяч В2В площадок, а общая выручка В2В сектора больше $2 трлн (имеются в виду B2B маркетплейсы типа Alibaba). Аналитические агентства в своих исследованиях последних лет дают многообещающую статистику: ежегодный рост числа интернет-заказов у крупных российских интернет-магазинов составил 40% по сравнению с 2017 годом. И многие пресс-службы крупных федеральных сетей на протяжении последних двух лет действительно подтверждают бурный рост как среднего чека, так и количества приобретаемых товаров.

История электронной коммерции Китая

История электронной коммерции Китая начала свое развитие с 1997 года, в это время стали появляться первые В2В платформы (ChemNet, Trade easy.com). 1999-й можно считать переломным – в том году был создан гигант электронной коммерции Китая, занимающий лидирующие позиции по сей день, – Alibaba Group. Впрочем, как говорят эксперты, в нашей стране проникновение интернет-технологий в оптовую торговлю только зарождается, настоящий бум в этой отрасли начнется в 2019–2020 годах.

Преимущества электронной коммерции

Сейчас в России к основным причинам, почему люди уходят в онлайн, можно отнести следующие.

В условиях повышения цен на жизнь люди стали внимательнее экономить, а в интернет-магазинах это сделать проще. Можно быстро найти товар, сравнить цены и выбрать оптимальный вариант. Нужно учитывать, что цены выросли и стоимость товара из более дешевого сегмента сейчас сопоставима с ценами на более дорогие товары год назад.

Все большему числу людей стало удобнее использовать интернет. Смартфоны есть практически у каждого пятого россиянина, а просмотры и покупки онлайн – прекрасное развлечение для людей из глубинки, возможность выбирать наравне со столицами.

В интернете проще найти всю информацию перед покупкой, в отличие от офлайн магазинов. Число некомпетентных сотрудников в некоторых сетях просто зашкаливает. Недоверие к тем же сотрудникам магазина – наши люди еще помнят 1990-е, когда "впаривали" все что можно.

В прошлом году многие компании наблюдали рост заказов по схеме "посмотреть в интернете – забрать в магазине". Очевидно, что магазин – это промежуточное звено для клиентов. Они уже понимают, что для них удобнее собрать информацию о товаре в сети, а заплатить за него на "настоящей" кассе.

Также в рамках специального совместного исследования с PayPal выяснилось, что покупателей в электронной коммерции привлекают в первую очередь не цены и возможность выбора, а экономия времени.

И многие компании целенаправленно переходят в онлайн. Сейчас взят курс на развитие онлайн торговли, общенациональных торговых площадок. Рынок станет прирастать Сибирью. Компании из Москвы и Питера будут продолжать развиваться, в частности через выход в регионы. Региональный рынок практически не охвачен, кто сделает ставку на него, тот и выиграет.

Опять же большинство товаров долларовые, и прогнозировать их стоимость из-за неустойчивого влияния курса становится трудно, что влияет и на покупательское поведение. В дальнейшем, в частности в связи с увеличением НДС, станет более заметным вынужденное желание покупателей сильнее экономить. Несмотря на рост цен, средний чек расти если и будет, то очень слабо: потребители начнут активно переключаться на более дешевые аналоги и сокращать количество товаров, покупаемых за раз.

Альтернативный источник продаж

Однако на сегодняшний день появился альтернативный источник продаж онлайн – Instagram. Ни для кого не секрет, что нынешнее поколение (вкупе с предыдущим) активно пользуется приложением, включая все предлагающиеся продукты. Продвинуть свой товар в стиле "вайн" – это лучшее решение для любого магазина. Естественно, при наличии нормального и интересного контента. Эпоха страшных социальных роликов а-ля 1990-е давно закончилась, и те компании, которые это понимают, становятся среди молодежи более популярными.

"Староверы" и "молодежь"

На мой взгляд, есть две активные категории граждан: "староверы", что ходят с авоськами в интернет-магазины, и "молодежь", делающая покупки в Instagram. Пока единственным сдерживающим фактором остается только неполная платежеспособность "молодежи".

Что касается нашей компании, мы для себя избрали путь "староверов".

Мы четко убеждены в том, что бизнес делают люди. Никакие сайты и автоматизация не заменят живое общение. Работая с разными клиентами по всей стране, мы видим это начиная с Калининграда и заканчивая Владивостоком. Никто из B2B сегмента не поможет вам решить комплексные задачи, в отличие от тех, кто еще готов работать "в полях": разговаривать, помогать с техническими заданиями, брать на себя ответственность за подбор оборудования, да и просто выслушать.

Нас рассудит пара лет smiley

Об авторе

Кристина Вишневецкая
руководитель направления "Импульс Телеком"