Тренд на коллаборации и Original +

Сусанна Альперина 17.02.2023

По роду своей работы я писала об онлайн-кинотеатрах еще задолго до того, как они стали популярными. Пандемия подстегнула их развитие, и то, на что ушло бы несколько лет, случилось в течение одного года. Стриминговые сервисы не просто расцвели, но и стали модными. Началась новая практика — "видео по запросу": можно смотреть что угодно, когда угодно и на чем угодно. 

Пик расцвета онлайн-кинотеатров пришёлся на конец 2021 — начало 2022 года в России. Многие отечественные проекты уже громко заявили о себе на международном уровне, но события 2022 года заставили индустрию перегруппироваться. 

Несмотря на сложности минувшего года, нам все же удалось провести в рамках CSTB Первый фестиваль стриминговых сервисов Original+. Но на тот момент у меня были опасения — как будем проводить второй, потому что многие онлайн-кинотеатры выпали из экосистем, где ранее находились, ожидались процессы слияния. Я вообще не знала, сколько площадок останется, но, по счастью, все выжили, просто произошли небольшие перегруппировки.

Отметим тенденцию — онлайн-кинотеатры стали сотрудничать не только между собой, но и с телеканалами, потому что порой, когда они затевают масштабные оригинальные проекты, у них нет на их реализацию таких средств, какими располагают каналы. Из последних примеров: сейчас вышли два сериала — "Раневская" и "Шаляпин". Первые серии "Шаляпина" появились 13 февраля в эфире телеканала "Россия 1″, и уже 14 февраля они стали доступны на Okko. То есть практически одновременно и стриминг, и федеральный канал. А "Раневскую" показали вначале на Kion, следом сериал должен выйти на Первом канале, хотя дату выхода мы пока не знаем. Если помните, раньше при запуске оригинальных проектов часто использовался посыл "Вы никогда не увидите этого по ТВ". Сейчас же многие оригинальные проекты платформ показывают в эфире таких каналов, как СТС, ТНТ, Рен-ТВ, ТВ-3.

Тренд на коллаборации отразится и на втором фестивале Original+, который состоится 14-15 марта 2023 года. В этом году мы переработали и расширили список номинаций, и у нас появился приз "За самую оригинальную коллаборацию". Также мы добавили приз "За эксперимент с контентом". Многие стриминговые сервисы сейчас не просто выпускают контент, но и экспериментируют с ним. Представленные проекты мы просим оценивать жюри и с этой точки зрения тоже. Нас уже второй год поддерживает Институт развития интернета (АНО "ИРИ"). В прошлом году Алексей Гореславский возглавил Жюри. В этом году АНО "ИРИ" будет Генеральным партнёром фестиваля. Соорганизатор фестиваля — "Российская газета", где я работаю.

Кстати, в работе жюри у нас тоже будут изменения: в этом году на фестивале станет работать жюри СМИ. Многие члены этого жюри также активны в социальных сетях.

Еще одно нововведение 2023 года — не только сами стриминговые сервисы, но и производители контента, могут подать работы на конкурс. При условии, что контент еще не вышел на стриминговых сервисах, но планируется его выход. Важно отметить, что у нас нет условия подачи на фестиваль первых серий, как у фестиваля "Пилот", который я очень уважаю. Мы можем показать любую серию проекта, хоть финальную. И это важно, потому что многие проекты сейчас грешат тем, что делают первую серию долгим погружением в суть. А есть более яркие эпизоды, сюжетообразующие для сериала.

Помимо смотра контента и вручения премий, у нас продолжится деловая программа. В силу того, что изменились международные отношения, мне показалось важным поговорить о зарубежном контенте. Поэтому в первый день мы проведем Круглый стол, где спикеры представят видеопрезентации и расскажут — какой иностранный контент сейчас есть на отечественных стриминговых сервисах, и что лучше смотреть.

У нас выросло уже не одно поколение, подсаженное на Голливуд и западный контент, которое вообще ничего другого не знает. Однако на онлайн-сервисах можно найти, например, индийский проект "RRR: рядом ревёт революция", который номинирован на "Оскар" и, поверьте, удовольствие от его просмотра люди получат не меньшее, чем от какого-нибудь среднего голливудского фильма. Поэтому нужно, чтобы люди знали — где и что искать. А сколько людей уже полюбили корейские дорамы! Они, кстати, еще и близки к российскому менталитету, как и индийское кино. Наши люди любят "берущие за душу" истории. Корейский контент сегодня даёт фору американскому, на самом деле. Наши специалисты, которые работают с зарубежном контентом, на Круглом столе расскажут, что достойно внимания, и как его смотреть легальным способом. 

У нас собирается в этом году довольно сильная программа, мы её скоро озвучим. И хотела бы обратить внимание на то, что сериал-победитель прошлого года "1703″, который вышел на платформе Okko, назван многими критиками лучшим в 2022 году. Приглашаю вас присоединиться к нашему фестивалю!

Об авторе

Сусанна Альперина
Программный директор Фестиваля Original+, редактор гуманитарного блока «Российской газеты – «Недели», писатель, продюсер