TV or not TV

Андрей Труфанов 07.02.2023

Закон № 478-ФЗ о запрете пропаганды ЛГБТ и № 478-ФЗ о внесении в КоАП ответственности за нарушение закона № 478-ФЗ до 10 млн. рублей, вступили в силу 5 декабря 2022 года. 

Основной проблемой для телевещателей, подпадающих под действие правовых норм, является то, что формулировки новых законов неоднозначны и могут иметь расширенное толкование, поэтому для начала обозначим основные принципы 478-ФЗ:

I. Не  допускается … распространение материалов, пропагандирующих нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола.

На данный момент какое-либо описание термина "пропаганда" можно найти только описании ответственности за нарушение в новой редакции КоАП (ст. 6.21): "…распространении информации и/или совершении публичных действий, направленных на формирование нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений и/или предпочтений либо смены пола или искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений и/или предпочтений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях и/или предпочтениях либо смене пола, вызывающей интерес к таким отношениям и/или предпочтениям либо смене пола".  

II. Среди детей запрещено распространение информации пропагандирующей либо демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения; пропагандирующей педофилию; способной вызвать у детей желание сменить пол

Итак, пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, педофилии, смены пола, запрещена

При этом, новая редакция ч.1 ст.13 ФЗ № 436-ФЗ "О защите детей от "вредной информации"" говорит нам о некоторых технических способах, с использованием которых допускается показ контента, содержащего "демонстрацию нетрадиционных сексуальных отношений и/или предпочтений". 

Ключевым вопросом, который будет возникать у российских вещателей, в первую очередь: как отличить "демонстрацию…" от "пропаганды…"? 

По "демонстрации …" пока четкого определения нет. Лишь в КоАП (ст.6.21.2) приводится описание ответственности за "Распространение среди несовершеннолетних информации, демонстрирующейнетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, в том числе, описание, изображение нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, либо способной вызвать у несовершеннолетних желание сменить пол".

В конце декабря на портале был размещен проект приказа Роскомнадзора о критериях ЛГБТ-пропаганды в интернете. Однако, стоит учесть:

● приведенные критерии оценки материалов относятся к процедуре принятия решений Роскомнадзором о включении сайтов в реестр запрещенных, то есть не к "вещательной" деятельности;

●  критерии остаются по сути оценочными, но ознакомиться с ними рекомендуется;

● проект приказа может быть изменен и/или дополнен к дате его принятия. 

В связи с тем, что многими российскими вещателями уже закуплен контент, который можно отнести к "демонстрации …", поговорим о возможных технических способах его показа, указанных ч.1 ст.13 ФЗ № 436-ФЗ "О защите детей …". Первая возможность содержится в ограничении времени выхода в эфир: демонстрация запрещенного контента допускается в период с 23.00 до 4.00 по местному времени. Второй вариант возможен, если распространение осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств, обеспечивающих доступ к указанной продукции только лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста. Возраст подтверждается путем введения кодов или иным способом, позволяющим достоверно определить, что перед телевизором взрослый, а не ребенок.  

Инструмент 1.Часовые версии

В подавляющем большинстве случаев вещатели имеют универсальные лицензии на всю территорию Российской Федерации. А вся территория РФ имеет 11 часовых поясов (от калининградского до камчатского времени). Аналогичное количество часовых версий имеют только некоторые федеральные вещатели. Чаще всего даже контент таких часовых версий отличается – речь о региональных новостных и рекламных блоках. Исторически так сложилось, что вещатели кабельных и спутниковых телеканалов считают создание часовых версий "роскошью", которая  "по карману" только федеральным вещателям. Однако, на рынке уже есть нефедеральные телеканалы, имеющие часовые версии. На практике создание часовых версий для тематических телеканалов является более простой задачей по сравнению с федеральными телеканалами. 

Во-первых, в данном случае часовые версии не будут отличаться по содержанию, то есть базовый выпуск телеканала в эфир (play-out) останется единственным. 

Во-вторых, вещателю важно определиться с количеством часовых версий. Например, если у тематического телеканала нет зрителей в трех крайних часовых поясах (калининградском, магаданском и камчатском), где проживает не более 1% населения РФ, то захват вещанием отдельных часовых версий таких территорий можно исключить. 

Для оставшихся восьми часовых поясов можно рассмотреть формирование 3 часовых версий, для которых самый "рискованный" контент будет выходить в эфир в период с 00 до 3 часов по местному времени. Это позволит соблюсти временной интервал показа соответствующего контента в соседних часовых поясах. 

После принятия решения о количестве часовых версий необходимо перевести базовый play-out на выпуск самой "ранней" (восточной) часовой версии телеканала. Для этого достаточно лишь сдвинуть сетку телеканала на минус Х часов, например, на минус 7 от мск. 

Непосредственно часовые версии формируются простым способом временной задержки (timedelay) от базовой версии. Применяя timedelay: 3 часа к базовой версии получаем часовую версию "минус 4 от мск"; а применяя timedelay 6 часов получаем часовую версию "минус 1 от мск".

После формирования часовых версий встает вопрос их доставки до партнеров. Но на сегодняшний момент решение этого вопроса не вызывает сложностей, так как многие телеканалы имеют несколько точек спутниковой доставки, на каждой из которых можно ретранслировать необходимую часовую версию. Спутниковые операторы могут решать эту задачу использованием геокодирования, а наземная доставка фактически является адресной, и может предусматривать выдачу соответствующей часовой версии оператору из определенного часового пояса по умолчанию. 

Инструмент 2. Введение кодов 

На данный момент в нормативной базе отсутствует техническое описание реализации этой задачи. Но можно предположить, что речь идет об использования функции "родительский контроль" на абонентском оборудовании, будь то телевизор или спутниковая/IP приставка.

Основным инструментом передачи данных о возрастных ограничениях каждой программы является электронный программный гид (EPG). Операторы на основании данных EPG, полученных от вещателей, формируют и передают через свои сети EIT-таблицы, содержащие информацию о возрастных ограничениях, до абонентского оборудования.

Для того, чтобы зритель на своем абонентском оборудовании смог использовать функцию "родительский контроль" вещателю и операторам необходимо выполнить простейшие технические манипуляции:

● вещателю необходимо обеспечить передачу оператору данных EPG, содержащих возрастные идентификаторы каждой программы

● оператору требуется из данных EPG сформировать EIT-таблицы и передать их до конечного пользователя

Проблема заключается в том, что даже если соответствующие идентификаторы переданы через весь тракт передачи сигнала, описанный выше, зритель сам регулирует работу функции "родительский контроль" путем ее выключения/выключения на своем устройстве. В то же время вещатель, предоставив со своей стороны подтверждение выполнения вышеописанной технической процедуры, всегда может апеллировать к тому, что сделал в своей зоне ответственности все возможное для использования "родительского контроля" на абонентском оборудовании.

Инструмент 3. Редакторский отсмотр и корректировка контента

Различные ограничения по содержанию контента действовали и до вступления в силу обсуждаемых изменений в законодательстве. Одним из последних было запрещение в России деятельности принадлежащих Meta Platforms (признана в России экстремистской организацией и запрещена)социальных сетей Facebook и Instagram. Но это не значит, что контент, содержащий в оригинальных версиях ссылки на эти соц. сети, автоматически был полностью выведен из эфира. 

Для многих вещателей "Орион" проводит редакторский отсмотр тайтлов, имеющих риски соответствующих упоминаний (аудио и графических в поле кадра). Такой отсмотр предусматривает полную расшифровку содержания каждого тайтла. Так, при проверке из-за изменений по Meta, помечались сцены с рекламой, курением, алкоголем, эротикой, ЛГБТ и др. 

После прохождения отсмотра оригинальная версия тайтла может быть подвергнута видео и аудио коррекции  (удаление сцен, блюр, звуки цензуры и проч).

Более того, этот набор средств позволяет создавать из оригинального тайтла версии для разных возрастных групп (18+ / 16+ / 12+) и времени вещания в эфире (для дневного и ночного показа в рамках часовых версий).

Выводы

Безусловно, законодательные нововведения коснулись многих вещателей. И у многих появились дополнительные, весьма ощутимые, риски. Как поступить в этой ситуации? 

Кто-то выберет для себя вариант полного исключения из эфира контента, имеющего риск. Однако, этот вариант тоже связан с финансовыми издержками: придется исключать из эфира уже закупленный контент, а освободившееся время замещать либо повторами, либо новым контентом, который также требуется закупить. 

Мы в "Орионе" склонны предлагать заказчикам, (действуя в рамках нового законодательства), постараться сохранить в эфире большинство контента, который уже закуплен/произведен вещателями. Задача не самая простая, но решаемая, если  рассматривать применение всех инструментов, описанных выше. 

Очевидно, что со временем будет нарабатываться практика, как использования новых норм, так и применения ответственности за их нарушение. 

А пока вещателям, как и всем нам в последнее время, можно рекомендовать сосредоточиться на  главном: не попасть в первые ряды изменяющегося правоприменения. 

 

Об авторе

Андрей Труфанов
заместитель директора департамента телеком-услуг ГК "Орион"