Удержание клиентов остается самой сложной задачей стриминговых сервисов

Григорий Кузин 19.05.2022

Помимо основной услуги по доставке телесигнала от вещателя до оператора крупнейшие платформы дистрибуции имеют в своем портфеле различные дополнительные опции, позволяющие обеспечить практически полный жизненный цикл телеканала – от формирования до маркетингового продвижения. На примере основных задач, которые регулярно встают перед региональными вещателями, рассмотрим некоторые возможности, которые помогут существенно облегчить жизнь и сэкономить бюджет.
Совет 1. Используйте облачный Playout
Если у регионального вещателя есть базовый федеральный телеканал, перед ним возникает комплекс сразу из двух задач: доставить его из Москвы в регион и организовать врезку регионального контента и рекламы. Обычно эти задачи решают, доставляя базовый канал в регион, где его уже локализует местный вещатель. Использование облачного решения Playout позволяет оптимизировать данный алгоритм, поменяв очередность действий: сперва телеканал локализуется в Москве, а затем готовая региональная версия доставляется в регион.
На крупных платформах наземной дистрибуции априори присутствуют все базовые телеканалы, поэтому централизованное использование одного вещательного сервиса для создания нескольких региональных версий позволяет за счет масштабирования заметно уменьшить затраты каждого регионального вещателя, работающего на основе одного базового телеканала. К примеру, подготовить из одного телеканала 10 региональных версий обойдется гораздо дешевле, чем создать 10 полноценных Playout для 10 телеканалов.
Для крупной платформы дистрибуции, располагающей распределенной по всей России сетью с высокой пропускной способностью, практически нет разницы – доставить один сигнал в несколько регионов или в каждый из них отдельный сигнал. Именно поэтому вариант, при котором сначала производится локализация, а затем доставка, обходится для региональных вещателей заметно дешевле.
Облачный Playout поможет и в случае, когда региональный канал формируется вещателем самостоятельно. Вместо покупки дорогостоящего оборудования, инсталляции специального ПО и содержания дополнительного штата персонала, который весь этот комплекс обслуживает, можно воспользоваться облачным решением от платформы дистрибуции. В рамках такой услуги вещателю предоставляется доступ к веб-интерфейсу, через который он может самостоятельно управлять формированием телеканала: загружать предназначенный для вещания контент и формировать программу передач. При этом на стороне платформы происходят автоматическая проверка качества контента и формирование плейлиста.
Используя данную услугу, вещатель также экономит на доставке телеканала, ведь в отличие от традиционной схемы у него отпадет необходимость обеспечить передачу сигнала от вещательного комплекса до платформы дистрибуции. Учитывая, масштабы России и ее географические особенности, для многих региональных вещателей обеспечение качественного канала связи с платформой дистрибуции может быть очень сложной или даже невыполнимой задачей. А так телеканал формируется непосредственно на ней.
Совет 2. Получите преимущество от доставки по оптике и/или интернету
Самая частая задача, которая встает перед региональной телекомпанией, – доставка телеканала до региональных операторов. Она может быть решена разными способами. Первый – подъем сигнала на спутник. Это гарантирует огромный охват территории, но имеет высокую стоимость, которая существенна даже для крупных вещателей. Для региональной компании она может быть и вовсе неподъемной. Второй способ – доставка через волоконно-оптические каналы. Здесь вещатель получит максимальное качество при средней стоимости услуги, но в силу все тех же географических особенностей, о которых я говорил выше, не у всех региональных телекомпаний есть возможность обеспечить качественное подключение к узлу платформы наземной дистрибуции. Третий вариант – подключение через интернет. Он наиболее доступен по цене, но при нем никто не сможет дать абсолютной гарантии надежности услуги.
Таким образом, мы приходим к тому, что использовать для доставки спутник, основное преимущество которого заключается в огромном территориальном охвате, для доставки сигнала операторам одной или нескольких сопредельных областей, конечно, можно, но вряд ли экономически нецелесообразно. Остаются оптика – для тех, кто имеет физическую возможность к ней подключиться, и интернет – для тех, у кого такой возможности нет.
Очевидно, что лучше доставлять телеканалы по оптике с максимальной гарантией качества, но если это технически невозможно, подойдет и вариант с интернет-доставкой. При этом я рекомендую использовать протокол SRT, который позволяет обеспечить достаточно высокое качество доставки даже через публичную сеть.
SRT (Secure Reliable Transport) – это открытый протокол передачи данных, разработанный на основе UDP. Он имеет ряд важных преимуществ по сравнению с прочими существующими на рынке решениями: обеспечивает высокую надежность и минимальную задержку при передаче видео через интернет; поддерживает любые кодеки сжатия видео и алгоритм шифрования AES 128/256 для защиты потокового видео от пиратов; имеет открытый исходный код, что освобождает от лицензионных платежей и привязки к одному вендору; отличается простотой использования, экономичностью и также совместимостью с мобильными приложениями; поддерживает возможность резервирования интернет-доставки путем одновременного подключения к нескольким интернет-провайдерам.
Региональный вещатель может получить еще бóльшую выгоду, если поручит распространение сигнала платформе дистрибуции, которая поддерживает сразу оба способа доставки: по оптике и по интернету. В этом случае с него снимется немалая часть административной нагрузки, которую платформа возьмет на себя, самостоятельно взаимодействуя с операторами и определяя, каким способом им удобнее принимать сигнал телеканала.
Совет 3. Зарабатывайте на рекламе в интернет-версии
Платформа дистрибуции может взять на себя и задачу по формированию специальной версии регионального телеканала, предназначенной для трансляции на сайте вещателя и в разных видеосервисах. Это поможет избежать ситуации, когда в интернет-эфире появится контент, на который у вещателя нет прав на онлайн-распространение. В специальной интернет-версии сигнала этот контент будет заменен на другой или заблокирован.
Стоит помнить и о том, что интернет-версия – это дополнительная возможность для размещения рекламы. Вещатель может получить еще один инструмент монетизации, разместив в интернет-версии дополнительную рекламу, или заменить эфирные рекламные врезки на специальные, предназначенные для интернет-аудитории. Этот момент тоже можно учесть при формировании специального сигнала на платформе дистрибуции.
Совет 4. Воспользуйтесь маркетинговыми возможностями партнера
Бесплатным бонусом для вещателей, которые сотрудничают с крупной платформой дистрибуции, является маркетинговое продвижение телеканала. Постоянно взаимодействуя с операторами, платформа регулярно информирует их о доступных телеканалах и новинках через собственные каналы коммуникации, а также в партнерстве с отраслевыми СМИ. Например, с «Кабельщиком», который регулярно публикует новости о появлении новых телеканалов у того или иного оператора, а также на той или иной платформе.
Это лишь небольшая часть возможностей, которыми обладают платформы дистрибуции телесигналов. При выборе партнера по доставке телеканалов очень важно сначала выяснить у него, каким спектром услуг он располагает, а также какие скидки предоставляются при использовании сразу комплекса различных опций.

Об авторе

Григорий Кузин
директор проекта "Медиалогистика" компании MSK-IX