УШЕЛЬЦЫ. Исход телеканалов. Статистика и причины

Анна Заварзина 02.04.2022
Эпиграф от редакции: 
Этот трагикомический обзор готовился к печатному выпуску "Кабельщика" к CSTB. Может, это и к лучшему: если бы он писался сейчас, телеканалов-ушельцев в обзоре оказалось бы сильно больше, хотя список причин их ухода остался бы тем же...
Подробнее: https://www.cableman.ru/article/novorozhdennye-telekanaly-2021-televidenie-kotoroe-s-nami-navsegda
 

 

В 2014 году государство начало серьезно осложнять жизнь неэфирного ТВ. Был принят закон о запрете рекламы на платных телеканалах (впоследствии пересмотренный), а также закон, ограничивающий участие иностранцев в российских СМИ. В том же 2014-м случилось резкое падение рубля, ударившее по карману как вещателей, так и аудитории. В 2019-м Россия полностью перешла на цифру, что повлияло и на региональные каналы – не все смогли получить заветную 21-ю кнопку, и 22-я не сильно улучшила ситуацию. Еще одна вводная – сегодня все бóльшую популярность набирают стриминг-платформы, растет количество новых источников получения информации и потребления контента, таких как Telegram и TikTok, уводящих зрителей от экранов. В общем, рынок, на который еще десять лет назад стремились новые игроки, в последнее время этих игроков теряет.

Мы постарались определить основные причины ухода телеканалов с рынка, начиная с 2014 года.

Немного статистики из каталога "Кабельщика". С 2014 года прекратили вещание 140 телеканалов. В их числе 30 развлекательных, 18 киносериальных, 15 познавательных, 12 спортивных, девять региональных, девять эротических, девять телемагазинов, восемь социально-политических, восемь, посвященных хобби, пять детских и три новостных. Меньше всего телеканалов – десять – покинуло рынок в 2014 году, когда самые интересные события были впереди. Наиболее массовый исход каналов случился в 2016 году – 23 ушельца, в 2019-м – 22 и в 2018-м – 20. 

Вообще анализировать причины закрытия телеканалов зачастую очень непросто, так как большинство предпочитает уходить по-английски, и максимум информации, которую можно найти о почившем, – сообщение на сайте того или иного оператора, что вещание канала будет прекращено "по просьбе правообладателя". А иногда прекращение вещания – это лишь похоронная табличка на сайте "Кабельщика". Но ведь корректнее было бы заранее предупредить партнеров, выпустить короткий пресс-релиз с датой ухода, с объяснением причины (желательно), с благодарностью коллегам, с рассказом, чтó появится или не появится на месте ушедшего канала. Уважающие себя компании – их, к счастью, достаточно – именно так и поступают, поскольку понимают, что им на этом рынке еще детей крестить работать.

Это было лирическое отступление. Вернемся к причинам. Сначала о хорошем (ну, насколько вообще можно говорить о хорошем в этом контексте). Часто уход канала связан с перезапуском, ребрендингом, или просто дистрибутор на его место приводит новый телеканал, с контентом, по его мнению и прикидкам, более интересным зрителю. Так "Парк развлечений" стал киноканалом Cinema, "Супер" – "Субботой", Viasat Golf HD трансформировался в ViP Serial, вместо 24 DOC появился "Доктор", а на частотах "Эврики HD" теперь вещает "Первый космический".

В 2015 году на месте "Интересного ТВ" появился канал "Мужское кино", поскольку после продажи компании "Ред Медиа" компании "НТВ Плюс" было принято решение закрыть наименее рейтинговые и финансово успешные каналы, переформатировав их в более востребованные ниши. 

Еще один пример – в 2017 году вместо телеканала "Страна" начал вещать канал "Мультимузыка" именно из-за невысоких аудиторных показателей первого.

Обычно в случаях перезапуска или вывода на рынок нового канала вместо старого представители компании довольно развернуто говорят о своих действиях. Например, компания Viacom объясняла, что на месте VH1 European появился MTV 00s, поскольку исследования показали, что бренд MTV имеет гораздо более высокую узнаваемость в нашей стране, нежели VH1. "Наш футбол", "Спорт 1", "Спорт 2", "Боец", "Футбол 1", "Футбол 2" и "Футбол 3" стали выходить под единым федеральным брендом "Матч!". Rusong TV превратился в канал "Bridge Русский хит", так как к производству канала присоединилась музыкально-развлекательная радиостанция "Русский хит".

Почему они уходят?

Госрегулирование

После принятия закона, ограничивающего рекламу на платном телевидении, в 2014 году было принято решение о закрытии телепроекта "Комсомольской правды", и даже поправки к закону не повлияли на решение руководства. Это была одна из первых жертв данного закона, а всего их, по нашим подсчетам, оказалось не меньше десятка.

О причинах закрытия, связанных с политикой, напрямую редко кто говорит, но примеры тоже можно найти. Так, телеканал Hard Life TV объяснил свой уход с рынка в 2018-м тем, что ужесточение государственной политики в сфере телевещания, проводимой Роскомнадзором, резко сузило допустимый молодежный контент альтернативного направления. О проблеме с цензурой мы слышим от многих телеканалов, но большинство пока держится.

По мнению экспертов, "Царьград" в 2017 году полностью ушел в интернет, так как "патриотическая повестка с ультраправой риторикой" перестала быть востребованной во властных кругах. В целом о популярности этой повестки у аудитории говорить трудно, но тут можно вспомнить, что именно "Царьград" получил кабельную антипремию "Альтернатива" как самый неудачный из почивших телепроектов. Схожая во многом история произошла с новостным телеканалом Life, создатель которого потерял поддержку властей и закрыл канал в том же 2017 году.

Побочки цифровизации

Еще одна немаловажная причина отмирания телеканалов, особенно региональных, – побочки цифровизации. Так, был закрыт красноярский "8 канал", поскольку в ведомстве сочли, что его вещание осуществляется "с нарушением программной направленности". И таких эпизодов в последние 2–3 года было множество. На самом деле, по информации редакции, в период перехода на цифру регулятор ввел негласный запрет на изменение концепции вещания. Поэтому многие региональные вещатели, потеряв сетевых партнеров, просто не сумели продолжить вещание с сохранением программной концепции, но и зарегистрировать ее изменения тоже не смогли. Оказавшись в безвыходном положении, они вынуждены были уйти с рынка при формальном "неучастии" в их "смерти" регулятора.

Внутренние проблемы

Самые часто встречающиеся причины отмирания телеканалов – плохо просчитали бизнес-модель, поскупились на промоушн и продвижение, переоценили нишу и востребованность канала у операторов, не сумели "отбиться" и закрылись еще до того, как приобрели известность на рынке. Кто сейчас вспомнит такие телеканалы как Anyday, Noise, Paradise, ImageTV, Pulse, "Баланс-ТВ", "Браво", "Зима", "Под водой" и еще пару десятков, многие из которых не протянули в эфире и год?

В ряде случаев хватило денег на старт и несколько лет существования, но ошибки управления, маркетинга, дистрибуции, внутренние проблемы – и канал уходит с рынка с долгами, а также, прямо скажем, не очень хорошим информационным шлейфом. Когда прекратил вещание "Первый образовательный", убыток компании СГУ ТВ, производящей канал, составлял 453 тыс. рублей. Из-за долгов перед правообладателями был закрыт музыкальный телеканал Pulse. Список можно продолжить.

Из-за разногласий между владельцами (правда, с формулировкой "истечение срока действия вещательной лицензии") наконец ушел с рынка телеканал "РазТВ". Надо заметить, мы наблюдаем подобные конфликты и среди владельцев еще нескольких пока живых телеканалов, в каждом случае драма, достойная отдельного описания, – практически всегда на бизнес каналов такие конфликты влияют самым печальным образом.

Также среди причин ухода телеканалов можно назвать решение новых владельцев. Так был закрыт телеканал "Рубль", приобретенный компанией HSR. "Открытый HD" стал непрофильным активом для компании "Эр-Телеком", нового владельца "Брянских кабельных сетей", производивших этот музыкальный канал.

Внешние проблемы

Между тем мы знаем немало случаев, когда у канала, казалось бы, все отлично и с контентом, и с маркетингом, и с управлением, но изменения на рынке, или конкурентные игры, или просто нашла коса на камень. Расторжение договора с крупным "якорным" оператором может повлиять на судьбу телеканала. Например, уникальный в своем роде и довольно рейтинговый телеканал Trick закрылся после того, как тот же Ростелеком не продлил с ним сотрудничество, что осложнило финансирование канала, – его создатели решили уйти красиво (и, кстати, даже получили спецпремию "Альтернатива" с формулировкой "Что это было?").

В марте 2020 года крупнейший оператор Ростелеком прекратил вещание нескольких каналов Viacom, и вскоре принадлежавший компании MTV Hits просто ушел из страны. Позднее за ним последовал киносериальный канал Spike того же медиахолдинга.

KidsCo покинул Россию по причине "трудностей поддержания услуг и насыщенности ТВ рынка", а проще говоря, низкой рентабельности и убытков в связи с высокой конкуренциией среди международных телеканалов детской направленности. Руководство международной компании CBS посчитало, что затраты на русификацию контента для CBS Drama не оправдывают себя, и канал был закрыт.

Часто рынок покидают целые компании. Например, в результате сложностей, которые для зарубежных телеканалов, транслирующихся в России, начались еще в 2015 году в результате принятия так называемого "закона 80/20", запретившего иностранцам владеть более 20% в российских медиакомпаниях. Из-за этого закона в том же 2015-м российский рынок покинула компания Universal Networks International, правообладатель Universal Channel и E! Entertainment Television. Чуть позднее, в 2016-м, из России ушли каналы компании ABSat, расторгнувшей с Pleades соглашение по дистрибуции каналов Chasse et Peche, AB Moteurs, Animaux, XXL и других.

Чтобы сменить похоронное настроение статьи, хочу сказать, что в каталоге "Кабельщика" без учета федеральных и региональных телеканалов остается еще 616 наименований. Так что рынок хоронить пока ох как рано. На наш век хватит. Но хочется призвать игроков, которые только задумываются о запуске нового канала, тщательно взвешивать все риски – экономические, политические, а также трезво оценивать рынок и конкурентов. Ну и понять, насколько тот или иной контент действительно нужен и важен зрителю. 


PS. Пока создавался этот материал, рынок покинул телеканал "Метео ТВ". Как и многие, без объяснения причин. К моменту выхода публикации онлайн, список "ушельцев" или объявивших об уходе с рынка телеканалов увеличился до 45. Но это уже совсем другая история...

Об авторе

Анна Заварзина
Обозреватель