Возможно, рынок меняется?

Виктор Бритько 22.07.2021

Представьте крупную компанию, входящую в ТОП-3 лидеров рынка. Много людей, бизнес-процессов, правил, систем и т.п. Кроме зарплаты, получаешь еще и статус, престиж, соцпакет, громадный опыт работы, а также ответственность, постоянную головную боль с бюрократией, "подковёрные" войны, дресс-код и много больше. Когда ты молодой, неопытный, амбициозный, готов работать больше за идею и опыт, чем за деньги – это лучшее место для старта, или, если ты мечтал, быть "шестерёнкой" в большом механизме и крутиться в системе 5/2 по 8 часов в день. 

При этом все мы знаем, что, чем больше система, тем менее эффективно можно в ней работать, однако сидеть придется "от звонка до звонка", а если еще и задерживаться регулярно, то 100% повысят. В таких системах обычно выживают либо самые медленные, не амбициозные, просто части механизма в системе, либо, наоборот, самые ушлые, умные и решительные.  Но весь сюрприз в том, что вторые, в отличие от первых, чаще вредят и делают это по-крупному (для своих масштабов). Активные, амбициозные, умные сотрудники выжили в этой бюрократической мясорубке, получили доступный опыт. А дальше что?

Зарплата такая же, как и везде, как и в любой другой, даже маленькой компании. Правда, там ты можешь работать из дома, не должен соблюдать дресс-код, зато должен быстро принимать решения и влиять на результат без тех хитрых схем и титанических усилий, чтобы повлиять на ржавые шестеренки громадины. Не нужно часами сидеть на бесполезных еженедельных (или даже ежедневных!) собраниях, не нужно толкаться локотками за место под солнцем, тут практически нет отчетов по отчетам для проверки отчетов; ты просто делаешь свое дело, и [скорее всего] тебя все любят. А если делаешь свое дело хорошо, еще и доплатят.

Получается, нужно либо уходить, либо изобретать. Изобретать схемы получения дополнительной прибыли из компании, как правило, нанося ущерб системе и самой компании. Сами посудите: либо приложить титанические усилия, чтобы сдвинуть всю эту ленивую массу выживших в отборе шестерёнок (обычно их 90% состава), и получить премию (максимум – равную окладу) и кучу врагов – тех, кого ты сдвинул и заставил работать. Либо, имея опыт и знания работы этого механизма, с небольшим риском ежемесячно с легкостью получать, как минимум, ту же премию.

А теперь вопрос: зачем умным, талантливым руководителям толкать ржавый танк в гору, если его можно тихонько пилить и продавать на металлолом? И ценить тебя даже больше будут, поскольку если ты свой танк затолкаешь, то и остальных начнут спрашивать: почему они не затолкали?

Вот и "пилят" все на своих уровнях, сколько могут; риска никакого: уволят – так таких работ (даже легче) везде полно, ЗП такая же, а опыта уже вагон, точнее, танк. 

Представим ситуацию: неожиданно такая компания начала платить зарплату в 2 раза больше рынка. Пилить танк уже не так выгодно, выгоднее толкать. И мест таких больше нет. Все лучшие кадры побегут в эту компанию, главное – отобрать. Более мелкие компании не смогут дать такие условия, и будут проигрывать по качеству персонала; те же, кто внутри, будут вынуждены совершать подвиги, чтобы не потерять райское место. Получаем ту же мясорубку, только не бюрократическую, а эволюционную, и, главное – цели компании придется выполнять, просто приспосабливаться не получится – на твое место стоит очередь лучших с этого рынка. 

В первую очередь я, конечно, говорю про коммерческий блок. В компаниях есть отделы, где финансовая составляющая не на лидирующих позициях: есть вода, Wi-Fi, тепло и не бьют ежедневно, о чем же еще мечтать? Коммерсанты обычно "заточены" и "натасканы" на деньги, находить их по запаху и тащить хозяину. Нельзя кормить их соцпакетом и надеждами, они теряют нюх или начинают приносить не всю добычу. 

Понятно, что обычным увеличением зарплаты ситуацию не исправишь – нужно искать и удалять приспособленцев, которые просто отсиживают рабочее время, и за все эти годы стали профессионалами саботажа с помощью бюрократии и манипуляции бизнес-процессами. Однако всё же интересно, в случае такого хода, чем будет крыть остальной рынок (матом – это понятно): брать, что осталось? Как вариант, компании помельче в случае, если придется удерживать сотрудников за счёт поднятия зарплаты, поступят как всегда: сократят персонал, а остальным дадут больше работы. Так себе выход.

Может, пора начать использовать инструменты и технологии более эффективные, чем у крупных компаний, так сказать, снизить технологические затраты на абонента? Но пока не все это понимают, например, выбирают более дорогое решение из-за непонятных преимуществ (не имеющих к бизнесу отношения): цвет кабеля, коммутатора или функции, которой никто не пользуется, но красиво рассказали. Слышали о коммодитизации рынка? А что вы думаете о коммодитизации рынка телевидения? Возможно, врут все, нет никакой коммодитизации и, например, каждая IPTV платформа принципиально другой/отличный от остальных продукт? 

Для того, чтобы быть более эффективным и успешным на конкурентном рынке, как и в спорте, придется учитывать каждую мелочь: тяжелее бежать с грузами на ногах, а, тем более – выиграть. Любые издержки — это грузы. Как хорошо вы знаете свои?

Об авторе

Виктор Бритько
Директор по развитию компании A.R.E.S., проекта IPTVPORTAL