Всех в YouTube, а я останусь

Полина Зимина 12.04.2019

В Москве прошел очередной TeleMultiMedia Forum. Эксперты медиа и IT индустрии собрались, чтобы поговорить о настоящем и будущем медиапотребления в России и мире. В центре внимания была, конечно же, тема трансформации цифрового ТВ в сторону цифровых сервисов. Своими впечатлениями с форума делится эксперт Полина Зимина.

Первая половина дня ознаменовалась, с одной стороны, довольно радикальными (смерть неизбежна) заявлениями представителей крупных операторов и агрегаторов контента ("Триколор", МТС, "Вымпелком", "Яндекс") относительно будущего традиционного телевидения. С другой – сильным пассажем депутата Государственной думы Андрея Свинцова, намекнувшим на возможность блокировки YouTube в нашей стране. Вопрос, по его словам, обсуждается сейчас на самом высоком уровне.

Далее в рамках сессии "Онлайн-среда на службе медиа" были представлены кейсы от производителей контента, к которым теперь относятся не только Первый канал и "Цифровое Телевидение", но и социальные сети "ВКонтакте" и "Одноклассники". Одни прекрасно знают, как произвести контент – дорого и много, вторые изо всех сил делают вид, что владеют секретом его монетизации в digital, чтобы получалось в целом не хуже, чем на телеке. Звучало очень убедительно, тем более, что чуть раньше представитель TelecomDaily предрек рост выручки легальных онлайн видеосервисов в 2019 году до невиданных высот даже по сравнению с прошлым, урожайным для Интернета, годом.

Тезисом "всем надо меняться" открыла аналитическую сессию Анна Воронцова, ведущий эксперт "Аналитического центра НСК". В своем докладе она представила статистику инфляции телевизионного инвентаря в аудитории 18-34. Уже четверть этой возрастной группы сегодня потребляет "профессиональное видео" не на ТВ, а в режиме "видео по запросу", что создает проблемы при расчете GRP. Кроме того, неравномерное и очень условное измерение видеопотребления в онлайн и офлайн сегодня нуждается в регулировании. Представителям индустрии предлагается подумать о стимулировании использования операторских сервисов (catch-up, time-shift), ввести регистрацию пользователей на онлайн-ресурсах и бороться с пиратством. Рынку нужна единая система измерений потребления видео, в которой будет учтено все.

Тему "все учесть и посчитать" продолжили представители NetByNet, CDN video и "Кино.mail.ru", рассказавшие о своем опыте использования Искусственного Интеллекта и Big Data технологий. Данные, полученные таким образом, уже сегодня применяются для программирования, таргетинга и монетизации контента и рекламы. Контент, обработанный с помощью нейросети, становится более привлекательным для аудитории за счет автоматической настройки промо-материалов в нем. При этом, по сравнению с ручной обработкой, экономится и время, и ценный человеческий ресурс. Однако на вопрос о том, какое применение этим данным можно найти в свете запуска проекта "Витрина ТВ", представитель CDN video отвечать отказалась. В докладе "Портрет телезрителя на основе Big Data" были приведены интересные цифры по киносмотрению, собранные на основе зрительского поведения 15 миллионов пользователей сервиса Кино.mail.ru. Так, зарубежные сериалы российский зритель в среднем оценивает на 10% выше отечественных, но в провинции эта дельта не столь велика. А меньше всего российское кино любят в Питере.

С высокотехнологичных небес на бренную землю всех вернул генеральный директор EPG Service Виталий Васильев, рассказавший о механизме работы EPG с catch-up режимом. Для того, чтобы система не сбоила, время начала эфирного события, заявленное в программе передач, должно совпадать с реальным. А по факту НИКТО из вещателей так не работает. Разница между заявленным и реальным временем иногда доходит до пяти минут, что делает отложенный просмотр неудобным или невозможным. Зритель бесится и уходит на пиратские ресурсы, юзабилити которых часто удобнее, чем у легальных игроков. Да и в целом, как отметили сразу несколько спикеров, среднестатистический телезритель крайне инертен и пользоваться всей роскошью, предоставляемой как EPG, так и всеми современными технологиями доставки контента, пока не спешит.

Впрочем, закончить удалось на позитивной ноте. Наталья Игнатьева, директор по маркетингу и коммуникациям GFK Rus, представила исследование, посвященное медиа-поведению российского потребителя в эпоху тотального digital. Согласно ему, больше всего на свете мужчин по-прежнему интересуют секс и развлечения, а женщины на первое место ставят семью и уверенность в завтрашнем дне. Так что в целом за будущее медиапотребления в России можно не опасаться. Даже если отключат YouTube.

Об авторе

Полина Зимина