Застой креатива

Игорь Золотаревский 17.02.2015
В последнее время крепнет ощущение, что форматное телевидение во всех своих проявлениях (в том числе в построении бизнес-моделей) полностью поглотило последние зачатки креатива в мире.
 
Каналы настолько привыкли к рынку форматов, настолько зависят от таких гигантов, как Эндемоль (Endemol Entertainment Holding NV — голландская телевизионно-продюсерская компания, - примечание редакция), ВВC и других создателей и "аккумуляторов" форматов, что похоже больше никто ничего рожать не хочет. Телерынок во многом превратился в отдел замороженных полуфабрикатов. К тому же это порадило тенденцию, что хорошо производить = дорого производить.
 
Меня это жутко удручает. Я за оригинальные идеи, дешевые в производстве. Я за региональный рынок, который может стать источником новой крови, и который сейчас все больше и больше оказывается в загоне. В частности у нас регионы практически лишены какой-либо базы для повышения квалификации своих специалистов. А без знания технологии производства, и технологии креатива (да простят мне такой термин особо щепетильные коллеги) и его адаптации, источник не забьет. Нужно знать технологию производства, чтобы оптимизировать процесс. А этому надо учить. А не учат нигде. 
 
Как было бы здорово, если бы было место, куда региональные компании и каналы могли послать по 1–2 своих человеча на ежеквартальные 2—3-дневные курсы, куда бы стекался народ со всей страны. Какая фантастическая возможность для передачи опыта бы у нас появилась. Какой толчок бы это дало региональным молодым талантам! Мы могли бы взрастить местных продюсеров на богатом опыте. И тогда появятся местные уникальные программы, форматы (не уйти уже от этого термина), которые будут крутые, оригинальные — и дешевые.
 
Каким бы бедным телеканал не был, 300 долларов на квадрокоптер он всегда сможет найти. А дальше — вопрос фантазии.
  
Вопрос подходов, технологии и креатива. Можно пытаться покупать форматы задорого, можно пытаться выцыганить их задешево и все время сидеть на этой игле. А можно было бы двух своих ребят послать научиться и самому стать королем контента в своем городе. Надо учить людей. Ведь локальный контент во все времена будет важен и интересен для аудитории. Пора создавать межрегиональную платформу для повышения квалификации хотя бы телевизионных продюсеров. 
 
Безусловно, мир меняется, законодательство меняется, бизнес-модели меняются. Можно стенать по поводу того, что регулятор опять поменял правила, можно воздействовать на него, а можно найти новые бизнес-модели и подходы. Пора искать подходы. Пора опять вкладываться в креатив. WallMart открывает свой магазин в любом населенном пункте в США, где живет больше 10 тысяч человек. Нужно растить собственные креативные кадры, поощрять их, экспериментировать, учить их медиабизнесу и учиться самим. Продавать продукцию таланта — это всегда сложно, но никто не обещал, что будет легко. И если иссяк источник чужой продукции, или в силу колебаний курса национальной валюты и сокращения рекламного рынка он стал недоступен – придется создавать свою. Далеко не всегда нужна дорогая студия или оборудование. Нужна идея. И тогда национальные каналы будут гоняться за оригинальными программами по регионам. А для создания идеи тоже нужна технология. 

Об авторе

Игорь Золотаревский
генеральный продюсер телеканала Newsone (Украина)