Общий доход российских разработчиков программного обеспечения за 2021 год составил 1,56 трлн рублей, что на 19% выше показателей предыдущего года, — сообщается в ежегодном исследовании ассоцации "Руссофт".

Следует отметить, что увеличение зарубежных и отечественных продаж оказалось одинаковым. Сближение этих показателей началось в 2018-2019 годах, и к 2020-му они почти сравнялись. Рост доли отечественных продаж объясняется несколькими факторами. Так, российские разработчики ПО в ответ на повышенный спрос начали переориентироваться на внутренний рынок. Повлиял на ситуацию и уход с рынка ряда зарубежных компаний.

Часть компаний, занимавшаяся экспортом, переориентировалась только на русский рынок. Однако их место заняли компании, начавшие поставлять продукцию зарубежным заказчикам.

В мировой и российской экономике в 2021 году не было значительных потрясений, что обеспечило стабильный рост. Конечно, в 2022 году сложилась совсем другая ситуация, и рынок ПО "ожидают серьезные испытания".

Весной 2022 года компания "Руссофт" даже не стала проводить опрос участников рынка, поскольку неопределенность индустрии была слишком высока. По итогам первого полугодия можно было составить какие-то прогнозы. Так, судя по информации, полученной от респондентов, совокупный оборот компаний за первое полугодие текущего года должен вырасти на 16%, а объема экспорта — на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

По предварительным прогнозам на 2022 год, общий объем экспорта российских компаний вряд ли составит больше показателей 2021 года — $10 млрд. Скорее всего он сократится на 10—15% в долларовом эквиваленте.

На объеме экспорта негативно скажутся антироссийские санкции, массовый выезд IT-специалистов (до 15—20 тыс. человек) в другие страны и перевод центров продаж российских экспортеров в другие юрисдикции. Однако совокупный оборот IT-отрасли вряд ли серьезно упадет, потому что снижение экспорта компенсируется увеличением доли внутренних продаж.

Однако обстановка остается нестабильной. На объемы продаж может повлиять курс доллара, использование альтернативной ему валюты или даже криптовалют. Экспортеры могут закрепиться на рынках ЕАЭС, ЮВА, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки и тем самым улучшить свое положение.