Доля зарубежных продаж в общем доходе "Газпром космические системы" (ГКС) составляет 36%. Об этом гендиректор спутниковой компании Дмитрий Севастьянов рассказал в интервью журналу "Стандарт". По его словам, месячная выручка ГКС, поступающая от зарубежных клиентов, составляет почти $2,5 млн.

В настоящее время почти 50 телепортов и провайдеров спутниковых услуг из 30 государств используют ресурс спутников "Ямал". Наибольший объем емкости арендуют компании из США, Сингапура, Гонконга, Нидерландов, ЮАР и Республики Вануату. 40% арендованного ресурса используется для предоставления услуг в Южной и Юго-Восточной Азии, примерно по 25% — в Африке и на Ближнем Востоке, 10% — в Европе.

"Реализованная емкость спутника "Ямал-300К" на 80% оплачивается в валюте, а доля зарубежных заказов на ресурс "Ямал-402" составляет более 40%. Наш самый новый спутник "Ямал-401" предназначен в первую очередь для отечественного рынка, но и его использует ряд зарубежных клиентов", - сказал Севастьянов.

Через спутники "Ямал" также сейчас распространяется свыше 220 ТВ-каналов, из них более 150 — федеральные, 40 — региональные, остальные — зарубежные. Однако наибольшую долю (57%) от арендованного ресурса в бизнесе ГКС занимает корпоративный сектор.

По словам Севастьянова, именно в этом сегменте, а также в сегменте госуслуг, спутниковая связь сильнее всего ощущает давление со стороны волоконно-оптических сетей: "В тех местах, куда дотянулось оптоволокно (например, на востоке России) и появилось предложение более дешевых ресурсов для организации магистральных линий связи, несколько снизился спрос на спутниковый ресурс со стороны интернет- провайдеров и операторов сотовой связи".

В то же время оптоволокно более подвержено внешним воздействиям. Так, после повреждения кабеля в Хабаровском крае в апреле 2017 года на какое-то время без интернета остались несколько регионов. Кроме того, пожароопасная обстановка в этом же году повысила риски повреждения наземных линий в Сибири и на Дальнем Востоке.