Ущерб, причиненный государству вследствие неудачных незастрахованных запусков космических аппаратов и транспортных рейсов на орбиту, превысил 20 млрд рублей — такая цифра содержится в ответе Российской ассоциации авиакосмических страховщиков (РААКС) контрольно-ревизионному управлению Кремля. Копия ответа есть у “Ведомостей”. Статистика Роскосмоса и РААКСа свидетельствует о том, что последние четыре года было проведено 100 запусков в космос, из которых шесть оказались “неуспешными” или “аварийными”. Важно то, что пять из них не были застрахованы.
 
Представитель Роскосмоса говорит, что ранее агентство предпочитало страховать только “уникальные”, но не серийные спутники. К сожалению, серийная техника оказалась не столь надежной. “Основные причины космических аварий последних лет — человеческий фактор и недостатки контроля производства космической техники, в том числе ошибки при сборке и недостаточный объем заводских испытаний”, — рассказывает вице-президент РААКС Павел Шутов. Другие причины называет первый заместитель правления “Согаза” Николай Галушин: а именно, ошибки в программном обеспечении, при монтаже и сборке ракеты-носителя, проблемы с разгонным блоком.
 
В августе Дмитрий Медведев поручил разработать закон о страховании космических рисков. Такой закон стал особенно актуальным после гибели “Протона” с тремя “Глонассами”. Разработкой законопроекта руководит вице-премьер Дмитрий Рогозин. По поручению Рогозина от 14 января (есть у “Ведомостей”) Роскосмос, Минобороны, Минэкономразвития и Минфин должны подготовить свои проекты к 14 августа. Свой законопроект готовят и в РААКС, причем будет предложено страховать не только сами запуски и эксплуатацию на орбите, но и испытание ракетных двигателей, а также персонал предприятий космической отрасли.
 
Страховщики полагают, что государственная страховая компания не нужна, так как небольшие убытки (до $35 млн) рынок может покрывать самостоятельно, а остальное можно перестраховывать на Западе. Согласно оценке участников страхового рынка, стоимость страхования запусков и последующей эксплуатации космических аппаратов на орбите находится между 16 и 25%.