Как выживают российские кинотеатры после ухода Голливуда

20.06.2022 16:30

Уход голливудских студий больно ударил по российскому кинопрокату. По информации Ассоциации кинотеатров, к концу апреля  было закрыто более трети кинотеатров из-за резкого снижения посещаемости и выручки, сообщают "Новые Известия". Владельцы кинотеатров просили правительственной поддержки, но власти отказали, выделив вместо этого значительные суммы на съемки отечественных кинофильмов и предложив киносетям показывать фильмы других стран.

Министр культуры РФ Ольга Любимова заявила, что кинотеатрам "придется повзрослеть". Она уверена, что при отсутствии голливудских блокбастеров киносети будут вынуждены брать в прокат российские фильмы, что в конечном итоге благоприятно скажется на развитии отечественной киноиндустрии. "С начала года при господдержке вышло 45 фильмов, из них около 20 раньше бы просто не увидело своего зрителя, потому что их бы не взяли в прокат", — заявляет Любимова.

Однако Владислав Пастернак, продюсер санкт-петербуржской киностудии HHG, настроен не так оптимистично. Он уверен, что российские фильмы не могут собирать большие залы. "Сейчас для российского фильма нет никаких проблем с тем, чтобы встать в кинотеатр", — заявляет Пастернак, но сборы по-прежнему настолько малы, что в марте закрылось 11% кинотеатров, а в апреле — 18%. В отечественном кино есть фильмы-исключения, которые собирают 150 млн рублей и больше, но их мало.

Надо сказать, голливудские фильмы обязаны своим успехом не только качеству и звездному составу, но и масштабными рекламными кампаниями, завлекавшими зрителей в кино. К слову, голливудские студии занимались прокатом и российских фильмов, и у них это хорошо получалось. Успешный прокат таких российских фильмов, как "Последний богатырь: Корень зла" и "Холоп" начинался с хорошо продуманной и профинансированной рекламной кампанией, напоминает кинокритик и преподаватель Московской школы кино Камилл Ахметов. После ухода зарубежных компаний на рекламу приходится тратиться российским студиям и кинотеатрам. Проблему усугубляет частичная блокировка YouTube, в частности запрет показа рекламы для российской аудитории.

К счастью, не все иностранные компании приостановили сотрудничество с Россией. Нам остается доступным фестивальное кино из других стран. Так, американская кинокомпания A24 выпустила в российский прокат фильмы "Всё везде и сразу" и "Род мужской" (выйдет в прокат 23 июня). Правда, эти фильмы, вероятно, станут последними картинами студии, показанными в России — студия также решила временно закрыть прокат своих фильмов.

Василиса Шпоть из компании A-One, занимающеся дистрибуцией независимого кино, заявляет, что пока у России нет проблем с закупкой и показом нишевого кино. Так, 21 апреля вышел в прокат французский фильм "Этот новый мир", в ближайших планах показ фильмов-участников Каннского и Берлинского фестивалей. Еще один способ наполнить залы — показ фильмов прошлых лет, собиравших полные залы в свое время. В частности, в повторном прокате выходили "Основной инстинкт" Пола Верховена и "Ненависть" Матьё Кассовица.

Многие кинотеатры решили пополнить опустевшие "витрины" фильмами производства других иностранных студий. Так, онлайн-платформы увеличили закупки корейских сериалов и фильмов. Внимание мирового сообщества было привлеченко к киноиндустрии Южной Кореи после выхода фильма "Паразиты" сериала "Игра в кальмара", сделанного по заказу Netflix. Помимо корейских фильмов, российские кинопрокатчики также намерены сотрудничать с Болливудом и Турцией. Режиссер Андрей Богатырев сообщил, что несмотря на всеобщее скептическое отношение к индийским фильмам, их выпускается около 1000 в год, и примерно 300 из них "не хуже наших, там даже не танцуют".

Турецкие фильмы и сериалы могут привлечь более старшее поколение, чьи дети и внуки будут оплачивать им подписки.

Необычное направление осваивает "Газпром-Медиа" — холдинг заявил, что хочет открыть российским зрителям иранское кино и сделать совместный российско-иранский проект.

Сомнительный выход из положения нашел ряд кинотеатров, выпустивших в прокат пиратские версии голливудских блокбастеров. Частные лица арендовали кинотеатры и устраивали закрытые показы нового "Бэтмена", после чего ряд кинотеатров включил в официальное расписание торрентскую копию блокбастера. Надо сказать, что Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) категорически осудила происходящее. Эндрю Криппс (Andrew Cripps), президент отдела международной дистрибуции Warner Bros., в курсе происходящего и заявил, что "все мы научились жить в состоянии неопределенности".