Минкомсвязи разработает трехуровневую систему бизнес-моделей телеканалов

06.10.2014 16:58
Минкомсвязи России занялось разработкой трехуровневой системы бизнес-моделей телеканалов. Данная система будет делить каналы, работающие на отечественном рынке, на федеральные бесплатные, региональные и локальные, — об этом сегодня на Санкт-Петербургском международном медиафоруме в рамках круглого стола "Проблемы и перспективы платного телевидения" заявил заместитель министра связи Алексей Волин, уточнив, что в рамках разработки системы в первую очередь будет учитываться поддержка региональных вещателей.
 
Надо сказать, что круглый стол, в рамках которого было высказано вышеозвученное заявление, был посвящен проблематике вещательной отрасли, однако дискуссия практически не вышла за пределы обсуждения недавно принятых поправок к закону "О рекламе", запрещающих неэфирным телеканалам транслировать в своем эфире рекламу. 
 
Модератор круглого стола, главный редактор "Кабельщика" Яна Бельская продемонстрировала собравшимся основанный на данных каталога "Кабельщика" слайд с перечнем из более чем 50 неэфирных телеканалов, которые работают по рекламной модели и, предположительно, станут первыми пострадавшими, если не "жертвами" нового закона.
 
 
Алексей Волин, комментируя данный слайд, отметил, что рекламный рынок России сейчас находится в кризисе, потому вне зависимости от того, был бы принят этот закон или нет, данные телеканалы со временем бы закрылись. "При том сокращении объемов, которые имеют место на рекламном рынке, у них все равно не осталось бы шансов на выживание за счет одной лишь рекламы", — убежден Волин.
 
"Новый закон фактически позволил разделить бизнес-модели рынка, что в дальнейшем позитивно скажется на его развитии и даст возможность операторам и оставшимся платным каналам оптимизировать свои цены", — добавил замминистра.
 
При этом он отметил, что нововведения никак не скажутся на работе инфоканалов операторов, поскольку информация, которая на них транслируется, по сути, рассказывает о собственных услугах оператора и информирует пользователей о контенте телеканалов, что фактически приравнивается к анонсам.
 
Волин также сообщил, что принятый закон является частью большой стратегии, которую регулятор реализовывает совместно с законодателями. И одним из ее следующих этапов станет уточнение ролей и бизнес-моделей каналов и условий их сотрудничества с операторами. В частности, Минкомсвязи обещает не допустить возможности установления бесплатной для абонентов точки присоединения обязательных общедоступных федеральных каналов к сетям операторов. "Оператор сможет компенсировать свои затраты, транслируя федеральные каналы, а платные каналы станут истинно платными", — пояснил Алексей Волин.
 
Также ведомство планирует заняться унификацией терминологии, поскольку сейчас до половины терминов, которые используют разные стороны и игроки рынка, никак не коррелируют друг с другом. Эту работу, равно как и предыдущую задачу, Минкомсвязи обещает провести при непосредственном участии отрасли.
 
Первые шаги в этом направлении уже состоялись. Так, в минувшую пятницу министерство провело встречу с представителями отрасли, а также с ассоциациями НАТ, АКТР и МКС, на которой была достигнута договоренность о начале консультаций с отраслью с тем, чтобы сформировать единые правила игры на рынке платного телевидения России. При этом Алексей Волин обозначил, что если кабельщики и каналы не договорятся об условиях сотрудничества и о том, как они будут дальше работать друг с другом, то эти условия им пропишет министерство. 
 
Надо отметить, что круглый стол вызвал массу вопросов и споров между игроками. Например, Сергей Исаков из НАТ выразил серьезную обеспокоенность судьбой региональных телеканалов, не имеющих эфирной лицензии и работающих в кабельных сетях. Николай Орлов, гендиректор компании "Первый ТВЧ", рассказал о печальных последствиях новшеств для инвестиционного климата в отрасли, приведя в пример резкое падение акций медиахолдинга "СТС Медиа" после принятия последних медийных законопроектов.
 
Впрочем, не все в отрасли разделяют это беспокойство. Так, например, глава кинокомпании "Амедиа" Александр Акопов, поддержал как новый закон, так и стратегию регулятора в целом. Руководитель компании "Сигнал Медиа" Михаил Ковальчук также поддержал новый закон, призвав регулятора также разработать систему контроля для новых медиа и более детально проработать ее для существующих операторов, использущих пробелы в законодательстве для пиратства и недоотчетностей. Ему возразил руководитель компании "Аскон" Александр Силин, сказавший, что отрасль вполне зарегулирована, и существующих инструментов достаточно для оптимального функционирования отрасли, необходимо просто планомерно и грамотно их использовать.
 
 
UPD Важное примечание. К сожалению, формат круглого стола чреват некоторыми информационными неточностями. По уточнению Минкомсвязи, три бизнес-модели, разрабатываемые министерством, не включают в себя платные каналы, а касаются только федеральных, региональных и локальных телеканалов, определяемых законом, как бесплатные. В ближайшее время "Кабельщик" подготовит на эту тему отдельную публикацию с подробным описанием всех трех бизнес-моделей телеканалов и схем их взаимодействия с кабельными компаниями.