20 июня стартовал телеком-форум CSTB PRO.MEDIA – 2022. В его рамках прошла сессия «Зритель или бизнес: кто на самом деле формирует рынок контента в России». В ее рамках выступили операционный директор "МТС Медиа" Алексей Иванов, генеральный директор ГК "Орион" Кирилл Махновский, генеральный директор"Витрина ТВ" Сергей Сторожев, вице-президент по цифровому бизнесу B2C Ростелекома Диана Самошкина, директор департамента ТВ и контента, J’son and Partners Consulting Cергей Исаков. "Кабельщик" собрал самое интересное.

Начиная сессию, ее модератор Ксения Болецкая пошутила: "Кто на самом деле формирует рынок контента в России - это вопрос про курицу и яйцо".

Первым из спикеров выступил директор департамента ТВ и контента J'son and Partners Consulting Сергей Исаков. Он рассказал, что в 2021 году рынок достиг онлайн-видеосервисов почти 100 млрд руб., количество абонентов составило 45 млн. Но этих абонентов не отняли у традиционного телевидения, отметил Исаков. У наиболее продвинутой публики, по его словам, по 5 подписок, у кого-то 1,5. У каждого пользователя есть в среднем 2,8 подписки. 

J'son and Partners провели опрос и выяснили, что 65% опрашиваемых подключают платное ТВ, еще 35% пользуется бесплатными (опрос в городах 100+, возраст от 18 до 90). "Платное телевидение сохранило свои позиции, при этом произошел прирост OTT-абонентов", - отметил Исаков.

Диана Самошкина отметила: с ARPU все хорошо. Появление нового класса продуктов медиа обозначило тренд на дополнительный платеж. По ее словам, около 40% аудитории видеосервиса Ростелекома смотрят VoD, но в рамках года эта цифра почти в два раза выше. Любой оператор будет сокращать свои затраты на канальный контент, чтобы высвободить средства для нелинейного контента, уверена она.  

Сергей Сторожев тоже поделился интересными цифрами. Например, рассказал, что порядка 40 млн аудитории смотрят "Витрину" на тех или иных площадках.

Алексей Иванов из МТС Медиа отметил, что его всегда удивляет цифра смотрения телевизора в часах. Там очень большие показатели. "Но когда вдаешься в детали понимаешь, что это фоновая картинка. VoD - это более осознанное смотрение, не предполагает фонового смотрения", - отметил он. Иванов также подчеркнул: несмотря на уход многих телеканалов, количество каналов на рынке сейчас огромное, однако многие из них имею небольшую долю.

По его оценке, на рынке есть дефицит научно-популярных телеканалов. Успешные детско-семейные тоже можно пересчитать по пальцам.

Кирилл Махновский из Ориона отметил, что когда Ростелеком приходит в тот или иной населенный пункт, наблюдается отток абонентов операторов спутникового ТВ. "Но потом часть возвращается. Линейное телесмотрение никуда не уйдет в обозримом будущем, потому что абоненту лень что-то искать, он хочет знать, что ему предлагают", - считает Махновский. Он также сказал, что сейчас снизился интерес к спортивным каналам, почему-то не спадает интерес к фильмовым, хотя их очень много. 

Один из слушателей форума спросил, стоит ли в текущее время открывать новый телеканал. Самошкина ответила, что сейчас скорее не стоит открывать новые телеканалы, если автор этой идеи - не профессиональное предприятие. Иванов считает, что если канал будет актуальный и оптимален по цене - почему нет. Также думает и Махновский. 

Исаков добавил, что 75% пользователей заходят на пиратские сервисы. "Мы их учим-учим платить за контент, но они все равно иногда пиратят. Для них важен перевод и качество озвучки", - считает он.

Кроме того, Ростелеком провел исследование и выяснил, что абонент хотел, чтобы пакет телеканалов стоил тех же денег, но настраивался конкретно под пользователя. Компания создала такой тарифный план. Он подстраивается под зрителя ежемесячно в зависимости от его предпочтений.

Эксперты обсудили и вопрос жанрового насыщения. Самошкина считает, что сейчас не хватает оригинальных, крепких, детективов, с хорошим сюжетом, основанном на психологической драме. Алексей Иванов уверен, что вопрос не в жанрах, а в качестве. "Если контент интересный, не важно, какой у него жанр. Если говорить все-таки о жанрах, я не наблюдаю последнее время детско-семейного контента, качество которого сопоставимо и мейджерами. Сейчас идёт невероятное смешение жанров", - сказал эксперт.