Рекомендательные сервисы, которые используются в онлайн-кинотеатрах, социальных сетях, новостных агрегаторах и маркетплейсах, должны отключаться по желанию пользователей. Как пишет "Коммерсантъ",  соответствующие предложения подготовили эксперты комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России. 

Предложения были направлены главе Минцифры Максуту Шадаеву, главе комитета по информполитике Госдумы Александру Хинштейну и зампреду комитета по законодательству и госстроительству Совфеда Ирине Рукавишниковой

Предполагается, что в закон "Об информации" будут введены понятия  рекомендательный сервис" и "оператор рекомендательного сервиса", а также регулирование таких сервисов. Будут регулироваться площадки, у которых более 100 тысяч пользователей в сутки и которые обрабатывают данные более полумиллиона российских пользователей.

По словам главы комиссии Александра Журавлева, алгоритмы рекомендаций позволяют искусственно создавать аномальный интерес к товарам и "погружают человека в информационную оболочку в соответствии с его убеждениями". Также он отметил, что такие технологии могут влиять на общественное мнение, "повышая риски социальных конфликтов". Алгоритмическая рекомендательная лента есть в соцсети "ВКонтакте", но ее можно отключить в пользу хронологической ленты, в то время как специфика сервиса "Яндекс.Дзен" заключается именно в подборе интересующих пользователя материалов на базе алгоритмов искусственного интеллекта. 

В комиссии полагают, что операторов рекомендательных сервисов также следует обязать доступно объяснять пользователям принципы их работы, а сами алгоритмы подвергать независимому аудиту [очевидно, производимому регулятором] на предмет выявления аномалий или противоречия законодательству.

Предложенные комиссией меры приведут к излишнему регулированию отрасли и могут нанести ущерб всей цифровой экономике, полагает руководитель корпоративных коммуникаций Mail.ru Group Сергей Лучин.

По словам эксперта и автора телеграмм-канала "Громко" Андрея Громковского, последний мировой опыт показывает, что алгоритмически формируемые информационные выдачи могут существенно влиять на общественное мнение и искусственно приоритизировать или деприоритизировать те или иные нарративы в общественном сознании. Яркий пример – поляризация общественного мнения в США в последние годы, которая возникла, по мнению многих экспертов, именно благодаря алгоритмам социальных сетей, создающих петли положительной обратной связи. "В этом смысле, идея по аудиту таких алгоритмов находится в форватере современного государственного регулирования цифровых платформ, главный вопрос – в практическом воплощении такой инициативы", – резюмировал эксперт.

Однако большинство опрошенных "Кабельщиком" участников рынка скептически отнеслись к этой идее, охарактеризовав ее как "очередное создание видимости работы не очень компетентных людей".

"Рекомендации преследуют две цели: удобство для пользователя и продвижение контента/продукта, и как можно законом регулировать продвижение чего-то? – говорит эксперт Ираклий Накашидзе, – Есть законодательные акты по рекламе, они и должны регулировать рекламные рекомендации. А все остальное – вообще саморегулируемый процесс".

Отдельный вопрос – кто и как будет осуществлять внешний контроль рекомендательных систем ОТТ-операторов. В принципе, это не невозможно, считает технический директор Kartina TV Дмитрий Дитрих, однако это потребовало бы создания отдельной независимой базы всего существующего контента и тэгирования его в соответствии с регламентом регулятора. У каждого онлайн-кинотеатра собственная система тэгирования контента, учитывающая потребности каждого конкретного ее подписчика. Частично такие тэги у различных платформ могут пересекаться, но только частично. А значит, если регулятор хочет создать надстройку всего рынка, ему придется сделать некий аналог "Кинопоиска", причем не только с кино и сериалами, но со всеми программами всех телеканалов.

Руководитель онлайн-платформы Microimpuls Константин Шпинев уверен, что ангажированные рекомендательные сервисы – это плохо, но еще хуже это регулирование государством любых технических алгоритмов работы сервисов.

"Я согласен, что частные компании должны стремиться к прозрачности работы своих рекомендательных алгоритмов и никаким образом не использовать их для транслирования какой-то коммерческой повестки или повестки какого-либо интересанта, без явной маркировки такого продвижения, – развивает свою мысль г-н Шпинев, – Но я крайне против государственного вмешательства в технологические процессы частных компаний. Я считаю, что технически это реализовать невозможно или крайне сложно/дорого, потому что нет единого стандарта и единой технологии рекомендательных движков, поэтому при попытке реализовать такое вмешательство придется разрабатывать уникальное сложное техническое решение в каждом частном случае. Не получится сделать рекомендательный СОРМ или DPI один для всех. Затраты, как и в случае с пакетом Яровой, будут возмещать пользователи. Либо все это может вылиться в простые запреты/согласования и бюрократию.

Я думаю, что государство подобные инициативы продвигает, преследуя исключительно политические цели, и хочет усиливать цензуру и пропаганду через подобное вмешательство в работу рекомендательных движков сервисов. Думаю, что результатом попыток имплементации этой инициативы будет еще один клин в технологическое развитие и инновации независимых сервисов, усиление госпропаганды и цензуры в зависимых сервисах с повышением их стоимости для пользователей", – резюмировал Константин Шпинев.

Разделяет эту точку зрения и Михаил Платов, заместитель генерального директора по правовым вопросам онлайн-кинотеатра ivi: "Считаем, в целом, что в последнее время вопросы регулирования рынка аудиовизуальных сервисов носят чрезмерный характер, что уже в ближайшей перспективе может негативно повлиять на его развитие. Именно российская часть отрасли уже и так сильно зарегулирована всевозможными законодательными ограничениями и запретами, и в последнее время все чаще появляются новые инициативы, связанные с регулированием или ограничениями. При этом государство никак не поддерживает отрасль, которая находится на стадии инвестиционного развития". 

Михаил Платов считает, что подобные предложения на практике негативно повлияют на российских игроков рынка и никак не затронут глобальных игроков. "Сложно представить, чтобы глобальные корпорации допустили стороннее вмешательство в их технологии. Системы рекомендаций аудиовизуальных сервисов всегда строятся на предпочтениях пользователей: они сами выбирают интересующие их жанры. Затем на основе этого алгоритмы автоматически рекомендуют пользователям контент, который они могут и не посмотреть. В аудиовизуальных сервисах именно пользователь решает, что ему смотреть, а задача сервиса – предложить ему максимально широкий выбор контента. Поэтому считаем данные предложения нецелесообразными в вопросах, не требующих законодательного регулирования", считает эксперт ivi.

 

От редакции "Кабельщика": В настоящий момент мы готовим большую серийную публикацию о рекомендательных системах и их принципах работы. Учитывая все возрастающую актуальность этой темы и образовавшийся пристальный интерес к ней регулятора, можно ожидать, что тема эта станет одной из наиболее популярных в телекоме в ближайшие годы.