Счетная палата выявила нарушения при реализации программы по устранению цифрового неравенства

15.07.2025 15:47

Счетная палата провела проверку по инициативе Совета Федерации, выявив неэффективное расходование бюджетных средств на предоставление универсальных услуг связи в 2021-2023 годах.

Оператором универсального обслуживания является "Ростелеком", с которым у Минцифры заключен договор. Согласно закону о связи эти услуги должны были предоставляться жителям населенных пунктов численностью от 100 до 500 человек (с начала 2025 года — от 100 до 1000 человек), в которых нет альтернативных источников связи.

Проверка показала, что в 154 населенных пунктах численность жителей не соответствовала требованиям, а 496 поселений уже имели доступ к аналогичным услугам. Проблемы связаны с некорректным планированием и недостаточным контролем со стороны Минцифры, а также с ненадлежащим выполнением обязательств "Ростелекомом", который не вовремя оказывал услуги.

"Таким образом, средства федерального бюджета на сумму около 3 млрд рублей использованы с нарушением принципов, установленных законодательством", — пояснил аудитор Счетной палаты Данил Шилков.

Были выявлены случаи незначительного использования Wi-Fi точек в 1056 населенных пунктах из-за хорошего покрытия сотовой связью и ограниченного радиуса действия точек (около 100 метров). В то же время сотовая связь востребована больше, хотя в отдаленных поселках использованы медленные спутниковые каналы.

Счетная палата направила Минцифры и "Ростелекому" представления с требованием устранить нарушения и улучшить контроль. Также были предложены меры для повышения эффективности и экономии средств: установить порядок выбора населенных пунктов для предоставления связи, отключить ненужные Wi-Fi-точки и внести изменения в условия договора с "Ростелекомом", направленные на усиление контроля со стороны Минцифры.