Екатеринбургский кинотеатр "Премьер-зал «Юго-Западный»" не выплачивать Российскому авторскому обществу (РАО) в пользу авторов музыки к голливудским фильмам, пишет "Коммерсантъ". Кассационная инстанция суда по интеллектуальным правам  (СИП) отказала в жалобе РАО по иску к владельцу кинотеатра Евгению Елесину. РАО пыталось взыскать в пользу авторов саундтреков фильмов 340 тыс. руб. Речь идет о лентах, которые шли в прокате еще в 2015 году. Суд выяснил, что композиторы американских фильмов по законам США фактически не являются авторами, а все права на музыку принадлежат юридическим лицам – киностудиям, которые владеют правами на весь фильм в целом.

"Мы с 2001 года пытались донести до судов, что нас беспокоит непрозрачное взыскание авторских отчислений в пользу американских композиторов. Это решение дает больше шансов кинотеатрам в спорах с РАО, но РАО продолжит отстаивать позиции, точка еще не поставлена", – заявил "Ъ" гендиректор сети "Премьер-зал" (336 кинотеатров включая франшизы) Владимир Петелин.

РАО, как правило, выигрывает подобные дела. Максимальная ставка по отчислениям авторам музыки для фильмов установлена постановлением правительства от 1994 года – 3% от сборов. Но с большинством кинотеатров РАО, по данным "Ъ", заключает отдельные договоры по льготным ставкам: киносетям, по словам участников рынка, предлагается платить 1,5%.

Все суды, которые сейчас идут по подобным делам, а их около 30-40, должны будут учитывать постановление СИП, а значит, у кинотеатров больше шансов выигрывать дела, уверен управляющий партнер фирмы "Юста Аура" Евгений Дедков, представлявший интересы кинотеатра. "Много лет рынок платил РАО за голливудские саундтреки, но сейчас доказано, что нет правовых оснований требовать эти отчисления", – заявил он.

"И теперь, пожалуй, стоит проверить действия руководителей и юристов РАО на предмет наличия состава преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ (в части приобретения права на имущество кинотеатров, которые в результате введения их РАО в заблуждение стали перечислять ему авторское вознаграждение в виде % с выручки от проката кинопродукции Голливуда)", пишет господин Дедков на своей странице в Facebook.

Ранее СИП оставил без удовлетворения еще две кассационные жалобы РАО к кинотеатрам по делу о саундтреках – против ООО "Киномир", управляющего кинотеатрами "Знамя" и "Заря" сети "Премьер-зал", и ЕМУП "Кинотеатр "Салют"" в Екатеринбурге.

Несмотря на одинаковый результат, новое решение СИП – прямое противоречие собственной практике, в том числе по искам к "Киномиру" и "Салюту", отмечает омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов: в том случае суд не согласился, что авторство надо определять по нормам страны происхождения произведения. "Так что никакого единообразия нет даже по самым ключевым моментам. Навести порядок тут сможет либо Верховный, либо Конституционный суд",– считает он. Кроме того, сам по себе вывод о том, что автором по американскому праву является студия, едва ли может объяснить вывод СИП о том, что удовлетворять требования РАО не нужно – российский Гражданский кодекс не содержит оснований для такого отказа, уверен Анатолий Семенов. Отказ РАО по делу на самом деле был вызван неправильной конструкцией иска – общество требовало присудить выплату себе, а не авторам, подчеркивает он.

РАО планирует оспаривать решение, используя те же аргументы, которые ранее признавались судами, заявила "Ъ" заместитель руководителя управления сбора вознаграждения по правовым вопросам общества Наталья Полианчик. "Среди судей СИП существуют диаметрально разные мнения по вопросу признания прав авторства и действия норм международных конвенций на территории России. К сожалению, СИП не может дать окончательного понимания в этом вопросе, необходимо вмешательство более высокой судебной инстанции, то есть Верховного суда", – настаивает она. Вознаграждение за использование музыки может быть выплачено не только автору, но и юридическому лицу, к которому от автора перешло право, добавила госпожа Полианчик.

В марте российский союз правообладателей, Международная конфедерация обществ авторов и композиторов и организация "Сценаристы и режиссеры мира" предложили ввести в Гражданский кодекс РФ норму о "справедливом вознаграждении" режиссерам и сценаристам фильмов. Кинематографисты предлагают выплачивать авторские вознаграждения не только композиторам, но также режиссерам и сценаристам фильмов – из выручки кинотеатров, телеканалов и интернет-площадок.