Телевидение все еще занимает у россиян лидирующее место среди источников информации, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на материалы Индекса развития медиасферы по итогам 2018 года от фонда "Медиастандарт" и исследовательской группой "Циркон" при поддержке комитета гражданских инициатив. Исследования проводились в 2015-2018 годах.

76% принимавших участие в исследовании смотрят телевизор. Только 3% не смотрят его никогда. Такие показатели делают телевидение наиболее востребованным каналом получения информации.

На втором месте в рейтинге основных источников информации оказался интернет, который обогнал газеты. набрав 48% против их 19%. При этом отмечается, что аудитория интернета растет, за 2018 год доля тех, кто никогда не выходил в интернет, снизилась с 26% до 14%. Аудитория газет и журналов, наоборот, сокращается, включая их электронную форму. Также снижается интерес к прослушиванию радио вне дома.

При этом растет показатель доверия к неформальным медиа. По данным за 2018 год, информации в YouTube доверяют 12%, каналам в Telegram — 4% россиян (среди молодежи — 12%). В 2017 году эти показатели равнялись 8% и 1% соответственно.

62% опрошенных считают, что умеют собирать информацию из разных источников для получения полного представления об интересующей теме. 42% отметили, что следует различать информацию и другие сообщения: мнения, суждения и критику. При этом только 38% опрошенных знают, что такое фейковые новости.

Главным медиаконтентом, по данным опроса, остаются новости. Ими интересуются 2/3 аудитории, совершенно не интересуются только 12,5% (среди молодежной аудитории от 18 до 24 лет - 24%). Независимость СМИ от власти и бизнеса волнует 17% опрошенных. Также отмечено, что часть респондентов затруднились определить, почему они выбирают тот или иной источник. Таким образом, выбор канала информации происходит неосознанно почти для 1/5 части участников опроса.

При этом региональные СМИ утрачивают ценность в глазах граждан. Александр Малькевич, председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, заявил, что внимание к неформатным медиа характерно для городов миллионников, в регионах интереса к местным СМИ больше, но их контент, по мнению Малькевича, получается низкокачественным из-за недостатка финансирования.

Авторы исследования отмечают, что качество аудитории в процентном соотношении существенно не отличается в разных регионах Российской Федерации. При этом влияние этого фактора на СМИ минимально, гораздо больше влияют рекламодатели и власть.