В России предлагают резко увеличить штрафы за рекламу в запрещенных соцсетях

25.11.2025 16:12

Депутаты "Единой России" выступили с инициативой многократного увеличения штрафов за размещение рекламы в запрещенных иностранных социальных сетях, таких как Instagram и Facebook (принадлежат Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ). Законопроект направлен на отзыв в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД. Авторы инициативы предлагают поднять максимальные штрафы для юридических лиц до 1 млн рублей (вместо текущих 500 тыс.) и для физических лиц до 80 тыс. рублей (вместо 2,5 тыс.). Об этом сообщают "Известия".

Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный, один из авторов инициативы, пояснил, что действующие штрафы не оказывают достаточного сдерживающего эффекта на блогеров и компании, поскольку доходы от такой рекламы многократно превышают размер наказания. Он подчеркнул, что иностранные платформы используются для распространения антироссийского контента, дезинформации и мошенничества, а реклама на них способствует их дальнейшей популяризации и финансированию.

Закон о запрете рекламы на таких ресурсах был принят в 2025 году для пресечения спонсирования владельцев платформ, используемых для противоправных действий. Однако, как отмечает Выборный, многие блогеры продолжают размещать там рекламу, порой в обход закона.

Опрошенные "Известиями" эксперты расходятся во мнениях. Эксперт по цифровым коммуникациям Ярослав Мешалкин считает, что повышение штрафов может уменьшить число нарушений. В то же время, Анастасия Красникова, основатель Юридического центра для блогеров, видит в инициативе негатив для рынка, опасаясь, что могут пострадать добросовестные участники.

Юлия Загитова, секретарь Союза журналистов России, согласна с логикой государства в стимулировании перехода на российские площадки, но сомневается в эффективности одних лишь запретов. По ее мнению, блогеры будут искать обходные пути, а реального эффекта можно добиться, лишь развивая привлекательность отечественных платформ и создавая для блогеров и рекламодателей более выгодные условия работы в России.

Член комитета Госдумы по информационной политике Антон Немкин согласился с необходимостью корректировки административных мер, чтобы ответственность была соразмерна масштабам нарушений, но подчеркнул, что главная цель — не наказание, а выстраивание прозрачных и справедливых правил для устойчивого развития рекламного рынка и роста доверия к российским платформам.

Напомним, ранее "Кабельщик" писал, что деструктивный контент приравняют к экстремистскому для досудебной блокировки.