Вещатели недовольны новой методикой ФАС по измерению громкости рекламы

07.03.2025 14:30

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала новую методику измерения громкости звука в телевизионной и радиорекламе и опубликовала соответствующий приказ на Федеральном портале. Документ вступит в силу в сентябре 2025 года и в значительной степени повторяет действующую методику, которая введена в 2015 году. Однако нововведения, как и прежние критерии методики, не устраивают вещателей. Они считают, что требования ФАС по выравниванию громкости рекламы в пятиминутных фрагментах программ ограничивают динамический диапазон звука, сообщает Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ). 

Сейчас в соответствии с законом "О рекламе", громкость рекламы не должна превышать средний уровень громкости программы. ФАС контролирует соблюдение этой нормы, проводя замеры громкости рекламы и сравнивая их с другими частями программы. Замеры проводятся с помощью программно-аппаратного комплекса "АСК-громкость".

ФАС утверждает, что количество нарушений в этой области значительно снизилось с 2015 года. В 2024 году, например, было зафиксировано всего одно нарушение. В то же время вещатели отмечают, что новая методика почти не отличается от предыдущей, хотя эксперты указывают на ужесточение регулирования в некоторых аспектах. Например, теперь громкость рекламных блоков может сравниваться с фрагментами программы менее пяти минут, что увеличивает ограничения для вещателей. Также новая версия методики уточняет, что можно замерять громкость названий программ и джинглов, которые не являются рекламой.

Вещатели выражают недовольство методикой измерения звука, разработанной ФАС. Эксперты, такие как Сергей Соколов из "Дигитон Системс", отмечают, что методика подвергалась критике со стороны ключевых игроков рынка теле- и радиовещания. Основные замечания касаются необходимости обеспечения одинаковой громкости пятиминутных фрагментов программ, что приводит к значительному сжатию динамического диапазона и ухудшению художественной ценности звука. Алексей Брусницкий из ТВЦ подчеркивает, что для соответствия требованиям ведомства звук приходится сжимать до 2 дБ.

Второй блок вопросов связан с делением рекламных блоков на короткие фрагменты, что создает проблемы с восприятием громкости. Соколов указывает, что методика допускает сравнение громкости рекламы с фрагментами программы, не предшествовавшими ей, что искажает восприятие.

Отрасль уже почти десять лет критикует методику, но ФАС никак на это не реагирует. Брусницкий утверждает, что новая версия методики, если будет принята без изменений, продолжит негативно сказываться на качестве звука. Он настаивает на необходимости изменения методики для приведения громкости контента к среднему уровню в рамках передачи.

НАТ также поддерживает эту позицию, указывая на недостатки методики, разработанной без учета нюансов. Генеральный директор НАТ, Александр Широких, отмечает, что текущая методика приводит к однородному звуку, что лишает зрителей эмоций.

Несмотря на создание рабочей группы для доработки методики, игроки рынка не ожидают быстрых изменений. Широких сообщает, что до вступления в силу новой редакции осталось всего полгода, и предложенные изменения могут быть компромиссными. В то же время, первый вице-президент АКАР, Елена Решетова, считает, что рынок должен предложить альтернативные методики измерений и варианты финансирования для реализации изменений.

Напомним, как ранее писал "Кабельщик", ФАС возбудила дело против "ТВ Центра" из-за слишком громкой рекламы.