Сергей Лампадов: Особенности ландшафта Астраханской области требуют уникальных подходов к проектированию линий связи

27.11.2025 17:24
Сергей Лампадов

Компания "Телплюс" прошла путь от первого провайдера оптоволоконного интернета в Астрахани в 2006 году до ключевого игрока, обслуживающего почти 100 тыс. абонентов. Сегодня она занимается разработкой умных решений для многоквартирных домов и городской инфраструктуры. "Кабельщик" узнал у генерального директора Сергея Лампадова, как компания решает проблемы, характерные для региона своего присутствия, за счет чего ей удается сохранять конкурентное преимущество на рынке и как она справляется с DDoS-атаками.

"Кабельщик": Расскажите об истории создания компании. С какой услуги начинали?

Сергей Лампадов: В марте 2006 года начался этап становления компании. Тогда вся Россия ожидала перехода на цифровое эфирное вещание и многие регионы были вдохновлены коммерческим опытом реализации цифрового эфирного телевещания в Саранске. С прицелом в том числе на эту услугу было создано ЗАО "Астраханское цифровое телевидение".

Изначально планировалось оказывать весь спектр цифровых услуг связи, не ограничиваясь только телевидением, а для коммерческого продвижения услуг был создан бренд "Телплюс". В результате реализации задуманного проекта в тот же год было проложено более 100 км волоконно-оптического кабеля между опорными узлами сети, смонтирован и запущен центральный узел сети передачи данных с единым биллингом для услуг: интернета, телефонии, кабельного телевидения.

На тот момент наша компания была единственным оператором в регионе, который предоставлял услуги исключительно на базе собственных волоконно-оптических линий связи, тогда как другие работали еще по-старинке — на медных линиях и устаревающих технологиях. 3 марта 2007 года к сети был подключен первый абонент доступа к интернету.

— Насколько выросли за годы работы? Как работаете на расширение абонентской базы? Какие решения наиболее эффективны?

— В 2026 году компании исполняется 20 лет, и за это время мы выросли многократно во всех отношениях. На данный момент собственные оптические линии раскинулись по всей Астраханской области, а различными услугами компании пользуется почти 100 тыс. жителей региона и юридических лиц.

Увеличиваем абонентскую базу за счет расширения сетей — каждый год подключаем все новые территории в Астраханской области, активно работаем с застройщиками предлагая не просто услуги связи, а организовываем умные решения для многоквартирных домов, такие как умный домофон с функцией Face ID, телеметрия, СКУД, видеонаблюдение, приложения для управления услугами как жильцам так и CRM-системы для управляющих компаний.

Предлагаем пакетные предложения для наших абонентов, а в следующем году мы презентуем конвергентную услугу, включающую мобильную связь. Также мы используем маркетинговые акции и программы лояльности для наших абонентов, которые позволяют ближе познакомиться с нашим брендом.

Наша компания оказывает услуги как физическим так и юридическим лицам в многоквартирных домах, частном секторе и в бизнес-застройке. Интернет, телефония, видеонаблюдение, телевидение, АСКУЭ (автоматизированная система контроля и учета электроэнергии) , домофония, аренда каналов связи — это базовые услуги, которые оказывает компания на территории региона.

Сегодня самая востребованная услуга — интернет, но и ее мы развиваем и стараемся добавить к ней максимум полезного. Так и появляются пакетные предложения с включенной услугой телевидения с возможностью управления через мобильное приложение, просмотром камер видеонаблюдения, закрепленных за домом и другими возможностями.

— Много ли в целом конкурентов в вашем сегменте рынка? За счет чего конкурируете с крупными игроками?

— Конкурентов на территории области много, как федерального уровня, так и регионального. На удивление, основную конкуренцию мы видим со стороны наших коллег — региональных операторов, федеральные игроки не так заметны. Однако у "Телплюс" есть ряд преимуществ, которые позволяют нам не просто конкурировать, но и занимать лидирующие позиции.

Как региональный провайдер, мы всегда на связи. У нас нет робота на входящих звонках. Только живые люди и живое общение. Процессы подключения, сервисного обслуживания и ремонтов выполняются высококвалифицированными специалистами в максимально короткие сроки, в том числе в выходные и в вечернее время.

Мы предлагаем расширенную линейку тарифных планов на интернет со скоростью до 500 Мбит/с. Наши пакетные предложения включают как традиционное, так и интерактивное ТВ с возможностью управления просмотром и расширенными пакетами тематических телеканалов.

Активно развиваем услугу "Умный дом", которая включает умный домофон, телеметрию, видеонаблюдение. Это позволяет нашим абонентам следить за расходом воды и электроэнергии, дистанционно открывать дверь домофона и контролировать происходящее в доме, даже находясь далеко. При этом у них есть доступ к общегородским камерам видеонаблюдения, чтобы видеть пробки или любоваться пейзажами региона.

Кроме того, у нас действует программа лояльности, которая предлагает нашим абонентам специальные скидки от городских партнеров на очень широкий спектр услуг — от пребывания детей в детском лагере до покупки букетов и прогулок на сапах в акватории Волги.

— Есть ли особенности работы именно в вашем регионе?

— В регионе много частного сектора, как на территории города, так и за его пределами. В области много удаленных сел и поселков до которых тяжело добраться ввиду особенностей ландшафта. Много рек и каналов, в связи с чем мы особое внимание уделяем проектированию линий связи и ищем разные варианты строительства.

В какой-то момент мы осознали, что купив специальную установку ГНБ для прокладки коммуникаций под землей без перекапывания, например, под дорогами или руслами рек, мы сможем гораздо легче осваивать новые районы. Кроме того, привлекаем активистов поселений, чтобы узнать особенности того или иного села, например как часто отключают электропитание, есть ли сезонность проживания на территории, что является местом притяжения жителей. Такая проработка помогает подобрать более гибкие условия для жителей и совершенствовать качество услуг.

— Есть ли сложности с поиском квалифицированных кадров?

— Думаю, что это проблема всех нестоличных операторов. Квалифицированные кадры покидают регион, их замещают менее квалифицированные люди из других регионов. Наиболее активные работодатели отбирают кадры из числа студентов и школьников. Хотя наверное уже правильнее сказать "борются за них".

— Испытываете ли дефицит оборудования в связи с внешней ситуацией? Как решаете эту проблему?

— Пока дефицита в оборудовании нет. Но предстоящий переход на отечественное оборудование и ПО нас настораживает.

— Были ли сложности с внедрением СОРМ и ТСПУ?

— Я еще не встречал оператора, у которого не было бы с этим сложностей. Как минимум, финансовая сторона реализации последних требований СОРМ — это тоже из некоторых вызов. Ну а самый большой вызов в эксплуатации ТСПУ — это отсутствие данных о текущих блокировках. В любой ситуации мы не можем быть уверены, где проблема: на стороне вышестоящего провайдера, в нашей зоне ответственности или это "штатный режим" работы блокировок. В этом плане, конечно же, хотелось бы чуть более открытого информирования от ГРЧЦ по проблемным вопросам.

— Как часто ваша компания подвергается DDoS-атакам? Как решаете проблему?

— К нашему счастью, атаки нами фиксируются не часто. Во-первых, у нас более пяти магистральных аплинков, и атака по одному из них не мешает работе других каналов. Во-вторых, полоса магистральных каналов достаточно широкая, чтобы не замечать мелкие атаки. Ну а в-третьих, вышестоящие провайдеры хорошо отрабатывают услугу по блокированию атак на своем уровне.

— В каком направлении дальше планируете развиваться?

— На сегодняшний день мы считаем себя экспертами не только в оказании услуг связи, но и по многим сопутствующим направлениям. Например, мы активно занимаемся проектированием современных сетей связи для застройщиков многоквартирных домов. Развиваем в регионе автоматизированные системы удаленного снятия, хранение и передачи информации с приборов учета и различных датчиков.

Нам интересно управление инженерными сетями на уровне городской инфраструктуры: светофоры, водоснабжение, уличное освещение. Поэтому дальнейшее наше развитие видим в нашем участие в том, чтобы быть полезными не только нашим абонентам, но и в целом городу и его жителям.