4K: быть или не быть?

Примерно такой вопрос организаторы конференции "Digital TV&Video in Russia. 4K" поставили перед ее участниками. К сожалению (или к счастью), от этого формата в любом случае не деться. Это, как верно заметил один из спикеров, уже наступившее настоящее. Другой вопрос — следовать ему или нет?
 
Один из апологетов данного формата в России — "Триколор ТВ". Компания активно продвигает историю с UHD-телеканалами, аж с 2013 года, и недавно, наконец, запустила пакет из трех каналов ультравысокого разрешения в коммерческую эксплуатацию (после семи месяцев тестового вещания пакета из двух каналов), стоимостью 1200 рублей в год. Ни о результатах теста, ни тем более коммерческого использования телеканалов спутниковый оператор не распространяется. Но при этом активно на всех конференциях заявляет, что абоненты UHD-контент смотрят и довольны услугой, что рост впечатляющий (с нуля он всегда такой), и вообще, все хорошо.
 
На этой конференции, впрочем, было озвучено хотя бы количество домохозяйств, пользующихся услугами "Триколор ТВ", у которых есть UHD-телевизор. По словам Александра Старобинца, директора по маркетингу "Триколор ТВ", у 6% абонентов компании имеются в наличии телевизоры с поддержкой UHD. Учитывая, что к началу августа база оператора составляла 12 млн абонентов, "современно укомплектованных" абонентов у "Триколора" порядка 720 тысяч. Главным остается вопрос — сколько из них смотрит Ultra HD-пакет оператора? Ведь помимо телевизора с поддержкой данного формата, необходимо еще иметь и соответствующее оборудование. А это либо CI-модуль с поддержкой UHD, стоимостью свыше 8 тысяч рублей, либо специализированная приставка. Последняя, как мы помним, у GS Group появилась только в январе 2016 года, поставлять его дилерам компания планировала не раньше конца первого квартала. Стоимость приставки (а речь о GS A230) — свыше 10 тысяч рублей (из тех цен, что есть в интернете — 16,5 тысяч рублей). В общем, слагаемых для массовости продукта мало...
 
Справедливости ради — в "Триколоре" этого и не скрывают, и признают, что "узкое место" — в средстве доставки UHD-контента до абонента. Тем не менее, оператор возлагает более чем оптимистичные надежды на распространение формата. "Мы идем выше того планирования, которое закладывали. Через 2-3 года формат UHD дойдет до той массовости, которая сейчас присуща HD-контенту", — заявил директор по контенту "Триколор ТВ" Михаил Горячев.
 
 
У аналитиков на этот счет прогнозы куда менее позитивные. По словам Дмитрия Колесова, директора департамента ТВ и контента J’son and Partners Consulting, говорить о массовости UHD-контента в России еще долго не придется. Согласно расчетам компании, к 2020 году лишь 1% всего отечественного парка телевизоров будет приходиться на UHD-модели. Что говорить, если проникновение даже HD-телевизоров у нас в стране пока на уровне 54%, в то время как в Америке, например, на уровне 94%.
 
У "Триколора" на столь пессимистичный прогноз аналитиков свой ответ. "Любой оператор должен иметь инновационный продукт, и этот продукт не обязательно должен приносить деньги", — констатировал Горячев.
 
Но что мы все о "Триколоре"... Помимо спутникового оператора свои кейсы и оценки 4K в рамках конференции выразили и другие участники, в том числе иностранные спикеры.
 
Доктор Ханс Хоффман из Европейского вещательного союза (EBU) поделился информацией о том, что в Европе не только платные каналы, но и общественные начинают производить контент в UHD-формате, среди последних яркий пример — BBC. Все больше пилотных проектов с задействованием данного формата можно видеть у операторов и на OTT-площадках.
 
Британский оператор Sky UK, например, 13 августа 2016 года запустил собственный UHD-сервис. В его рамках он предлагает как трансляции спортивных событий (при наличии подписки на спортпакет), так и VOD-контент (фильмы, документальные ленты, сериалы). Объем контента, разумеется, весьма ограниченный. В каждом жанре — буквально пара-тройка десятков наименований.
 
В день запуска сервиса пользователи могли посмотреть трансляцию матчей Премьер Лиги в UHD, а в 2017 году перечень спортивных трансляций пополнят съемки с "Формулы-1″.
 
Плату за просмотр UHD-контента Sky UK с пользователей не берет (если только это не премьерный фильм). Но клиенту и без того надо иметь действующую подписку на сервис Multiscreen, определенный ресивер (Sky Q 2TB Box), и, главное, телевизор с поддержкой UHD. Так что пока Sky, по сути, лишь приучает пользователей к контенту в ультравысоком разрешении.
 
Нельзя сказать, что оператор совсем ничего не зарабатывает на нем. Как признается Крис Джонс из Sky UK, компания делает наценку на свои Sky Q-ресиверы, чтобы хоть как-то отбивать затраты на UHD. Вообще, появление UHD стало для абонентов Sky хорошим стимулом для замены оборудования на более современное. И компания с нетерпением ждет рождественских праздников, на которые, по традиции, приходится всплеск продаж как новых телевизоров, так и телевизионных set-top-box’ов.
 
Для справки: на июнь 2016 года в Великобритании было продано 1,8 млн UHD-телевизоров, 100 тысяч из которых — с HDR. В Sky UK посчитали это количество достаточным для коммерческого запуска своего UHD-проекта.
 
Пара слов о барьерах
Дабы снизить градус патетики в отношении UHD, предлагаю напомнить о барьерах. Основные всем известны — это ограниченное количество профессионального контента (любительский пользовательский контент в том же YouTube появляется довольно активно), дороговизна его производства и пост-продакшена, а также хранения. Но есть и другие.
 
Например, на текущий момент комфортно потреблять UHD-контент можно только с расстояния 1,5 метра. Учитывая, что UHD-телевизоры отличаются большой диагональю экрана, такое расстояние для человека становится некомфортным — слишком близко. Поэтому индустрия трудится над тем, чтобы предложить зрителю возможность потреблять картинку в ультравысоком разрешении с более приемлемых 2,7 метров.
 
Также идет активная работа над применением расширенного динамического диапазона (HDR) и высокой частоты кадра (HFR), улучшением цветности. То есть рынок сейчас отходит от погони за количеством пикселей, и все больше акцентирует свое внимание на качестве, на улучшении детализации изображения, его насыщенности. Чтобы зритель мог различать при вечерних съемках черные цвета, а при дневных — белые.
 
Российские кейсы
Возвращаясь к отечественному рынку, хотелось бы в двух словах описать — как к UHD-контенту относятся игроки, которые уже имели с ним дело. К примеру, у онлайн-кинотеатра Megogo первые десять тайтлов контента ультравысокой четкости появились еще в июне 2015 года. И, как признается гендиректор российского офиса Megogo Виктор Чеканов, компания не самостоятельно пришла к решению начать работать с этим форматом, ее к этому подтолкнул звонок вендора.
 
 
"Не было такого, чтобы нам позвонил правообладатель и сказал — "У нас появился контент в новом крутом формате, самого высокого разрешения". Звонок вначале был от вендора, который сказал — "У нас выходит новая модель телевизоров, нам нужен такой-то контент". И с этого момента мы побежали по правообладателям искать его", — констатирует Виктор.
 
За более чем год работы с UHD, библиотека данного контента расширилась всего на 16 тайтлов, до 26, из которых парочка — российского производства.
 
Про отклик на UHD у массового зрителя Чеканов говорить не стал, отметив лишь, что в России пока низкий уровень проникновения устройств, способных принимать и воспроизводить 4K-картинку, а если говорить об онлайн-дистрибуции такого контента, то далеко не везде пропускная способность сетей связи позволяет показывать UHD без буферизации.
 
А вот вице-президент по развитию платной дистрибуции РФ, развитию СНГ и мировой экспании ivi. ru Александр Макаров прямо заявил, что пользователь ivi голосует рублем не за UHD, а за FullHD. Да и сама компания не видит эффекта от него в текущих реалиях. "Мы, конечно, верим в перспективы данного формата, но на сегодня для нас 4K — это больше маркетинговая фишка. Когда количества этого контента будет достаточно, мы начнем его продавать", — говорит Александр.
 
С "фишки" начиналась работа с UHD и для компании "Интерсвязь". Как рассказал ее представитель Олег Плотников, еще в начале 2014 года от руководства поступила директива — сделать что-то крутое, инновационное. Подумав, команда решила сделать собственный UHD-канал, с нуля.
 
Часть контента для канала оператор набрал за счет демонстрационных роликов от правообладателей, часть видео снимает сам — с применением 4K-камеры и квадрокоптера. Так что демонстрационные картинки разбавляют виды города Челябинска и его улиц.
 
Сейчас компания с неподдельным энтузиазмом относится к 4K и верит в его перспективность, но тоже понимает, что до массовости формата далеко. Тем не менее, уже сейчас "Интерсвязь" предлагает своим абонентам два UHD-канала — собственный и голландский Insight UHD.
 
Вывод? Все понимают, что бизнеса в секторе 4K пока нет. Это хороший драйвер продаж для производителей электроники — начиная от бытовых телевизоров и смартфонов, заканчивая профессиональными камерами для съемок кино и ТВ-контента. Видимо, также это искусственно создаваемый операторами импульс для замены абонентами их старого приемного оборудования на более современное. Как недавно мне сказал один спикер — в России, в отличие от большинства зарубежных стран, маркетинг услуг устроен специфично — продавцы и операторы продают не полезную человеку функцию товара, а его технологическую составляющую. То есть при продаже Smart TV, например, никто не говорит о наличии в нем онлайн-кинотеатров, позволяющих смотреть фильмы при подключенном интернете, о различных игровых и прочих сервисах, зато все продавцы говорят о Full HD, 4K, HDR, и сыплют другими технологическими терминами. Как ни странно, в России это работает. Возможно, сработает и с 4K...


О правовом статусе распространения телеканала в интернете. Анализ юриста

Как быть телеканалам, вещающим в Сети? Нужно ли получать на интернет-распространение отдельную лицензию? Окончательно эти вопросы до сих пор в законодательстве не урегулированы. Адвокат Александр Титов разбирается в ситуации.

Зачем оператору внутренний аудит и как его провести

Управляющий партнер консалтинговой компании "Практика продаж" Валентин Куринька подробно разбирает внутренний аудит абонентского отдела и контактного центра и рассказывает, на какие показатели работы стоит обратить внимание.