А.Косарев: аналоговое ТВ еще долго никуда не денется

Пока все обсуждают цифровые технологии и спорят на тему прибыльности OTT, "Кабельщик" решил вспомнить об аналоговом телевидении и его перспективах в рамках кабельных сетей как для небольших, так и для крупных операторов. По этому вопросу мы пообщались с Александром Косаревым, заместителем директора Департамента эксплуатации станционных сооружений ГК "Акадо". 
 
Кабельщик: Последнее время все разговоры на рынке строятся в основном вокруг цифровых технологий. Однако, аналоговое телевидение занимает еще огромный пласт на телеком-рынке. Насколько я понимаю, "Акадо" тоже предоставляет эту услугу?
 
Александр Косарев: Да. "Акадо" предоставляет услуги по трансляции аналогового и цифрового телевидения с использованием гибридной волоконно-оптической технологии. Посредством традиционного аналогового телевидения мы предлагаем нашим абонентам доступ к обязательному общедоступному телевидению, входящему в так называемый социальный пакет (сейчас эта услуга расширена и переименована в "Антенна Акадо", — примечание редакции).
 
К.: По какой причине вы до сих пор оставляете аналоговый сигнал? Дело в социальной востребованности или есть другая причина? Небольшие операторы говорят, что аналог — это их конкурентное преимущество. 
 
А.Косарев: Как правило, да. Бизнес небольших операторов строится в основном на предоставлении аналогового телевидения без использования каких-либо дополнительных мер по защите контента и без создания автоматизированных систем биллинга. В зависимости от региона и имеющихся сетей, такие операторы предоставляют от 20 до 60 телеканалов, не неся, по сути, никаких серьезных капитальных затрат. Для поддержания их бизнеса требуются только деньги на обслуживание сети и взаиморасчет с вещателями. Каждый месяц они собирают стабильную абонентскую плату, тем и живут. 
 
Для малого оператора сегодня это нормальный бизнес, но надо понимать, что в какой-то момент ему придется задуматься о дальнейшем пути своего развития. И вариантов у него будет всего два. Первый — это начать полноценное развитие или внедрение цифрового телевидения на своих сетях (меняя, не меняя технологию — все зависит от конкретной ситуации). И второй путь — найти себе покупателя. 
 
Но опять же, чтобы пойти по первому пути, необходимо иметь достаточно большую абонентскую базу и вполне осязаемые перспективы на локальном рынке, например, быть монополистом или занимать приличную территорию. Ну и надо быть уверенным в стабильности своего существования. А при втором варианте нужно понимать, что покупателя придется искать не на технологии, не на сети, а на абонентскую базу.
 
Поэтому, если мы говорим о небольших операторах, то аналоговое телевидение в прогнозируемом мной промежутке времени еще будет существовать. И тому есть три причины. Первая — в эфире у нас еще присутствует аналоговое телевидение, которое, по сути своей, является бесплатным и общедоступным, его никто не выключал и не будет в ближайшей обозримой перспективе. Вторая причина — в России даже в таком крупном и высокоразвитом мегаполисе как Москва присутствует очень большое количество домохозяйств, где, к сожалению, уровень жизни не позволяет заменить абонентское устройство или приобрести новый телевизор с современными возможностями. Ну и третий фактор — это просто менталитет, который не дает нашим соотечественникам быстро изменить взгляды на то, что качественный телевизионный продукт должен быть платным, а чтобы получать его бесплатно, надо тратить свое время на просмотр навязчивой рекламы. 
 
Что касается "Акадо", то мы до сих пор сохраняем аналоговое телевидение для социально незащищенных слоев населения — таких абонентов у нас еще очень много. Несколько лет назад наша компания проводила изменения на сети, и для обеспечения доступа абонентов именно к социальному телевидению было принято решение о том, чтобы малоимущим гражданам подарить сет-топ-боксы и даже новые телевизоры, потому как их устройства были настолько старые, что не могли принимать даже аналоговое телевидение.
 
Мы не можем сказать таким абонентам — "все, с завтрашнего дня бесплатным будет только цифровое эфирное телевидение — первый, второй мультиплекс". Мы получим такой взрыв негодования в Москве...
 
 
К.: По вашим данным, какое количество телеканалов в среднем смотрит абонент "Акадо"?
 
А.Косарев: Столичные абоненты в большинстве своем потребляют ограниченное количество каналов, как правило, не более 5. Если посмотреть статистику за последние новогодние праздники, то максимальное телесмотрение было у "Первого канала", "России-1″, ТНТ и СТС. И москвичи были этим довольны, им этого хватало. К сожалению. Ведь абонентам предлагается большое количество пакетов по интересам, где присутствуют любые каналы, любые программы, любые сюжеты. Но видимо, во время новогодних каникул телевизор используется зрителями больше в качестве развлекательного фона.
 
К.: А в не новогоднее время?
 
А.Косарев: Динамика немного меняется, меняются приоритеты. Картина телесмотрения "размазывается" по интересам. Выплывают пики смотрения таких телеканалов как National Geographic, музыкальных каналов. Но, к сожалению или к счастью, лидирует все равно "Первый канал" (практически всегда).
 
К.: Когда зрители проявляют наибольший интерес к тематическим каналам?
 
А.Косарев: В рабочие дни. В это время несколько снижаются рейтинги телесмотрения центральных каналов, в том числе "Первого", "России-1″ и т.д., аудитория уходит именно в тематику. Но так как мне приходится смотреть или просматривать очень большое количество каналов в процессе работы, а иногда после нее, занимаясь мониторингом качества трансляции, то, к сожалению, даже при большом количестве достаточно качественных тематических телевизионных каналов, глаз нередко останавливается на чем-то конкретном. Возможно, отчасти это связано с нехваткой нового качественного контента — передачи очень часто повторяются, дублируются даже на разных каналах. Зритель это замечает, и желания смотреть телеканал у него от этого не прибавляется. Столкнувшись раз-второй-третий с этой проблемой, абонент в итоге понимает, что может остановиться на просмотре 5 каналов из всего предлагаемого ему пакета, и на том успокаивается. 
 
К.: Судя по последним тенденциям, десятка телеканалов зрителям все же мало. Они хотят иметь доступ еще и к большой библиотеке онлайн-видеоконтента по запросу. "Акадо", следуя этому веянию, объявлял о намерении запустить собственный OTT-сервис. В прошлом году вы начали выбирать поставщика услуг для проекта. Как у вас с этим продвигается?
 
А.Косарев: Продвигается тяжело. И тому есть несколько причин. Первая — это стремительные изменения на рынке мобильных устройств. Мы прекрасно понимаем, что практически каждый год появляются обновления или новые версии операционной системы iOS, которую надо адаптировать под нашу будущую платформу, новые Android’ные приложения. За всеми этими изменениями надо следить и учитывать их в своем проекте.
 
Вторая причина — это необходимость адаптировать комплексные предложения вендоров под стратегию развития ГК "Акадо". На сегодняшний день мы имеем большое количество предложений от ведущих компаний-производителей, интеграторов по всему миру, которые специализируются на OTT-направлении. Их платформы включают и контент-агрегацию, и обработку, и CDN, и интерактивные приложения и какие-то дополнительные сервисы. То есть комплексных предложений достаточно. Но практически у каждого вендора, у каждого интегратора есть нюансы, которые не всегда укладываются в возможные для нас бизнес-схемы развития OTT.
 
К.: А почему именно сейчас решено развивать OTT-историю? Ведь всем известно, что ни в России, ни даже во многих зарубежных странах, OTT-проекты не окупают себя, прибыльных — единицы.
 
А.Косарев: Мы искренне надеемся, что реализовав эту платформу и начав предоставлять эти услуги, мы все же будем не на нуле. Хотя, безусловно, на нашем пути будет много сдерживающих факторов. Например, наличие на рынке большого количества действующих OTT-платформ, которые позволяют платно/бесплатно потреблять контент и бродкастовое вещание в интернете. 
 
Принципиально какая-то часть рынка этими проектами закрыта, но если мы говорим о комплексной услуге, то здесь еще есть поле для деятельности. И все крупные операторы движутся в этом направлении.
 
Конечно, я понимаю, что OTT, отчасти, это дань моде. Давайте вернемся на 5 лет назад и вспомним, как тогда открывались международные телевизионные выставки и конференции — везде было только одно IPTV. 20 лет назад — только одни сети MMDS. Сейчас же тематика большинства мероприятий крутится вокруг OTT.
 
Но в любом случае, операторам, которые хотят остаться на плаву и иметь возможности дальнейшего развития , необходимо предлагать на рынке В2С что-то новое, стабильное и качественное, учитывающее сегодняшние технические возможности и потребности и приоритеты пользователей. И почему бы не OTT? 
 
К.: Какой контент вы собираетесь предоставлять на своей платформе OTT?
 
А.Косарев: Ну, на поверхности лежит большой выбор кино и entertainment. Хотя нельзя отрицать, что при развитии спроса могут появиться спортивные программы и все что угодно. Плюс, онлайн бродкаст-вещание, от которого мы не можем отказаться по ряду причин, в том числе из-за актуальных новостей (хотя сегодня все больше людей предпочитают узнавать о последних новостях в интернете) и интерактивные сервисы.
 
Абоненты готовы платить дополнительные деньги только за тот продукт, который им интересен в настоящий момент времени, значит, им надо предлагать востребованный товар. Этот продукт нужно сформировать, упаковать и выложить на прилавок. 
 
К.: А что насчет премьерного контента? Как правило, с ним связано множество ограничений со стороны правообладателей.
 
А.Косарев: Да. Но время идет, нравы меняются. Если мы вспомним переговоры пятилетней давности с правообладателями, которые только выходили в Россию, все было непонятно — непонятен был статус, организационный механизм. А сегодня любому вещателю или владельцу контента уже понятно как вести себя на российском рынке, что необходимо сделать и получить, какие разрешительные документы, какие договоры надо иметь с тем или иным оператором на тот или иной вид услуг. 
 
Я думаю, что с OTT будет так же. Пройдет определенное время, рынок адаптируется, свое дело сыграет конкуренция (не только среди операторов и OTT-площадок, но и среди вещателей), и механизмы работы правообладателей с интернет-средой поменяются.
 
К.: А когда вы собираетесь запускать свой OTT-сервис?
 
А.Косарев: Я не могу сейчас назвать определенный срок. Могу лишь сказать, что "Акадо" планирует начать предоставлять эти услуги осенью 2014 года.
 
К.: Спасибо!
 
Беседовала Дарья Бояринова