А.Назаров: отношение каналов к OTT-сектору меняется

30.03.2015 16:23
В конце 2014 года компания NetByNet запустила новую услугу — WiFire TV, тем самым фактически выйдя в новый для себя сектор — OTT. Почему оператор решился на этот шаг именно сейчас, как оценивает свои перспективы и OTT-рынок в целом, "Кабельщику" рассказал Алексей Назаров, директор по развитию бизнеса на массовом рынке компании NetByNet.
 
Кабельщик: Расскажите, как появилась идея создания WiFire TV, и чем ваш проект отличается от десятка других подобных сервисов, имеющихся на рынке?
 
Алексей Назаров: Идея создания некоего продукта, который бы вдохнул новую жизнь в NetByNet появилась достаточно давно. Был проведен очень тщательный анализ всех текущих рыночных тенденций, мы сравнили продукты, которые есть у нас и у конкурентов, в итоге появилось понимание — куда движется существующий предельно насыщенный рынок. Одним из направлений развития нашего бизнеса выбралиWi-Fi как определенную нишу, в которой, пожалуй, никто не обозначил себя как лидер, как безусловный авторитет.
 
К.: Вы сказали, что поняли, куда движется рынок. Так куда же?
 
А. Назаров: Если говорить про рынок цифрового ТВ, то он растет и будет продолжать расти далее. Все наши данные (и не только наши, но и внешних исследовательских агентств) говорят о том, что к 2020 году 95-97% домохозяйств, подключенных к ШПД-интернету, будут иметь в продуктовом пакете своего провайдера телевидение, причем не только на телевизоре, но и на планшетах и смартфонах, так как одного телеэкрана пользователю уже будет недостаточно, следовательно, именно ОТТ будет преобладать как технология доставки контента.
 
К.: Это общемировые прогнозы?
 
А. Назаров: Нет, но такие тенденции определенно будут проявляться и в России, и в Европе. Это связано, в частности, с широким распространением современных Smart-телевизоров, которые не только имеют встроенный Wi-Fi, но и умеют показывать изображение ультра-высокой четкости, а также имеют большой выбор приложений, позволяющих максимально использовать функционал "умного" телевизора.
 
У NetByNet темпы роста цифрового телевидения составляют порядка 35% в год. Все наши наблюдения только укрепляют уверенность компании в том, что необходимо и дальше развивать направление цифрового ТВ, предлагая максимальный пакет услуг. Потому что именно в дополнение к домашнему интернету большая часть нашей абонентской базы хочет хорошее, качественное телевидение. Но при этом возникает вопрос — каким образом доставлять клиенту хорошее и качественное телевидение? Это можно делать через спутник, кабель, IP-протокол, а можно и через OTT. Ведь OTT уже сейчас позволяет по обычному интернет-каналу доставлять сигнал достаточно высокого качества — HD и даже UHD, как с помощью приставки, так и через Smart TV. При этом телевидение становится доступным не только на телевизоре, но и на смарфоне, планшете, ноутбуке. Современная модель потребления контента будет выходить далеко за границы квартиры.
 
К.: А у вас есть планы по запуску UHD-контента на своей сети?
 
А. Назаров: Мы будем идти в ногу с рынком, и как только рынку это потребуется, мы будем готовы предоставить UHD нашим клиентам.
 
К.: А как понять, когда это потребуется? "Триколор ТВ" и "Интерсвязь" уже запустили у себя подобные услуги. Можно ли считать это сигналом к тому, что время пришло?
 
А. Назаров: Здесь речь идет скорее не о полноценном запуске UHD, а о своего рода тестовой трансляции одного/двух каналов в ультра-высоком разрешении. Надо понимать, что для просмотра UHD, во-первых, нужно иметь телевизор соответствующего разрешения, а во-вторых, интернет-канал, обладающий гораздо большей пропускной способностью, нежели стандартные 20-30 Мбит/сек, которые имеет подавляющее число абонентов. В России сейчас наблюдается тренд активного роста внутрисетевого трафика, среднее потребление на одного абонента неукоснительно растет, в частности, за счет увеличения числа сайтов с медийной информацией. А это, как следствие, ведет к увеличению потребности относительно скорости интернет-канала. NetByNet уже около года предоставляет своим клиентам скорость до 300 Мбит/сек, хотя было время, когда среднестатическому пользователю хватало и 5-7 Мбит/сек... Также не стоит забывать, что пока нет большого разнообразия UHD-контента, который можно было бы получить так же легко, как контент в формате FullHD. Поэтому, говорить о революционном проникновении нового видеостандарта пока рано. Со временем услуга однозначно будет иметь реальный спрос и, безусловно, мы рассмотрим возможность включения каналов с контентом Ultra HD-качества в наши ТВ-пакеты. Пока же спроса на контент в таком формате мы не фиксируем. 
 
  
 
К.: Давайте вернемся к WiFire TV. Так чем же он отличается от других продуктов? Мы остановились на том, что вы решили двигаться в сторону Wi-Fi.
 
А. Назаров: Да. Как я уже сказал, это позволит NetByNet занять нишу, которая сегодня не совсем однозначно воспринимается абонентами. Любой человек может сказать, какой марки у него телефон, телевизор, стиральная машина или холодильник. Но на вопрос "Какой у вас стоит Wi-Fi-роутер?", ответит далеко не каждый. Когда мы проводили фокус-группу и спрашивали абонентов об их роутерах, звучали самые разные мнение, начиная от "Ко мне монтажник пришел и что-то поставил", заканчивая "А что такое роутер?". Были, конечно, респонденты, которые сразу называли и марку и технические характеристики, но их — абсолютное меньшинство. А это означает, что Wi-Fi у людей ассоциируется исключительно с технологией.
 
Благодаря в том числе и такому пониманию, был создан WiFire. Сейчас это название целой продуктовой линейки NetByNet, в которую входят услуги домашнего и мобильного интернета WiFire Mobile, и, конечно, беспроводного цифрового телевидения WiFire TV. Нашу концепцию мы отразили и в логотипе, который представляет собой как бы сдвоенное обозначение Wi-Fi сигнала. Сдвоенное — в два раза лучше, сильнее и быстрее. Почему? Потому что наше Wi-Fi-оборудование, в отличие от большинства роутеров, которые устанавливают другие операторы фиксированной связи, работают в двух диапазонах — 2,4 и 5 ГГц, что позволяет нам не только гарантировать абоненту заявленную в тарифе скорость, но и существенно увеличить качество Wi-Fi сигнала внутри квартиры.
 
Если говорить про телевизионный продукт, то ключевым отличием WiFire TV является то, что наша ТВ-услуга работает без проводов, которые сейчас привычны для всех, кто пользуется домашним цифровым ТВ. Да, чтобы подключить ТВ, возможно потребуется дополнительное устройство, здесь мы ничем не отличаемся от других. Но к нашей приставке нет необходимости тянуть провод через всю квартиру, она работает по беспроводной технологии. При этом мы запустили приложение для Smart TV, благодаря которому услугу можно смотреть и без приставки — достаточно скачать приложение, зарегистрироваться и смотреть на своем "умном ТВ" до 116 телеканалов в цифровом качестве. Пока приложение WiFire TV доступно только пользователям Smart TV марки LG, но мы работаем над расширением перечня доступных устройств, совсем скоро приложение появится в "умных" телевизорах Samsung. Наше приложение также доступно в App Store и Google Play, что позволяет клиентам скачать его и смотреть контент на планшете или смартфоне. Плюс, сейчас мы находимся в процессе запуска приложения для Mac OS и Windows (в данном случае речь идет о ноутбуках и Windows Phone).
 
К.: А на ваш взгляд, что перспективней — коробочные решения или приложения?
 
А. Назаров: Я бы не стал оценивать перспективы коробочных решений и приложений в отдельности, потому что приложение — это логичное продолжение коробочного продукта. Коробочный продукт, безусловно, должен быть. Что касается приложения, то оно, как и коробочное решение, тоже должно быть, но выступать в качестве дополнения, реже — альтернативы. Его достоинством является бесплатность (за скачивание приложения денег мы не взимаем). В свою очередь плюсом коробочного продукта является удобство использования.
 
К.: Понятно, что по себе судить о предпочтениях массового пользователя нельзя, но лично меня раздражает наличие огромного количества "коробочек" дома. И мне, наоборот, удобней, если большую часть услуг я могу получить через приложения. Это избавляет и от лишних предметов, и от лишних проводов...
 
А. Назаров: То, что тренд ушел от паутины проводов внутри квартиры, и в том числе с нашей помощью уйдет в нужное количество устройств перед телевизором — это хорошо. Разрушать внутренний интерьер ради той или иной услуги — неправильно. Меж тем, Wi-Fi-роутер сейчас есть практически во всех домах. Кстати, если он плохой, мы его поменяем на хороший и подключим приставку. Специально для таких случаев — мы создали интернет-магазин WiFire Expert, который как раз специализируется на организации Wi-Fi-сети внутри квартиры. При этом, устройства можно и не приобретать — наше оборудование можно взять в аренду вместе с услугами линейки WiFire. Выбранное клиентом устройство мы не только привезем, но и установим и настроим, учтя особенности каждой квартиры.
 
К.: Раз уж мы заговорили о приставках, устройства чьего производства вы задействуете в продуктеWiFire TV?
 
А. Назаров: На данный момент это SnowBox и Dune, которые можно подключить как по Wi-Fi, так и по Ethernet-кабелю. Но мы думаем над серьезным расширением модельной линейки.
 
 
К.: А не предусмотрена ли в приставках возможность не только подсоединяться к Сети, но и самим раздавать интернет?
 
А. Назаров: Наши устройства — это, в первую очередь, Wi-Fi-приемники, а не Wi-Fi-передатчики, Но, как я уже говорил, мы думаем над расширением линейки девайсов, и, безусловно, будем думать над гибридом, который сможет выполнять в едином "лице" роль и Wi-Fi-роутера и телевизионной приставки. Другое дело, как воспримет подобное устройство рынок. В текущей продуктовой модели нашу приставку можно взять с собой к друзьям или, например, на дачу. Услуга будет работать везде, где есть интернет.
 
В случае с гибридом такой "кейс" будет не совсем удобен клиенту. Однако, если на рынке появится гибридная приставка, которая не только вызовет интерес у рынка, но и будет отвечать нашим техническим требованиям — мы, безусловно, включим ее в наш продуктовый портфель. Хочу еще раз отметить, что наши роутеры качественно отличаются от других моделей, представленных на рынке, поскольку работают сразу в двух диапазонах. Объясню, в чем тут преимущество. 90% Wi-Fi-роутеров, а то и все 95%, установленных в Москве, работают в частоте 2,4 ГГц. В часы наивысшей нагрузки (стандартно это вечер, когда большинство абонентов начинает активно использовать свой интернет канал), вопреки официально заявленным параметрам тарифа (к примеру — 70 Мбит/сек) в реальности абоненеты получают скорость 5, максимум 10 Мбит/сек.
 
Разумеется, у любого нормального абонента в такой ситуации возникает вопрос — почему я плачу за 70 Мбит/сек, а в итоге получаю скорость в 10 раз ниже? Ответ прост. Это связано с тем, что огромное количество устройств, которое находится вокруг вашей квартиры, тоже работает в частоте 2,4 ГГц, которая имеет предел пропускной способности. Роутеры WiFire работают в двухдиапазонном спектре — 2,4 и 5 ГГц. Как результат, скорость передачи данных внутри такой сети существенно выше, и может достигать 300 Мбит/с.
 
К.: А почему частота 5 Ггц так мало задействована?
 
А. Назаров: Когда в России появился Wi-Fi, большая часть оборудования работала именно на частоте 2,4 ГГц, поэтому его больше закупалось и устанавливалось в квартирах, на тот момент альтернатив не было, и скоростные параметры массового интернета были заметно ниже. Сейчас ситуация кардинально изменилась, в первую очередь изменились требования абонента к скорости передачи данных. Сейчас этих требований большинство ранее установленных роутеров не выдерживает. Мы этот тренд хотим изменить и за счет нашего продукта показать абонентам, что Wi-Fi можно использовать в другой плоскости качества, в другом измерении.
 
К.: Расскажите о роли MegaLabs в создании проекта WiFire TV.
 
А. Назаров: MegaLabs принял большое участие в данном проекте и активно участвуют в других наших продуктовых инициативах. Мы очень благодарны коллегам за это.
 
К.: А зачем понадобилось внутри одной, по сути, структуры создавать два OTT-проекта?
 
А. Назаров: Вы имеете ввиду MegaFon.TV? Если да, то мы говорим о кардинально разных целевых аудиториях. "МегаФон" — это мобильный оператор, который предоставляет услуги мобильной связи и высокоскоростного мобильного интернета, мы же ориентируемся на продукты для дома, на большой экран. Наш зритель сидит на диване перед телевизором, любит удобство и хочет получить хороший продукт по хорошей цене. Он хочет получать качественную картинку на большом экране телевизора. Мы как раз нацелены на эту категорию пользователей. Также стоит отметить, что мы предлагаем наш продукт в пакете с интернетом, и в этом случае абонент получает довольно интересное предложение: при подключении двух услуг — 20%-ную скидку, трех — 30%-ную.
 
К.: Изначально вы запускали дистрибуцию продукта только в Москве и Московской области. Почему? Ведь, теоретически, ничто не мешало вам выйти за пределы определенной территории распространения.
 
А. Назаров: Мы создали продукт, который очень быстро может быть масштабируем. По большому счету он работает сейчас на всей территории, где у NetByNet есть лицензия на телематику, а это вся территория РФ. Но наиболее удобным для дебютного внедрения мы выбрали Московский регион, как наиболее подготовленный и интересный, в особенности с точки зрения конкуренции. Здесь она максимальная, поскольку в Московском регионе работает больше 200 провайдеров. Это фантастическая цифра! Понятно, что крупных игроков всего 5-7, тем не менее, глобально их свыше 200 — я не слышал про подобные кейсы за рубежом. Поэтому очень интересно будет посмотреть, насколько востребованным окажется наш продукт в условиях такой тяжелой конкуренции. А первые данные говорят о том, что он востребован и достаточно интересен абонентам. Совсем недавно мы запустили WiFire еще в шести городах. Жители Твери, Липецка, Воронежа, Белгорода, Курска, Орла и Старого Оскола теперь могут подключить наши новые услуги. В перспективе мы планируем предложить WiFire TV на всей территории присутствия компании NetByNet.
 
К.: Когда вы намерены публично поделиться данными по подключениям?
 
А. Назаров: Впоследствии, разумеется, мы откроем эти достижения, но всему свое время.
 
К.: А какой, условно говоря, "тестовый период" вы себе ставите, чтобы понять — востребован продукт или нет?
 
А. Назаров.: Запуск любого нового продукта с новым именем, достаточно уникальным функционалом в таком конкурентном поле — это, конечно, определенный риск. Поэтому, чтобы сделать какие-то выводы, нужно реализовать намеченную стратегию. С удовольствием поговорю с Вами о результатах ближе к концу года.
 
Глобально, любой продукт обязательно развивается по определенному сценарию. Нельзя после первой главы сразу перескочить на пятую — необходимо понять, что есть во второй, третьей и четвертой. Первая глава у нас закончилась, сейчас наступила вторая, продолжаем реализовывать сценарий...
 
К.: На какую аудиторию рассчитан WiFire TV? Как мне кажется, таким продуктом можно заинтересовать аудиторию в возрасте до 35 лет.
 
А. Назаров: Вы правы. Я здесь, наверное, не открою никакой тайны, но именно круг людей, ограниченных, как вы сказали, возрастом до 35 лет — это целевая аудитория практически всех основных игроков телеком-рынка. Она самая платежеспособная и самая масштабная — это и студенты, и молодые специалисты, и молодые или уже состоявшиеся семьи. Это люди, которые следят за трендами и реагируют на них.
 
К.: К слову о трендах. Какие, на ваш взгляд, тенденции сейчас прослеживаются на российском рыке платного ТВ?
 
А. Назаров: На нашем рынке сформировался достаточно большой объем проектов, предлагающих рынку решения в области просмотра телевидения как с помощью приставки, так и приложений в различных "сторах". Этот тренд, на мой взгляд, будет продолжать дальше развиваться. И это нормально — чем больше конкуренция, тем более качественным получается продукт. Некачественный продукт на этом рынке закономерно не имеет шансов для выживания.
 
Также можно говорить о тренде консолидации рынка OTT. Я уверен, что через несколько лет мы придем к тому, что на нем останется столько же OTT-игроков, сколько сейчас насчитывает рынок ШПД и цифрового телевидения. При этом я имею в виду именно крупных игроков. Рано или поздно какая-то часть OTT-проектов консолидируется в руках основных операторов, потому что в глобальном масштабе это все-таки операторский бизнес. Непростые времена, в которых мы сейчас все работаем, только ускорят процесс "чистки" рынка, а выход на данный рынок крупных операторов связи позволит совместными усилиями операторов, ОТТ-игроков и интернет-компаний сделать этот рынок цивилизованнее, прозрачнее, понятнее и прибыльнее для всех. 
 
Ну и третий тренд — это изменение отношения правообладателей к OTT-сектору. Даже зарубежные телеканалы, с которыми, как известно, тяжело вести переговоры по включению их и в традиционные сети, постепенно понимают все тенденции российского рынка, правильно их оценивают и адаптируют свои условия под нужды отечественных игроков.
 
Рынок меняется, и правообладатели вслед за рынком меняют свои взгляды на OTT.
 
К.: В заключение хотелось бы поговорить о перспективах вашего продукта. Поскольку он достаточно гибкий, было бы логично, если бы вы стали развивать WiFire TV в b2o-направлении.
 
А. Назаров: Понимая цели и задачи небольших локальных игроков, мы смотрим на b2o-направление очень внимательно. Оптимальный вариант потенциального сотрудничества мы только ищем, благо интерес к продукту есть и мы уже сейчас ведем переговоры с несколькими небольшими региональными провайдерами. В целом, мы открыты к взаимодействию и готовы предложить коллегам наш продукт, но чуть менее масштабно.
 
К.: А намерены ли вы в своем сервисе предлагать библиотеку онлайн-контента по запросу?
 
А. Назаров: Да. Мы очень плотно над этим работаем, и, уже в первой половине текущего года предложим нашим абонентам данное решение.
 
К.: Рассматриваете ли вы возможность сотрудничества по этому направлению с действующими онлайн-кинотеатрами?
 
А. Назаров: Команда NetByNet просчитывает различные варианты, у которых есть свои плюсы и минусы (из основных минусов — сложный интеграционный процесс). И, безусловно, мы смотрим в сторону сотрудничества со сторонними платформами.
 
К.: Спасибо!
 
Беседовала Дарья Бояринова