Аннулирование лицензии. Юридическая консультация

05.03.2015 15:55
Недавно на форуме "Кабельщика" появилось сообщение с просьбой проконсультировать оператора по поводу оснований для лишения лицензии на услуги связи для целей кабельного вещания. Вопрос звучал следующим образом: "Уважаемые участники форума! Я недавно работаю в телеком-сфере, а тут такая ситуация... В настоящее время наша организация временно приостановила оказание услуг кабельного телевидения, но мы хотим сохранить лицензию "на услуги связи для целей кабельного вещания". При этом проверка Роскомнадзора будет через три месяца. Вопрос: могут ли нас лишить данной лицензии, если услуги кабельного вещания оказываются одному или нескольким абонентам?".
 
"Кабельщик" попросил помочь разобраться в вопросе члена Ассоциации юристов России, юриста телекоммуникационной компании Алексея Малышева.
 
 
"Основания для аннулирования лицензии на оказание услуг связи установлены ст. 39 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее — закон "О связи"), а также ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее — закон "О лицензировании").
 
Нужно, однако понимать, что аннулированию лицензии в большинстве случаев предшествуют две предварительные стадии:
— предупреждение о приостановлении действия лицензии,
— приостановление действия лицензии.
 
В соответствии с п. 1 ст. 37 закона "О связи", лицензирующий орган (Роскомнадзор) до приостановления действия лицензии вправе выносить предупреждение о приостановлении ее действия в следующих случаях:
1) выявления уполномоченными на то государственными органами нарушения, связанного с несоблюдением норм, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи;
2) выявления уполномоченными на то государственными органами нарушений лицензиатом лицензионных условий;
3) неоказания услуг связи более чем три месяца, в том числе их неоказания с указанного в лицензии дня начала оказания таких услуг.
 
Здесь нужно отметить, что вынесение предупреждения о приостановлении действия лицензии — право, а не обязанность Роскомнадзора. Соответственно он может не использовать данное право и просто приостановить ее действие, если обнаружит основания, установленные п. 2 ст. 37 закона "О связи":
1) выявление нарушений, которые могут повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью человека, а также обеспечению нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка (маловероятно, что в описанном случае действие лицензии на услуги связи может быть приостановлено по данному основани);
2) аннулирование разрешения государственной комиссии по радиочастотам на использование лицензиатом радиочастот, если такое аннулирование приводит к невозможности оказания услуг связи (данное основание также вряд ли может быть причиной приостановления действия лицензии в рассматриваемом случае);
3) невыполнение лицензиатом в установленный срок предписания лицензирующего органа, которое обязывало устранить выявленное нарушение, в том числе предписания, которое было выдано при вынесении предупреждения о приостановлении действия лицензии.
 
Последнее основание может быть применено только в случае, если Роскомнадзор предварительно направил держателю лицензии предупреждение о приостановлении действия лицензии.
 
Отличие приостановления действия лицензии от ее аннулирования заключается в том, что в первом случае действие лицензии может быть возобновлено в случае, если держатель лицензии устранит нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии.
 
Применительно к процедуре аннулирования лицензии нужно учитывать следующее.
Аннулирование лицензии может осуществляться либо Роскомнадзором самостоятельно, либо в судебном порядке.
 
При этом аннулирование лицензии Роскомнадзором во внесудебном порядке возможно только в случаях, предусмотренных п. 2 ст.39 Закона о связи, а именно:
1) в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его реорганизации в форме преобразования;
2) в случае прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
3) в случае заявления лицензиата с просьбой об аннулировании лицензии;
 
Аннулирование лицензии в судебном порядке возможно по искам заинтересованных лиц или лицензирующего органа в случаях (п. 1 ст. 39 закона "О связи"):
1) обнаружения недостоверных данных в документах, послуживших основанием для принятия решения о выдаче лицензии;
2) неустранения в установленный срок обстоятельств, вызвавших приостановление действия лицензии;
3) невыполнения лицензиатом обязательств, принятых им в процессе участия в торгах (аукционе, конкурсе) (в случае, если лицензия выдана по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса)).
 
Кроме того, согласно п. 4 ст. 37 закона "О связи" Роскомнадзор вправе обратиться в суд с требованием об аннулировании лицензии после принятия решения о приостановлении ее действия.
 
К сожалению, в приведенном вопросе содержится недостаточно информации для предоставления полного ответа. Исходя из тех данных, которые сообщил пользователь Vera. is. lesu, можно предположить, что в случае установления Роскомндазором факта неоказания услуг в течение трех месяцев, Роскомнадзор может направить лицензиату предупреждение о приостановлении лицензии с указанием срока, в течение которого лицензиат должен будет устранить данное нарушение (то есть фактически возобновить оказание услуг связи).
 
Не совсем понятно, что имеется в виду под формулировкой оказания услуг кабельного вещания "одному или нескольким абонентам". Если речь идет о том, что оператор связи намерен оказывать связи произвольно выбранному им кругу физических лиц, представляется, что от подобного решения следует воздержаться, поскольку это может стать причиной предъявления к такому оператору связи претензий со стороны различных контролирующих органов, включая и Роскомнадзор, вследствие нарушения императивных норм законодательства России.
 
Для получения полной консультации по данному вопросу и в целях выработки оптимальной стратегии действий, оператору связи рекомендуется обратиться к юристу в сфере телекоммуникаций за очной консультацией".

Об авторе

Алексей Малышев
член Ассоциации юристов России, юрист телекоммуникационной компании