Будущее: как монетизировать абонентов с помощью LifeStyle-трансформации

03.11.2020 16:55

На сегодняшний день захват новых городов и территорий уже не так выгоден. Все провайдеры оказывают примерно на 90% одинаковый набор услуг, главная из которых - подключение к интернету. Здесь сложно говорить о преимуществах и УТП, потому что показатели качества услуг постепенно выравниваются, и провайдерам трудно предложить что-то новое, что обеспечит ощутимый рост в рамках текущего положения.



Для многих компаний новым решением стали "умные домофоны". В регионах России и стран СНГ "умный домофон" пока еще интересная новинка, которая повышает качество жизни. А для провайдеров, которые первыми среагировали на запуск такой услуги – прямой путь к повышению занимаемой доли рынка и росту абонентской базы.



Но можно пойти еще дальше.



Интернет-провайдер обладает уникальными возможностями доступа к данным о пользователя (ЮЛ и ФЛ), особенно если он уже обеспечивает услуги IP-домофонии. Это позволяет предлагать новые услуги, проверять их эффективность и вводить на рынок то, что действительно интересно и нужно клиентам.



С тенденцией к цифровой трансформации перспективное будущее для провайдера открывается в мультисервисности и LifeStyle трансформации.



В чем ее суть? Компания может встраиваться в жизнь клиентов и монетизировать их с помощью запуска дополнительных сервисов на основе одного продукта (например, приложения для умного домофона) и предлагать другие товары или услуги.



Стратегию дополнительной монетизации уже давно выбрали такие крупные компании как "Яндекс", "Тинькофф" или Black Star. Компании создают фанатов своего бренда и пользуются их лояльностью.



"Яндекс" помимо поисковой системы и браузера предлагает услуги такси, доставки еды, различные развлекательные сервисы и плотнее встраивается в жизнь своих клиентов.



Black Star создает свой отдельный мир: под брендом музыкального лейбла появился мерч, ресторан, игровой клуб и даже автомойка. Такой подход не только охватывает разные стороны жизни своих фанатов, но и привлекает клиентов "внутрь". То есть к бренду могут присоединиться новые потребители через игровой клуб, например.



Задача провайдера – найти свой "голубой океан" – нишу, которая еще не занята, и монетизироваться через нее: сосредоточить все услуги в одном приложении.



Первым примером реализации такой стратегии можно назвать одного из партнеров "Школы операторов" – компанию "Интерсвязь", где создали приложение для умного домофона переросло в SuperApp.



В приложении уже интегрировано:

● открытие подъезда через смартфон;

● сервис видеоаналитики, который позволяет размечать на парковке свободные места и дает возможность поставить автомобиль на контроль;

● платежная система "Город", через которую можно производить оплату услуг ЖКХ и вносить показания счетчиков;

● функциональный ключ от домофона в транспортную карту, которой можно оплачивать проезд в общественном транспорте.



На самом деле, возможности такого подхода не ограничены. Вот несколько примеров того, что еще могут предложить операторы, кроме интернета и ТВ:

● "умный домофон", "умный дом";

● услуги ЖКХ и компьютерная помощь – возможность вызвать сантехника на дом, отремонтировать гаджет;

● общественный транспорт. Примеры – формат транспортной карты, операторы биллингов;

● сервисы доставки (постоматы, прием и выдача товара);

● медицина/обучение (телемедицина, онлайн-консультации с психологом, курсы).



Преимущества LifeStyle-трансформации:

● За счет расширения списка услуг растет и вовлеченность клиентов – вы предлагаете больше, и в итоге у вас еще больше покупают. Когда люди начнут пользоваться вашим приложением, не будучи абонентами, это мотивирует их подключиться. А у нынешних абонентов это возможность удержания и допродаж;

● Снижается стоимость привлечения клиента. Например, установка "умного" домофона дает контакт со всеми жителями подъездов – повышается проникновение в районах;

● Можно объединяться с другими компаниями и совместно зарабатывать на маркетплейсах, получая с этого проценты (например, с покупок абонентов в магазине, кэшбековых платформ).



Конечно, у этой системы есть и особенности:

● Проблема – в интеграции, а не в разработке самих приложений. Вам понадобится взаимодействовать с муниципальными службами, собирать документы, получать разрешения;

● Самого приложения мало – важна не разработка, а привлечение людей, поэтому про маркетинг забывать нельзя;

● С помощью приложения вы будете больше знать о ваших клиентах, а соответственно – анализировать поведение, чтобы предлагать им актуальные товары и услуги;

● Вашими главными конкурентами будут не другие операторы, а компании, которые уже используют мультисервисы.



Заводите партнеров, ищите больше точек касания с клиентами – это поможет развивать новые возможности. Делайте упор на те, что пока не развиты онлайн. На мой взгляд, самое интересное и пока не совсем освоенное партнерство – с управляющими компаниями. Во многие из них до сих пор нельзя обратиться онлайн, и приложение с такой услугой может вывести вас на новый уровень. Особенно это касается региональных операторов.



Нужно понимать, что рано или поздно интернет "умрет" – перестанет быть главной услугой. Но региональному провайдеру не обязательно сдаваться и продавать бизнес федеральным компаниям. Сейчас вы можете добавить в свое приложение городские сервисы и развить свою экосистему товаров и услуг. Она будет работать на вас: больше услуг – больше информации о пользователях – больше новых клиентов. Делайте то, чего не могут другие компании – и оставайтесь успешными на рынке.

Об авторе

Валентин Куринька
управляющий партнер консалтинговой компании "Практика продаж", valek019@gmail.com, Telegram - @Kurinka