Эрве Буассьер: Это время неординарных проблем, которые интересно решать

15.10.2021 17:07

Mezzo один из тех телеканалов, которые вряд ли имеют в нашей стране особенно широкую аудиторию – электорат предпочитает Стаса Михайлова и Моргенштерна, ну, может, русский рок. Но даже не очень большая аудитория этого старейшего телеканала классической музыки имеет высочайший уровень лояльности – пожалуй, куда выше, чем даже у спортивных телеканалов. А еще до последнего времени у канала практически не было конкурентов. Ну, разве что частично и очень немного конкуренцию составлял канал "Культура", и только месяц назад в этой нише появилось еще одно название, разумеется, немедленно подстегнувшее создателей Mezzo и MezzoLiveHD пересмотреть планы развития и ускорить запуск некоторых проектов, о которых думали давно. И теперь самое время поделиться этими новостями, а заодно обсудить недавнюю смену дистрибутора, планы по выходу в онлайн и многое другое. На вопросы "Кабельщика" ответил Эрве Буассьер, генеральный директор Mezzo*.

Кабельщик: Месье Эрве, любой рассказ о переменах лучше начинать с того, что мы имеем сейчас. Поэтому первый вопрос: каково положение Mezzo в России и в мире, что побудило компанию искать перемен?

Эрве Буассьер: С момента своего создания в 90-х годах Mezzo остается ведущим в мире каналом классической музыки, танцев и джаза. Эта лидирующая позиция, конечно же, характерна и для России, которая является нашим первым рынком, с точки зрения количества подписчиков. Сейчас на Mezzo подписано более 28 миллионов домохозяйств в России из почти 68 миллионов в 80 странах – около 40% нашей общей клиентской базы.

В России распространение двух каналов – Mezzo и Mezzo Live HD – осуществляется через примерно двадцать операторов, среди которых есть очень крупные исторические партнеры, такие как Ростелеком, "Триколор", МТС и "Билайн", плюс региональные операторы, которые позволяют Mezzo быть полностью в разных регионах России. Через кабель и спутник мы охватываем все регионы от Санкт-Петербурга и Москвы до Владивостока.

Хочу сказать, главное – у нас очень лояльная и внимательная аудитория, которая смотрит наши каналы в течение длительного времени и возвращается к ним несколько еженедельно.

К: Расскажите, пожалуйста, подробнее о причинах, побудивших Mezzo сменить дистрибутора в России? И сразу второй вопрос – чего вы ждете от этой перемены?

ЭБ: С июля 2019 года Mezzo на 50/50 принадлежит Groupe les Echos (LVMH) и Canal+, который является ключевым игроком на рынке платного телевидения и аудиовизуального сектора в мире. У Canal+ есть дочерняя компания по распространению тематических каналов – это компания Thema, которая успешно работает уже более 15 лет. Поэтому было логичным и законным внести это корпоративное изменение и поручить распространение Mezzo нашему партнеру и акционеру Canal+.

Поэтому после многих лет плодотворного сотрудничества контракт с UniverCom заканчивается естественным образом.

Мы ожидаем, что Thema в России, конечно, укрепит и так хорошие отношения с действующими операторами, но также создаст новые партнерские отношения с цифровыми платформами и расширит наше присутствие на рынке в области VOD.

Сегодня уже недостаточно просто предложить хорошие линейки программ. В настоящее время предпочтения зрителей меняются очень быстро, как и ожидания операторов. Нам нужно мыслить более глобально, предлагая различные варианты просмотра, соответствующие разнообразным потребностям подписчиков.

Вообще должен сказать, мы живем в очень интересное время – с постоянно меняющимся рынком, с кучей неординарных проблем, которые невероятно интересно решать, в том числе вместе с нашими коллегами из Thema Rus.

К: Можно ли подробнее, что это за неординарные проблемы, которые вам приходится решать?

ЭБ: При любом глобальном изменении дистрибуции цель компании – сделать переходный период максимально безболезненным для наших операторов. При всей сложности момента, он дает, например, возможность увидеть, как можно оптимизировать наши отношения с партнерами, улучшить наши услуги и подумать о новых идеях в области маркетинга.

Словом, это перемены, стимулирующие развитие, и это не может не радовать. Например, один из важнейших планов на 2022 год – дальнейшая локализация с в России. Словом, планов очень много.

Но, несмотря на все перемены, основой нашего бизнеса должно оставаться качество программ, которые мы представляем. И в этом отношении мы объективно намного опережаем конкурентов, выпуская более ста крупных премьерных постановок ежегодно. Это исключительное качество и связанные с ним вложения обеспечивают нашему каналу уникальное положение в мире. Кроме того, мы находимся в тесном взаимодействии с лучшими музыкантами и театрами в России, среди которых можно назвать несколько, очень много проектов с маэстро Гергиевым, Денисом Мацуевым, Большим театром, Государственным оркестром Татарстана, Казанской оперой... Все эти исключительные партнерства являются основой качества и специфики Mezzo.

К: Кого еще вы считаете прямым конкурентом, кроме Classic Music, которую только что запустил UniverCom?

ЭБ: Mezzo и Mezzo Live HD были эталонными каналами на протяжении десятилетий, и я искренне верю, что качество предлагаемых программ очевидно для всех наших партнеров, клиентов и зрителей. Например, прямая трансляция не имеет аналогов в мире постоянных мероприятий, в частности, благодаря очень привилегированным и давним отношениям с Большим или Мариинским театром. В этом году в 2021 году мы инвестируем более 150 новых первоклассных международных производств, несмотря на эпидемию Covid-19. Публику не обмануть, и она знает, как изменить ситуацию, когда дело касается качества, объема и разнообразия контента.

К: Переформулирую вопрос: насколько "исключительны" отношения Mezzo с музыкантами и театрами? Может ли быть так, что на другом классическом канале зрители идут в одни театры, а на Меццо – в другие, и так разные классические каналы могут дополнять друг друга?

ЭБ: Вместо того чтобы говорить об эксклюзивности, мы уделяем приоритетное внимание корректности взаимоотношений с музыкантами и театрами, а также специфике каждого художественного проекта. Посмотрите на исключительное сотрудничество с маэстро Гергиевым в течение 10 лет – мы успешно сотрудничаем много лет. Но рынок открыт, и мы не любим закреплять отношения жесткими рамками. Именно эта способность к гибкости, возможность выбора привлекает художников. И, конечно же, качество продукта, который мы им предоставляем, и эта их уверенность в правильности выбора дает ту лояльность, которая выглядит как "исключительность отношений".

Кстати, буквально только что, летом 2021 года мы запустили еще один классический канал FAST – будем его развивать.

К: Есть ли планы по выводу телеканала FAST в Россию?

ЭБ: Почему бы и нет! Но, как я уже сказал, при условии, что это выгодно для всех.

К: Учитывая глобальную тенденцию к отходу контента от OTT, планирует ли Mezzo создать свою собственную онлайн-платформу, чтобы доставлять уникальный контент из классических музыкальных клипов через онлайн-платформы? Если да, то будет ли такая платформа работать в России и странах СНГ?

ЭБ: Конечно, мы остаемся открытыми для всех возможностей, потому что, как я уже говорил, рынок сегодня очень быстро меняется. Поэтому мы должны быть быстрыми и гибкими.

Однако наш приоритет в краткосрочной и среднесрочной перспективе – полагаться на крупных операторов или дистрибьюторов, с которыми мы уже работаем. Мы считаем, что сегодня правильнее выстраивать партнерства с сервисами в каждой стране, чем запускать какой-то транснациональный B2C-сервис из Франции. Помимо сложностей с организацией его местном уровне, еще сложнее сделать его удовлетворяющим интересы аудитории в разных странах.

И, должен заметить, такой подход действует для нишевых производителей во всем мире.

Разумеется, мы предпринимаем различные шаги по оптимизации наших программ для VOD и цифровых приложений. Мы понимаем, что не должны пренебрегать этим направлением. Но – еще раз – основная идея состоит в том, чтобы запустить совместные проекты с операторами в России, а не пытаться сделать нечто единое для всех.

К: В таком случае, может быть, вы начнете продавать свой контент в онлайн-кинотеатры, как в случае с Qello Concerts by Stingray? Может быть, крупные видеоплатформы смогут предложить своим подписчикам возможность смотреть классические спектакли, созданные Mezzo?

ЭБ: OTT, конечно, является естественным и непосредственным продолжением "классического" рынка линейного платного телевидения, которое мы имели до конца 2010-х годов. Мы смотрим на все новые перспективные направления и учитываем все возможности для развития. Но в своем развитии мы обязаны учитывать интересы операторов, наших партнеров, чтобы увеличивать ценность их продукта и развивать экосистему в их интересах. Кроме того, мы действительно очень привязаны к беспроигрышным стратегиям. А ОТТ пока не очень доходная история, если вы не являетесь чистым игроком B2C.

К: Спасибо за интервью!

* Интервью подготовлено к публикации редакцией "Кабельщика" и размещено на правах рекламы. Беседовала Яна Бельская.