Еще раз о Big TV Rating – и поподробнее

Потребление ТВ-контента в любое время, в любом месте и на любом устройстве, или, пользуясь международным вариантом, anytime, anywhere, any device, – тема номер один большинства конференций, публикаций и разговоров телевизионщиков и исследователей во многих странах.
 
Россия не отстает – в 2017 году компания Mediascope начала регулярную поставку для медиаиндустрии данных проекта Big TV Rating. Сейчас он охватывает просмотр телепередач на ноутбуках и компьютерах, индустрии ежедневно предоставляются данные по этим платформам о совокупной аудитории ТВ-контента и размещенной в нем рекламы. В ближайших планах – старт поставки в 2018 году аналогичных данных и по мобильным устройствам.
 
Как это работает
 
Big TV Rating работает на базе проектов Mediascope TV Index и Web Index – "валюты" телевизионного и интернет-рынка России.
 
При запуске проекта мы очень подробно исследовали имевшийся на тот момент международный опыт таких исследований и учли его в нашей работе. Но многое было придумано и разработано в России – как это часто бывает, не любой международный опыт можно полностью переложить на наши реалии.
 
Технология проекта довольно сложна и требует отдельного рассказа, поэтому здесь – лишь в общих чертах. Телеканалы встраивают теги Heartbeat в контент (это может быть и потоковое видео, и видео по запросу) на собственном сайте, сайтах-партнерах или в пабликах. Благодаря тегам этот просмотр мы собираем с помощью нашей интернет-панели. Собственно Big TV Rating возможен за счет наличия так называемой single-source панели, участники которой одновременно являются респондентами телевизионной пиплметровой панели и фиксируют свое интернет-потребление с помощью специальных технологий измерения. Далее на основании этой single-source панели и с помощью алгоритмов интеграции данных показатели двух панелей объединяются, позволяя в итоге получить совокупную и эксклюзивную аудиторию разных платформ.
 
Проект Big TV Rating в 2017 году прошел полный аудит, который провели две компании с мировым именем в области медиаизмерений – французская исследовательская компания CESP и английская RSMB. Независимая CESP (проводила ранее полный аудит российской системы ТВ-измерений) отвечала за все, что касается архитектуры измерительной системы и источников данных (панелей), эксперты компании RSMB детально проверяли алгоритмы и результаты интеграции данных.
 
По результатам аудита проект Big TV Rating получил высокую оценку. Подробный отчет аудиторов был представлен индустрии 20 декабря 2017 года.
 
Сейчас Big TV Rating охватывает аудиторию с 12 до 64 лет, аналогично интернет-измерению. География проекта – города с населением более 100 тысяч человек.
 
К проекту уже присоединилось большинство крупных телеканалов, но всем пользователям пока доступны только данные по каналам ТНТ, "Пятница!", ТВ-3, "Матч ТВ", ТНТ4 и 2×2 (по состоянию на декабрь 2017 года). Результаты проекта ежедневно предоставляются пользователям под привычным для них программным обеспечением с возможностью детального анализа данных по разным платформам аналогично текущим данным о классическом телепотреблении. Кроме того, данные доступны для рекламного рынка на платформе "Группы НСК – ViMB", разработанной по заказу Национального рекламного альянса.
 
Результаты
 
Общий прирост, который дает десктоп-просмотр к телевизионному, если взять абсолютно весь ТВ-контент, не так велик, и это ожидаемо - все же довольно большая часть программ создана исключительно для классического телевизионного потребления. А вот по топовому или премиальному контенту показатели порой очень внушительные: десктоп может давать до +30% к ТВ-рейтингу по известным сериалам и шоу.
 
 
Усредненные показатели прибавки десктопа к ТВ-рейтингу вряд ли имеет смысл приводить, все очень различается в зависимости от возраста зрителей, жанров и наименований программ. Но конечно, основной объем просмотра на десктопе дают развлекательные жанры – шоу и сериалы. Исключение – группа зрителей от 55 до 64 лет, самая старшая из измеряемых в проекте. Эти зрители на десктопе в основном смотрят новостные и политические передачи.
 
 
Еще один жанр, который занимает заметное место в десктоп-просмотре всех возрастных групп, – спортивные трансляции. Прибавка к телевизионному рейтингу здесь сильно зависит и от вида спорта, и от значимости матча/события. Она может быть не так велика для топовых зрелищных матчей, когда зрители по возможности ищут большой экран. Но есть виды спорта с уникальной аудиторией, присутствие которой на ТВ, возможно, не так велико, и здесь прибавка порой впечатляет. Так, для отдельных трансляций "Формулы-1" она составляет до 50% к ТВ-рейтингу.
 
 
Что дальше?
 
А дальше, конечно, мобильные экраны – над этим уже ведется активная работа, и первые данные будут доступны в 2018 году.
 
Еще одно направление нашей деятельности сейчас – тестирование технологии Big TV на тематических каналах, данные по которым предоставляются в рамках проекта TV Index Plus ежемесячно. Первая цель – предоставить данные о совокупной суточной аудитории тематических каналов на ТВ и других экранах. Сейчас мы проводим тест на нескольких каналах разных жанров. Надеемся в 2018 году предоставить первые результаты и продолжим развитие проекта в направлении тематического ТВ.
 
Big TV Rating – технологичный проект категории research & development, его развитие связано с постоянно идущими разработками, которые мы в Mediascope проводим в трех направлениях:
 
- применение новых технологий для исследования кросс-медиа потребления, например, так называемых router-метров. Эта технология основана на сборе данных со всех подключенных к домашнему Wi-Fi роутеру устройств. Использование технологии имеет множество преимуществ и плюсов, начиная от ее полной пассивности для респондента и заканчивая возможностью отследить внедомашнюю активность устройств в данных счетчиков.
 
- использование данных счетчиков (census) и их объединение с данными измерительной панели. Это позволяет существенно обогатить собираемые с панелей данные и, как следствие, увеличить точность получаемых оценок, предоставляя надежную информацию даже по площадкам или единицам контента с небольшой аудиторией.
 
- объединение обогащенных кросс-медиа данных с данными третьих сторон – геолокация, транзакции и покупки, CRM и т.п.
 
Конечно, развитие Big TV Rating, как и медиаизмерений в целом, возможно только при условии взаимодействия и согласованной позиции всех участников процесса, всей индустрии. Так что любые вопросы, идеи и пожелания мы всегда рады обсудить.


Уходящая аналоговая натура

Итак, 21 регион последней волны перехода на цифровое вещание отключен от аналога. Эксперт Национальной ассоциации телерадиовещателей Роман Климас решил зафиксировать, какие атрибуты уходят в историю вместе с ним.

О правовом статусе распространения телеканала в интернете. Анализ юриста

Как быть телеканалам, вещающим в Сети? Нужно ли получать на интернет-распространение отдельную лицензию? Окончательно эти вопросы до сих пор в законодательстве не урегулированы. Адвокат Александр Титов разбирается в ситуации.