ГКС нарастил спутниковый потенциал
deviantart.com

ГКС увеличил мощность, что дальше?

27 марта пресс-служба «Газпром космические системы» сообщила о начале вещания на орбитальной позиции 55 град.в.д., со спутника ASTRA 1F. Подробностями делится Игорь Владимирович Кот, Заместитель гендиректора по маркетингу и бизнес-планированию ГКС.

В телевизионном бизнесе, мы позиционируем себя как спутниковый оператор (предоставление спутниковой емкости) и оператор технологической телевизионной платформы. Мы готовы предоставить телеканалам и операторам непосредственного спутникового телевидения (DTH) весь комплекс телевизионных услуг, который предполагает кодирование, компрессию, мультиплексирование и подъем ТВ-каналов и ТВ-пакетов с телепортов ГКС на спутники ГКС.
 
До недавнего времени «Газпром космические системы» предоставлял услуги на базе двух телевизионных платформ. Одна из них работает через спутник «Ямал-201», находящийся в точке 90 град.в.д., другая — через спутник «Ямал-202» в позиции 49 град.в.д.
 
Точка 55 град.в.д. — это третья по счету позиция на геостационарной орбите, через которую «Газпром космические системы» будет транслировать телевидение. В этой позиции сейчас находится спутник ASTRA 1F, переведенный сюда в сентябре прошлого года по соглашению между «Газпром космические системы» и глобальным спутниковым оператором SES (Люксембург).
 
Каким образом ГКС планирует распорядиться новыми емкостями?
 
В этом году на орбиту у нас стартуют два спутника. Первый в очереди — «Ямал-300К». Он встанет в позицию 90 град.в.д. в помощь нашему действующему «Ямал-201» и существенно увеличит объем спутниковой емкости для обслуживания России. Второй спутник, «Ямал-402», отправится в космос в октябре и займет орбитальную позицию 55 град.в.д. Он будет обслуживать не только Россию, но и Европу, Ближний Восток и Африку. На его борт будет переведена трансляция телевизионного пакета, сформированного на ASTRA 1F.
 
Благодаря новым запускам у «Газпром космические системы» на орбите появится дополнительная емкость в объеме 118 эквивалентных транспондеров. Параллельно «Газпром космические системы» развивает свою наземную инфраструктуры (телепорты, центр спутникового телевидения). Это позволит ему предложить на рынке новые возможности для трансляции телевидения.
 
Какие телеканалы, помимо «Раз ТВ», вы планируете вещать со спутника?
 
Почти сразу же после канала «Раз ТВ» через ASTRA 1F начал тестовое вещание канал НТВ (дубль +3).
 
Сейчас «Газпром космические системы» проводит дооснащение своих телевизионных мощностей с тем, чтобы обеспечить возможность расширения транслируемого через спутник ASTRA 1F пакета до 14 телевизионных программ. Также мы ведем переговоры с рядом авторитетных телеканалов и предлагаем им свои услуги. Я надеюсь, что к лету мы заполним все 14 «вакансий».
 
А после запуска в орбитальную позицию 55 град.в.д. спутника «Ямал-402» со значительно более широкой зоной обслуживания и сроком активного существования 15 лет, трансляция сформированного телевизионного пакета будет переведена с ASTRA 1F на борт нового спутника.
 
Связан ли переход на новую орбитальную позицию с какими-нибудь нуждами оператора «НТВ-Плюс»?
 
Прямой связи нет. Хотя, как было уже отмечено, мы открыты для сотрудничества для любых телеканалов и операторов спутникового телевидения (существующих и новых) и готовы предоставить им услуги на самом высоком технологическом уровне.
 
 
Тему анализирует Вячеслав Исакович, генеральный директор New Media Legend:
 
Во-первых, бросается в глаза сугубо тактический характер присутствия «Астры» в 55°в.д. По видимому, задача этого спутника — «разогреть» позицию в этой точке. С одной стороны и на первый взгляд — вроде как рационально, с другой же — нужно принять во внимание, что на сегодняшний момент на эту точку ГСО не направлены абонентские антенны. Следовательно, «мгновенный» (сиюминутный) интерес вещателей подниматься в 55°в.д. с целью получить аудиторию конечных пользователей равен нулю, и очередь из каналов, жаждущих попасть на этот спутник, мгновенно не образуется.
 
Полагаю, в ГКС отдают себе в этом отчет, поэтому логично было бы заключить, что договоренности с SES-Astra построены на основе очень невысокой цены на аренду транспондеров этого временного аппарата. Или, как вариант, данное орбитальное присвоение должно было «сгореть» для ГКС до момента запуска собственного аппарата, и поэтому им во что бы то ни стало нужно было поставить туда какой-либо аппарат, чтобы не потерять эту точку на ГСО.
 
Предположим все же, что ранний выход «разогревающего» спутника экономически и/или стратегически оправдан, и попытаемся спрогнозировать, что будет после выхода на сцену «Ямала-402».
 
Прежде всего, следует отметить несомненное преимущество этого аппарата — его хорошую территорию покрытия. 
В данных условиях для оператора существуют две базовых стратегии (и в интервью с Игорем Владимировичем упоминаются элементы обеих) .
Первая — это привлечение новой (вариант — создание собственной) или переманивание в 55°в.д. существующей DTH-платформы. При условии наличия правильной стратегии конкуренции и наличия финансовых средств для ее реализации данная точка (55°в.д.) начнет быстро «обрастать» абонентскими тарелками. Как следствие, после достижения определенной «критической массы» вещатели начнут стремиться получить эту растущую аудиторию. Как следствие, снизятся расходы DTH-платформы на контент, и через какое-то время результирующий финансовый поток повернется в обратную сторону: платформа начнет получать доход от вещателей в дополнение к доходу от абонентов. Конечно, это немного идеализированная и сильно упрощенная картина развития событий, притом возможная именно при условии наличия правильной стратегии конкуренции с существующими платформами.
 
Наихудшей версией этой стратегии (опять же, если рассуждать в чисто рыночной парадигме) был бы вариант «давайте запустим спутник, и какая-нибудь DTH-платформа обязательно сама к нам «постучится».
 
Вторая базовая стратегия — заниматься только доставкой сигнала каналов-клиентов до кабельных операторов (т.н. distribution). Задачу distribution большинство каналов на сегодняшний день уже решили с помощью других спутниковых операторов. Переманить какое-то их количество, несомненно, можно, но придется конкурировать ценой — причем, вплоть до демпинга. Оправдана ли эта стратегия финансово — сказать возможно, лишь зная себестоимость спутниковой емкости и себестоимость услуг по подъему сигнала на спутник (а также сопутствующих услуг — компрессии и мультиплексирования) для данного оператора.
 
Подвариантом этой второй стратегии может быть и бизнес по предоставлению резервного вещания для ряда (федеральных) каналов. Но и в этом случае (если, конечно, не учитывать «нерыночные» варианты отношений) придется устанавливать весьма низкие для телеканалов цены.
 
Резюмируя (и основываясь на доступной информации) можно сказать, что ГКС либо еще не определился с видением и стратегией будущего бизнеса, либо считает нужным до определенного момента их не артикулировать. Косвенным подтверждением обеих версий является слегка странный выбор телеканала «Раз ТВ» в качестве PR-повода при объявлении о начале вещания с «Астры».