Инновации в медиаиндустрии. Будущее дистрибуции контента

Кинобизнес начинается с контента. Сценарий написан, фильм снят, спродюсирован, пора выходить в коммерческий прокат и показать свое творение зрителю, и вот на сцене появляется... нет, не ваш фильм, а дистрибуция.

Рынок меняется, а дистрибуция нет?

За последние годы рынок стал более сложным: контента теперь больше, он разноплановый. Сам рынок видео изменился и продолжает меняться: возникли новые тренды, растут запросы на UGC контент, становятся востребованы анимационные ролики. А процессы дистрибуции остаются прежними.

В классическом варианте картина проходит последовательно по четырем каналам дистрибуции: показ в кинотеатрах, продажа компакт-дисков, показ на телеканалах и интернет-сервисы типа Okko, ivi, Kion и другие. И хотя 45% общих доходов от проката идет от кинопроката, не все фильмы имеют успех в кинотеатрах. Согласно исследованиям Deloitte, тип контента влияет на его канал дистрибуции.

 
Чтобы увеличить картинку, кликните на нее

 

В отличие от мэйджоров для независимых студий и компаний-продавцов (sales-houses) основной площадкой для продажи готовых или еще не отснятых фильмов являются ключевые кинорынки:

European Film Market (EFM);

Hong Kong International Film & TV Market (Filmart);

MipTV;

Mipcom;

Annecy International Animation Film Market;

Кинорынок в рамках Toronto International Film Festival;

Mipcom;

American Film Market.

Однако 2020 год сильно пошатнул отрасль, заставив индустрию пересмотреть привычные каналы коммуникации и дистрибуции контента. Так, американский кинорынок за пандемию потерял 80% сборов, а общемировой − 70%. Из-за приостановки деятельности кинотеатров падение рынка в России составило до 44,3%.

Начиная с 2020-го кинорынки по всему миру отменялись, а число сделок в онлайн-формате сократилось, по разным подсчетам, от 25% до 45%.

Сложившаяся ситуация ускорила процесс цифровизации киноотрасли, развитие стриминга и сервисов цифровой дистрибуции контента. Все чаще стали звучать запросы на оптимизацию и автоматизацию всех этапов кинопроизводства – от продакшн до дистрибуции.

Глобальная цифровизация дистрибуции контента для киноиндустрии

Развитие сервисов покупки и продажи прав (лицензии) на публичный показ фильмов и музыкальных произведений в digital среде становится новым каналом дистрибуции контента для кино- и музыкальной индустрии.

На рынок выходят лицензионные маркетплейсы. Сегодня они способны не только выложить фильмы, сериалы, документалки, музыку на общедоступную витрину, где их найдет покупатель, но и отследят доступные права, помогут вести сделки, распределят роялти, передадут информацию в 1С, и вам не придется переживать по поводу декларирования доходов и сбора денег.

Это мощный дополнительный канал продаж, охватывающий новые рынки и аудиторию 24 часа в сутки, семь дней в неделю, на которой покупатели могут перейти от поиска контента к сделке за несколько дней, а не месяцев.

Такие платформы дают возможность запустить продажи с нуля без больших вложений, получить качественный целевой трафик даже для малоизвестных компаний. Вне зависимости от ситуации в мире – отмены кинофестивалей, премьерных показов, закрытия площадок – маркетплейс позволит бизнесу оставаться на плаву и даже расти: лицензировать как свежие релизы, так и каталожный контент, открывать новые рынки, эффективно заполнять эфирную сетку интересными тайтлами и т.д., не тратя деньги на посредников.

Для покупателей такие сервисы чаще всего бесплатны, для продавцов контента монетизация подразумевает процент за сделку или подписную модель.

Мы уже привыкли к маркетплейсам в e-com и активно пользуемся Ozon, Wildberries, Amazon, Ebay, Pandao и т.д. Почему бы не начать пользоваться маркетплейсом для дистрибуции фильмов?

Сравнительные характеристики и функционал основных лицензионных маркетплейсов, представленных на рынке, приведены в таблице.

  
Чтобы увеличить таблицу, кликните на нее

От простых решений к более продвинутым

Платформы берут на себя ряд важных рутинных задач по выводу контента на рынок, его продвижению и ускорению процесса коммуникации, согласованию тайтлов, продаж и непосредственно ведению сделок. Большим плюсом цифровых площадок является доступ к каталогам 24/7 вне зависимости от часового пояса продавца и покупателя. Лицензионный контент от сотен дистрибуторов кино и телевидения представлен на единой площадке. Таким образом, монетизировать каталог и находить квалифицированных покупателей по всему миру стало в разы проще.

Многочисленные международные исследования подтверждают рост рынка цифровой дистрибуции в ответ на кратный рост контента. Важно отметить, что и характер сделок существенно усложнился за последние годы, поэтому одной из важнейших тем в медиаиндустрии становится не только продажа, но и оптимизация в области управления и учета авторскими правами, поскольку напрямую влияет на доходность компаний-правообладателей и дистрибуторов.

Чтобы увеличить картинки, кликните на них
 

  

Источники: Business Wire, Transparency Market Research, Reserch Nester

 

Если рассматривать будущее дистрибуции и маркетплейсов как их неотъемлемой части, становится очевидно, что сервисам необходимо сосредоточиться на встроенных или интегрированных системах учета лицензионных контрактов и автоматизации финансов. Фактически они должны стать для кинокомпаний экосистемой, в которой будет сосредоточена не только дистрибуция, но и менеджмент по лицензионным сделкам, расчету финансов любой сложности и отчетности.

Вероятно, что в ближайшие 5–7 лет в функционале подобных сервисов также появится нейросеть, которая сможет дать жанровые рекомендации, прогнозировать популярность или подбирать схожий лицензионный контент по входным параметрам.

Именно поэтому мы запустили недавно маркетплейс контента Rightscreen, имеющий в арсенале мощный SaaS в виде встроенной системы учета прав и расчета выплат. Сервис решает две важные проблемы: 1) высвобождает время на поиск лицензиата и проверку контента на легитимность и 2) в режиме реального времени предоставляет отчеты об использовании прав и рассчитывает финансовые обязательства между контрагентами внутри описанного компанией бизнес-процесса в отношении лицензионного контента.

    

Чтобы увеличить картинки, кликните на них

Можно ли говорить о революции в дистрибуции контента с появлением таких сервисов?

Появление лицензионных маркетплейсов – действительно прорыв для рынка киноконтента. Но смогут ли они заменить привычные каналы дистрибуции? Полностью нет. Маркетплейс стоит рассматривать как дополнительный источник дохода для продюсеров и дистрибуторов, как неотъемлемую в будущем часть экосистемы медиаиндустрии. Должно пройти некоторое время, медиарынок еще не готов и с большим трудом принимает digital, предпочитая выстраивать долгосрочные отношения через личные связи.

Тем не менее лицензионные маркетплейсы объединяют медиарынки по всему миру, предоставляя возможность лицензиарам встретиться с лицензиатами на удобной онлайн-площадке, увеличить продажи, тратя на это меньше времени.

Настанет время, и весь мир начнет продавать и покупать лицензионный контент в один клик на подобных платформах.