Инструменты анализа ТВ-эфира

В современных условиях для принятия взвешенных решений программным директорам каналов и компаний-операторов ТВ приходиться анализировать большой поток информации по ТВ-контенту.
 
Перед программным специалистом компании-оператора стоят такие задачи, как составление максимально эффективного пакета телеканалов. Для выполнения поставленной задачи необходима информация по рейтингу канала и объему премьерного показа, определение соответствия содержания контента заявленной тематики. Если объем премьерного показа для канала недостаточен, то абонент не захочет регулярно на него переключаться. У абонента и так с навигацией по эфиру большие трудности, так как нет для этого удобного инструмента, а желание смотреть одно и тоже возникает крайне редко. Если зритель переключится на тематический канал, который ассоциируется у него с определенным жанром, и увидит на нем передачу "не в тему", это может разрушить ассоциацию, и даже вытеснить канал из памяти абонента. Помимо всего прочего пакет каналов необходимо составлять, ориентируясь на конкретную аудиторию, обладающую ярко выраженными зрительскими предпочтениями, и не включать в него каналы, не соответствующие потребностям этой аудитории. Иначе абонент будет чувствовать, что он покупает не нужный ему контент. В среднем оператор предоставляет 120–160 каналов, а это ни много ни мало ~6000 единиц ТВ-контента в неделю. К счастью для программного директора компании-оператора в среднем только 35% контента является новым, но его появление нужно регулярно отслеживать и классифицировать.
 
Перед программным директором телеканала, который закупает ТВ-контент, стоит задача подбора программ для эфира. Для принятия решения необходимо собрать объективную информацию по рейтингу и о предыдущих выходах в эфир, определить тематику и прочие характеристики. Так, если вы поставите в эфир фильм, недавно шедший на другом канале, вполне вероятно, что он не соберет должной аудитории из-за отсутствия у зрителей желания смотреть его повторно.
 
На данный момент уже разработаны, наполнены и поддерживаются базы данных ТВ-контента с привязкой ко времени выхода контента в эфир для EPG. Аналитические возможности этих систем могут существенно упростить жизнь и экономить массу времени программному директору. Например, можно быстро составить список уникального контента и его выбранных характеристик по одному каналу или группе каналов, собрать статистику выхода определенной передачи в эфир, определить тематическую направленность контента канала, подсчитать количество часов премьерного показа на канале. Для каналов, не имеющих четкой тематической направленности, определить процентное соотношение различной тематики ТВ-контента.
 
Примеры анализа ТВ-эфира
 
Топ трех самых часто показываемых фильмов/сериалов в последнем квартале 2012 года
 
Таблица 1.Примеры анализа ТВ эфира
 
Почетное первое место занял фильм "Дети капитана Гранта". Этот фильм был показан 36 раз в течение трех месяцев. Показ начался на канале"Радость моя" 07 октября2012 г. в 11:30. Затем канал "Улыбка ребенка" выпустил фильм в эфир 13 октября в 01:15, 07:15, 13:15, 19:15. Далее — НТВ Международное — 04 ноября в 08:20. Эстафету перенял "Первый образовательный канал" с эфиром 23 ноября в15:30, 23:30 и 24 ноября в 07:30. И снова "Улыбка ребенка" с 20-ю показами за период с 24 ноября по 16 декабря. Потом опять "Радость моя" — 27 декабря в 17:20 и 28 декабря в 11:30. И завершил показ канал "Наше кино" 31 декабря в 09:30. Как можно заметить, чаще всего фильм встречался на конкурирующих каналах "Радость моя" и "Улыбка ребенка".
 
Возникает вопрос, как часто пересекаются передачи этих каналов в определенный период времени. Анализ показал следующие пересечения по контенту:
"Волшебное зерно". Х/ф, 1941 г., СССР, реж. Фёдор Филиппов.
"Доктор Айболит". Х/ф, 1938 г., СССР, реж. Владимир Немоляев.
"Новый Гулливер". Х/ф, 1935 г., СССР, реж. Александр Птушко.
"Таинственный остров". Х/ф, 1941 г., СССР, реж. Эдуард Пенцлин.
 
Как видно из анализа повторение контента прослеживается только по фильмам определенной группы. Видимо это связано с отсутствием хорошего современного кино для детей. В остальном, нужно заметить, на указанных каналах представлен достаточно интересный и разнообразный контент.
 
На втором месте среди самых часто показываемых фильм "Последнее завещание Нобеля". В последнем квартале прошлого года этот фильм показывали на каналах: "Кинолюкс", TVXXI, "Кинопоказ", "Еврокино", TV 1000 Action.
 
Заключительное третье место у фильма "Драйв". Он был замечен 29 раз на каналах: "HD Кино 2″, "HD Кино", "Кинолюкс", "Амедиа 1″, "Кинохит", "Кинопоказ", "Кино плюс".
 
Топ пяти тематических каналов с максимальным количеством часов премьерных показов в эфире предновогодней недели 2014 года.
 
Таблица 2. Примеры анализа ТВ эфира
 
Со значительным перевесом по количеству часов премьерного показа первое место занял канал "Русский бестселлер". На телеканале были показаны сериалы и их новые серии, которые больше не показывались ни на одном другом канале, включая сам "Русский бестселлер" в последнем квартале 2013 года.
 
Это такие сериалы, как:
— "Сердце не камень". Т/с, 1989 г., СССР, реж. Леонид Пчелкин.
— "Право на правду". Т/с, 2013 г., Россия, реж. Дмитрий Назиров, Николай Барышников.
— "МУР". Т/с, 2005 г., Россия, реж. Эльёр Ишмухамедов.
— "Билет в гарем". Т/с, 2006 г., Россия, реж. Вадим Соколовский.
— "Приказано уничтожить. Операция "Китайская шкатулка"". Т/с, 2009 г., реж. Сергей Бобров.
 
Процентное соотношение тематики ТВ-эфира на российском телевидении по федеральным и тематическим каналам
 
Наполнение тематических каналов. См. Диаграмму 1.
 
 
Диаграмма 1. Примеры анализа ТВ эфира. 
 
Наполнение федеральных каналов. См. Диаграмму 2.
 
Диаграмма 2. Примеры анализа ТВ эфира
 
При сравнении диаграмм бросается в глаза то, что на всех видах каналов преобладает наполнение эфира фильмами и сериалами, но на федеральных их гораздо больше. Так, на тематических каналах фильмы и сериалы в совокупности занимают 26,31%, а на федеральных все 46,66%. То есть почти половина эфира занята контентом, который легко доступен на сервисах видео по запросу, OTT, в интернете.
 
* В анализе участвовали следующие каналы:
Федеральные: "Первый канал", НТВ, "Россия 1″, "Россия К", "Карусель", ТНТ, "Россия 2″, ОТР, СТС; РЕН ТВ, "Москва 24″, "ТВ Центр".
 
Тематические: BridgeTV, "РазТВ", "Живи!", EuroSport, EuroSport 2, EnglishClubTV, "Мультимания", Fashion-TV, "Шансон ТВ", TopShopTV, SET, National Geographic Channel HD, "Ю", "24 ДОК", "24 Техно", Animal Planet, A-ONE, Discovery Channel, Discovery World, Discovery TLC, Discovery Investigation, Discovery Science, Euronews, MezzoClassicJazz, MGM, "Пятница!", NBA, NGC, NGCWILD, Nickelodeon, "Индия ТВ", "Мир", "Муз-ТВ", НСТВ, О2, РБК, RUTV, "Русский экстрим", ТДК, "Феникс + Кино", "Юмор TV", "Сарафан", "Знание", AXN Sci-Fi, Disney Channel, "Комедия ТВ", "Спорт 1″, "Спорт 2″, "Спорт 1 HD", "Кино ТВ", "Еда HD", "Охотник и рыболов", "Охотник и рыболов HD", "История", Russia Today Documentary, Russia Today Documentary HD, "Стрела", "Наш футбол", "Спорт-плюс", Russian MusicBox, Music BoxTV, "Страна", Sony Turbo, MGM HD, Nickelodeon HD, "Спорт-хит", MTV Russia, "Еда", Nickelodeon JR, Paramount Comedy, "Русский бестселлер", LifeNews, КХЛ, "Амедиа PremiumHD", "Амедиа 1″, "Амедиа 2″, "Кинопоказ", TIJI, Zoo-TV, "Москва доверие", "Моя планета", "Совершенно секретно", "Кинолюкс", Rusong TV, TVCLUB, "Наука 2.0″, Europa PlusTV, Amazing Life, "Тонус ТВ", Global StarTV, "Радость моя", "Спас", "Дождь", ТРО, РЖД, Fox Crime, "Союз", "Бойцовский клуб", World Fashion Channel, MTV Dance, MTV Hits, VH1 Classic, "Кинопоказ HD-2″, "Кинопоказ HD-1″, "Телепутешествия HD", Russian Travel Guide, Gulli, MTV Rocks, "Успех ТВ", France 24, Deutsche Welle, ТТС, Eurosport News, TV Sale, "Подмосковье", CCTVnews, NHK World, "Комсомольская правда", "Нано ТВ", "Открытый мир", "Первый образовательный" (СГУ ТВ), "Кто есть кто", "Оружие", "Улыбка ребенка", "Агро ТВ", "Стиль и мода", Hard Life, Comedy TV, "Русский роман", "Всегда с тобой", "Авто 24″, "Авто Плюс ТВ", "Боец ТВ", Fox Life, "Синергия ТВ".


О правовом статусе распространения телеканала в интернете. Анализ юриста

Как быть телеканалам, вещающим в Сети? Нужно ли получать на интернет-распространение отдельную лицензию? Окончательно эти вопросы до сих пор в законодательстве не урегулированы. Адвокат Александр Титов разбирается в ситуации.

Зачем оператору внутренний аудит и как его провести

Управляющий партнер консалтинговой компании "Практика продаж" Валентин Куринька подробно разбирает внутренний аудит абонентского отдела и контактного центра и рассказывает, на какие показатели работы стоит обратить внимание.