Как бороться за абонента. Опыт КТВ "Доброе"

04.09.2005 15:40

О магистральных путях развития кабельного телевещания говорят и пишут много. Однако реальная жизнь операторов КТВ нередко идет своим маршрутом в трудной повседневной борьбе за выживание. Наш журнал намерен регулярно знакомить читателей с работой региональных кабельных операторов, с возникающими у них проблемами и опытом их преодоления. Сегодня мы рассказываем о КТВ "Доброе" во Владимире, где побывал наш журналист.

Город Владимир, насчитывающий около 350 тысяч жителей, обслуживают три кабельных оператора: "Доброе" (ООО "Жанр"), "КЭТИС" (ООО "Владимир КЭТИС") и "Карлсон" (ООО "Навигатор"). Они поделили между собой территорию, у каждого свои районы. Есть еще небольшое кабельное телевидение "Коммунар", но его сеть расположена на отшибе, в пригороде, и на ситуацию в городе практически не влияет. Руководители сетей давно знают друг друга, перезваниваются – стараются конкурировать на цивилизованном уровне. Впрочем, ничего удивительного: конкуренция есть конкуренция, и она существует не только на границах сетей, где операторы предлагают свои услуги жильцам одних и тех же домов; абоненты разных сетей общаются между собой, и, если предложения одного из операторов оказываются существенно хуже других, на него сыплются жалобы и претензии.

Экспансия поглощением

За время своего существования (с 1993 г.) КТВ "Доброе" поглотило 5 кабельных сетей, Прежние владельцы – предприятия или частные лица – не выдержали конкуренции с сильным соперником и уступили ему свои сети. Последнюю – КТВ "Русь" – купили в прошлом году. Специалисты "Доброго" первым делом провели техническую экспертизу сети и установили, что она требует капитального ремонта. Провели ремонт, проложили 14-километровую волоконно-оптическую линии связи (ВОЛС), соединившую головную станцию "Доброго" с головной станцией "Руси". Завершение работ позволило демонтировать оборудование последней и передать его в филиалы "Доброго" в других городах и посёлках области (прокладывать туда "оптику" слишком дорого, приходится оборудовать автономные головные станции), и в объединенной сети вести вещание 71 канала с единой головной станции. Сегодня проводится крупномасштабная и довольно дорогая замена коаксиального кабеля на волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) в локальных "кустах" сети, а в перспективе планируется довести оптоволокно до каждого дома. С января 2004 года абонентам сети предоставляется скоростной доступ к Интернет, в планах – услуги охранно-пожарной сигнализации, IP-телефонии и т.д. Новые владельцы улучшили качество технического обслуживания сети, упростили систему расчетов: теперь абонентам разносят штрих-кодовые квитанции, что позволяет быстро и без путаницы расплачиваться за услуги КТВ в отделениях Сбербанка и отделениях почтовой связи.

"По существу, вы ведь приобрели не сеть как таковую (она требовала существенного ремонта), а абонентскую базу?", – спрашиваю Альберта Скворцова, директора по информационным технологиям и средствам массовых коммуникаций телекомпании "Доброе". "Действительно, это так, – соглашается он. – При покупке бизнеса обычно смотрят, прежде всего, на годовой доход, а не на стоимость оборудования. Причем в расчет принимается не потенциальный доход, а тот, который предприятие дает в данный момент. Что будет дальше – это уже забота покупателя, его риски. Может быть, ему удастся доход повысить, может быть – нет, но это будет уже его победа или, наоборот, проигрыш. Этими соображениями мы руководствовались, и теперь развиваем на приобретенной абонентской базе уже собственные проекты".

В "Добром" были бы не прочь приобрести и сети оставшихся конкурентов, однако не сошлись в цене. Решили пока сосредоточиться на том, чтобы улучшать качество уже предоставляемых услуг и вводить дополнительные платные услуги.

Сколько каналов нужно абоненту

71 канал "Доброе" предлагает абонентам в едином пакете. Решили, что делить его нет смысла – пусть пользователь сам выбирает, что ему нравится, все равно в любой момент времени больше одного канала человек не смотрит. Инфляция заставляет поднимать абонентскую плату, но компания делает это осторожно, обосновывая ростом цен на аренду площадей, коммунальные услуги, транспорт, а также требованиями некоторых поставщиков контента. В "Добром" исходят из того, что абонентская плата не должна превышать 3% средней зарплаты в данной местности – тогда она не раздражает пользователей. Средняя зарплата в городе выше 4500, максимальная абонентская плата в "Добром" - 100 рублей в месяц (в разных районах она разная). Приходится брать в расчет и то обстоятельство, что у абонентов есть альтернативные возможности: можно бесплатно смотреть десяток программ, принимая их на комнатную антенну, можно пользоваться коллективной антенной, можно поставить "тарелку" "НТВ-Плюс" (правда, платить придется втрое больше) или воспользоваться недорогими услугами системы MMDS. Словом, выбор есть.

Договоры с правообладателями каналов заключаются на разных условиях: за какие-то приходится платить, другие транслируются бесплатно, а есть уже и такие, кто готов сам платить за то, чтобы донести свою информацию до зрителя. Теперь уже правообладатели конкурируют за место в пакете каналов – в "Добром" лежит пачка предложений. Увеличивать число каналов компания пока не собирается. Технические возможности для этого есть, но абоненты уже говорят: хватит, устаем щелкать по кнопкам.

Бюрократические препоны

"Доброе" предлагает пользователям больше программ, чем его конкуренты, однако так было не всегда: два года назад в пакете было 43 канала. Компания развивалась быстро, и вышла бы вперед еще раньше, если бы не бюрократические препоны. Уже было подготовлено оснащение для перехода на трансляцию 70 каналов, проведены натурные испытания, а включить дополнительные каналы было нельзя: после ввода в действие нового закона о связи правительство никак не могло утвердить перечень лицензируемых видов деятельности, и лицензий целый год никому не выдавали. С дополнениями к лицензии было то же самое. А потом Мининформсвязи долго не утверждало выпущенный Главным комитетом по радиочастотам РФ документ, отменяющий назначение частот в сетях кабельного телевидения Главным радиочастотным центром РФ (зачем это делалось раньше, понять никто не мог — сигналы внутри кабеля помех никому не создают).

Сегодня головная боль операторов КТВ и поставщиков контента – лицензирование каналов. В лицензиях кабельных операторов уже не указывается перечень каналов, которые они транслируют – лицензии должны оформлять правообладатели и передавать операторам их копии. Владельцы каналов заняты сейчас титаническим трудом: каждый оператор, с которым они заключат договор о трансляции канала, должен быть указан в лицензии: заключили новый договор – нужно вносить изменения в лицензию. Бюрократическая машина работает на полную мощность, огромное количество людей занято бесполезным непроизводительным трудом. Казалось бы, чего проще: выдавать владельцу канала лицензию на вещание в кабельных сетях на всей территории России, а их взаимоотношения с кабельными студиями пусть регулируются двусторонними договорами. Государственные интересы были бы соблюдены, люди бы выиграли, глядишь, и чиновники смогли бы сделать что-то более полезное.

Нормативное регулирование работы КТВ явно отстало от жизни. Вот еще пример из практики "Доброго": при прокладке ВОЛС к одному из микрорайонов потребовалось пересечь по воздуху высоковольтную линию электропередачи, и выяснилось, что сделать это не позволяют Правила устройства электроустановок: они просто не учитывают тот факт, что оптоволоконный кабель сегодня уже не экзотика, а широко распространенный компонент сетей связи. Под ЛЭП разрешается пропускать линии электропередачи с оголенными проводами, а полностью диэлектрический кабель – нельзя! Специалисты электросетей утверждают, что в случае обрыва высоковольтного провода он может упасть на влажный от дождя оптический кабель, при этом короткого замыкания с отключением напряжения не произойдет, а на поверхности кабеля может создаться опасное для жизни напряжение. Может быть, они и правы, но в такой ситуации достаточно подвесить кабель на заземленном металлическом тросе или пропустить его через заземленную металлическую трубу – и вопрос будет решен. Руководство "Доброго" обращалось в соответствующие инстанции, но никто не хочет брать на себя ответственность, так что, скорее всего, придется закапывать кабель в землю, хотя в городских условиях это очень непросто. Еще одно возможное решение – использовать системы беспроводной оптической связи, но они обеспечивают только передачу цифровых сигналов. Конечно, лет через десять все телевидение будет транслироваться в цифре, но пока еще многим требуется передавать аналоговые сигналы при пересечении ЛЭП, железнодорожных путей и автомобильных трасс, так что устройства оптической передачи аналоговых сигналов имели бы спрос.

Собственное вещание — это "для души"

Собственные программы телекомпания "Доброе" транслирует в сетке телеканала "Рамблер" в течение примерно одного часа в сутки. Это новости, интерактивное общение с телезрителями представителей городских служб и организаций, молодежно-развлекательная программа, интерактивная игра со зрителями с вручением призов, которые предоставляют спонсоры. В студии телекомпании "Доброе" за последние годы побывали многие знаменитости, крупные политические деятели. Сюда приезжали Горбачев, Гайдар, Сатаров, Старовойтова, Юшенков Боровой, Новодворская, Лимонов, Жириновский, Немцов, Моргунов, Крачковская, Никоненко и многие другие. Собственное вещание – дело дорогое: в бригаде журналистов 11 человек, включая операторов и инженеров видеомонтажа. Однако значение выпуска собственных программ со временем уменьшается, поскольку в городе уже много студий, которые готовят свои программы и передают их в сетке вещания центральных каналов. Прямого дохода собственное вещание "Доброго" почти не приносит, рекламы мало, так как рекламодатели предпочитают размещать рекламу в эфирных каналах. Здесь считают, что собственное вещание – это "для души", а зарабатывать нужно на основной деятельности – трансляции каналов по сети и предоставлении дополнительных услуг связи.

Цель — мультисервисная сеть

Расти вширь в пределах города "Доброму" уже некуда: практически вся территория охвачена сетями КТВ, немного отстает центр, где меньший процент жилых зданий, но и туда уже проложено оптоволокно и ведется разветвление сети. Теперь можно обеспечить рост доходов лишь за счет предложения новых услуг, и с 1 января 2004 года абонентам предлагается скоростной (до 2 Мбит/с) доступ к интернет. Цена, считают в "Добром", приемлемая: 1500 рублей за подключение, 2 рубля за каждый мегабайт входящего трафика. Подключились к новой услуге уже более 1200 абонентов, стоит очередь желающих, пришлось даже создавать дополнительные бригады монтажников. По прогнозам, через год подключатся к услуге не менее 10% абонентов сети. Кстати, внутри сети трафик не тарифицируется, и обмен информацией происходит бесплатно – это тоже стимул для подключения новых клиентов.

На обеспечение доступа к Интернет пришлось изрядно потратиться. Была построена многокилометровая ВОЛС до городского узла первичного провайдера, закуплено дорогостоящее оборудование центральной станции. Тщательно выбирали поставщиков, всю аппаратуру покупали на условиях лизинга – оказалось, это выгоднее. И вот услуга работает, первый шаг к превращению своей сети в мультисервисную "Доброе" сделало. На очереди следующие шаги. Ближайший – введение IP-телефонии. Сейчас подключают IP-телефонию на одном из крупных предприятий города, уже провели тестирование оборудования – все работает отлично, предприятие сэкономит десятки тысяч рублей только на междугородных звонках. В перспективе видеонаблюдение, охранно-пожарная сигнализация, видеоконференцсвязь, для населения – видео по требованию и так далее. Пройдет еще несколько лет, и сеть КТВ "Доброе" превратится в мощную мультисервисную сеть, удовлетворяющую самым высоким требованиям абонентов. А этим может похвастаться не каждый крупный город.


Позиция коллег

Виталий Кучин, гендиректор компании "Навигатор" (г. Владимир)

Наша кабельная сеть граничит с сетью "Доброе" — есть даже дома, в которых представлены оба оператора. Конкурируем, но договорились не переманивать абонентов. У нас сейчас самая низкая цена по Владимиру – 60 рублей в месяц. Конечно, у нас всего 43 канала, но на наш взгляд этого достаточно: все равно человек выбирает 10-12 любимых, и ими в основном пользуется. Тем не менее, в сентябре мы запустим новые каналы, их будет в общей сложности 60. Абонентскую плату увеличим ненамного – рублей на десять. Подготовили проект дооснащения сети для предоставления доступа в интернет. Сейчас ищем оборудование, которое по оптимальной цене обеспечило бы и доступ в интернет, и другие услуги – IP-телефонию, видео по требованию. Планируем начать предоставление услуги в новом году. Если удастся набрать полторы тысячи пользователей, расходы окупятся года за два-три; мы рассчитываем, что сразу наберется хотя бы семьсот пользователей, а затем их число будет расти. Можно было предложить эту услугу и раньше, но абоненты во Владимире не были к ней готовы: в 2000 году мы проводили опрос, и тогда лишь один из тысячи наших абонентов хотел получить скоростной доступ в Интернет.

В 2000 году у нас были проблемы с поставщиком контента – Discovery Communications. Сейчас со всеми каналами есть договора. Заключать их компаниям выгодно, даже если канал предоставляется бесплатно: они подсчитывают свой рейтинг, знают и могут показать рекламодателю, сколько у них зрителей в каких регионах.

Самая главная сложность у нас — лицензирование. Скажем, чтобы показывать 60 каналов, надо получить у каждого правообладателя нотариально заверенную копию лицензии на вещание в данном городе. Нам также предстоит продлить лицензию, и после преобразований в Мининформсвязи теперь нужно собирать все документы, как на получение новой лицензии. Мне до сих пор непонятно, зачем нужно предоставлять экономическое обоснование и техническое описание своей сети, если сеть существует уже более 9 лет. Вместо упрощения системы получения лицензии сделали по принципу "хотели как лучше, а получилось как всегда". Ну что же, не впервой, справимся. И вообще с правовыми аспектами КТВ дело обстоит плохо, даже закон о статусе кабельного телевидения еще не принят.

Есть и другие проблемы. Возможности развития вширь у кабельных сетей Владимира почти исчерпаны. Мы, правда, придумали вариант такого развития: предложили городским властям передать нам антенные хозяйства, находящиеся в нашем районе. Мы бы привели их в порядок, демонтировали бы антенны с крыш, ввели бы социальный пакет для бабушек и дедушек, а также малоимущих, а остальным предложили большой набор каналов. Прошёл уже год — ответа мы так и не получили.


Взгляд со стороны

Олег Скопцов, директор телекомпании "Радуга" (телеканал ТНТ-Владимир)

"Доброе" обрушивает рынок в угоду сиюминутным конкурентным интересам. Вы видели в каком-нибудь городе, чтобы за 70 каналов брали 70 рублей? Это полный наив! Сегодня "Доброе" установило три цены за одну и ту же услугу: в районе Доброе, где у них нет конкурентов – 100 рублей; в Ленинском, где у них нет параллельных с конкурентами сетей, берут 70 рублей, а где есть параллельные сети — 60 рублей. Не знаю, насколько это законно, но, по-моему, это несколько непорядочно.

Что касается 70 каналов, то я бы тоже этим не хвастался: важно, какие это каналы. Скажем, украинский канал вряд ли имеет лицензию на вещание во Владимире, да и рекламу они дают в соответствии со своими законами, а не с нашими – это тоже проблема при показе зарубежных каналов. Просто увеличивать количество каналов в пакете, на мой взгляд, неправильно. Сейчас нужно поступать, как делают большие кабельные операторы: предлагать социальный пакет, минимальный (или базовый) пакет и премиальный пакет.

У нас в городе существует MMDS-сеть, которая предлагает 17 телеканалов. Если бы руководство компании было более дальновидным, можно было бы перейти на цифровую трансляцию и транслировать до сотни каналов с высоким качеством. Сегодня комплект оборудования, формирующий шесть и даже 7 программ в цифре в диапазоне одного аналогового канала, стоит вместе с кодирующим устройством примерно 30 тысяч долларов – это приемлемая цена. У нас в городе уже тестировали такой комплект, попробовали аппаратуру в действии в MMDS-сети. Конечно, абонентам пришлось бы ставить цифровые ресиверы, но они тоже уже относительно недороги: сегодня им цена 70 долларов, завтра будет 50, а послезавтра…. Так что в принципе MMDS – это реальная опасность для операторов КТВ.

У кабельщиков есть проблемы общие и местные. Общие проблемы создает центр. Скажем, лицензии на кабельное телевидение опять надо получать через Москву, тогда как в США они выдаются на уровне местной администрации. Другая общая проблема взаимодействие с Российским авторским обществом: представьте себе, что транспортная компания, организующая перевозку, например, водки, должна платить акциз на перевозимую водку. Нелепость? Но в такой ситуации находятся кабельные операторы, хотя они по сути — транспортные компании, они доставляют контент потребителям, а не занимаются вещанием.

Что касается местных проблем, то это, прежде всего, обостряющаяся конкуренция. У нас в городе телекомпания "Доброе" имеет порядка 40 тысяч абонентов, "КЭТИС" — примерно 15 тысяч, "Навигатор" — около 10 тысяч. Свободных территорий не осталось, а "Доброе" уже тянет свои сети в те дома, где работают соседи. Они предлагали купить и "КЭТИС" за символическую цену. А теперь, имея предлог, отказываются, надеются их потихоньку вытеснить. Но у "КЭТИС" и "Навигатора" есть некоторые преимущества, в частности, они работают по упрощенной схеме налогообложения, так что могут противостоять демпингу конкурента. Не надо забывать также и о наличии "раскрученного" бренда.

Если говорить о финансовой стороне деятельности кабельных операторов, то мне кажется совершенно бессмысленной организация маленькими студиями КТВ собственного вещания: политические амбиции можно удовлетворить таким образом, но надо понимать, что это чисто расходная статья, которая не окупается ни на каких выборах, и тем более не окупается рекламой.

Об авторе

Юрий Курочкин
Обозреватель "Кабельщика"