Kartina.TV: ностальгия как концепция

29.11.2013 00:00

Kartina.TV — крупнейший оператор "русского" телевидения за рубежом, известный, наверное, каждому русскоговорящему человеку, проживающему в Европе. Оператор находится на стыке нескольких весьма актуальных телекоммуникационных тем — ОТТ, интерактивные услуги, облачные технологии и... пиратство. Пожалуй, это один из самых обсуждаемых европейских проектов, по крайней мере, в московской телекабельной тусовке: слухов и домыслов масса, причем мнения разнятся с точностью до наоборот — от позитивно-хвалебного до резко отрицательного. Ну, как не написать о такой интересной компании и не попытаться развеять хотя бы часть мифов, которыми она окружена?

 

Немного истории

Проект Kartina.TV появился на свет в не таком уж далеком 2007 году, всего-то 6 лет назад. Все началось примерно с того же, с чего начинается большинство перспективных бизнес-проектов: жена одного из будущих создателей "Картины" захотела русское телевидение. В Германии на тот момент ничего подобного не существовало. Были, конечно, русскоязычные телеканалы на некоторых спутниковых платформах, но их было крайне мало, а кроме того — большинство наших бывших соотечественников в Германии живут в многоквартирных домах, где с установкой спутниковых антенн есть немалые сложности. О том, что спрос на такую услугу есть, говорила статистика — русских в Германии 3,5 миллиона, — а также количество и популярность русских магазинов.
 
Понятно, что пришлось сочинять бизнес-план, выбирать техническое решение, искать инвесторов, ездить по выставкам, собирать оборудование, договариваться с телеканалами — все с нуля. Причем последнее оказалось самым сложным. Проблема в том, что привычные "бывшему советскому" глазу и уху телеканалы не очищают права на территории влияния Kartina.TV.
 
В лучшем случае телеканалы имеют международные версии (ORT International, RTR Planeta, TVCI, НТВ Мир и т.д.), в худшем — вообще ничего. Поэтому пакет компоновался из всех международных версий телеканалов стран СНГ, с которыми заключались официальные договоры, и всего остального русскоязычного телевидения, до чего "могли дотянуться руки" — уже нелегально, на свой страх и риск. И надо сказать, в течение ряда лет, подавляющее большинство телеканалов либо вообще не обращали внимания на "небольшой европейский ОТТ-проект", либо отмахивались тем, что оператор находится в юрисдикции европейских офисов, которые опять-таки не интересовались "Картиной". Но об этом ниже.
 
Сегодня Kartina.TVпредоставляет своим абонентам более сотни телеканалов на русском языке по всей Европе, Великобритании, Израиле и США. На российских и украинских территориях до последнего времени проект официально практически не работал, хотя неофициально приставки "Картины" можно найти у некоторых россиян: люди выезжают за рубеж, приобретают там многофункциональную приставку с интересным набором каналов и услуг, привозят ее в Россию и смотрят Kartina.TV тут. С похожей проблемой сталкиваются практически все спутниковые операторы, также не имеющие возможности контролировать точку подключения. 
 
  
Шоу-рум Kartina.TV в Лондоне
 

Как это работает?

Несколько слов об используемых технологиях. Kartina.TV представляет собой одну из самых успешных реализаций сервиса ОТТ. (Если вдруг кто из наших читателей не в курсе, термин OTT означает доставку видеосигнала на приставку, компьютер или мобильный телефон пользователя по сети интернет без прямого контакта с оператором связи, в отличие от услуг IPTV, которые предоставляются через управляемую оператором сеть с гарантированным качеством). Как рассказали в "Картине", изначально они искали сеть, которая бы работала по всему миру, чтобы продавать услугу через нее. Такой сети не нашли, зато нашли облачные технологии — их и используют в проекте.
 
 Для справки:
Согласно Wikipedia, облачные вычисления — это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам), которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами и/или обращениями к провайдеру. Потребители облачных вычислений могут значительно уменьшить расходы на инфраструктуру информационных технологий и гибко реагировать на изменения вычислительных потребностей (трафика), используя свойства вычислительной эластичности облачных услуг. 
 
Для просмотра телеканалов на телевизоре абонент приобретает специальный ресивер в интернет-магазине Kartina.TV или у одного из многочисленных дилеров (сейчас чаще всего используют приставки Duna). Несмотря на использование облачных технологий, телевизионная услуга все же довольно требовательна к ширине и стабильности интернет-канала: скорость подключения к интернету требуется от 2000 килобит в секунду (в Германии это чаще всего DSL). Впрочем, если у абонента более "скромные" скорости (от 1000 килобит в секунду), он может подключить ограниченный список каналов и услуг.
 
К слову, именно по причине зависимости от "стороннего" интернета в пакете оператора совсем мало HD-каналов. Это связано с требовательностью таких телеканалов к ширине полосы, далеко не всегда достаточной и стабильной.
 
Рассказывает Дмитрий Дитрих, технический директор компании: "Для распределения контента мы используем технологию CDN. Есть множество компаний, у которых стоят сервера по всему миру, соединенные в одну сеть. Для удобства мы разделили карту присутствия на сегменты: Европа-Юг, Европа-Восток, Запад и так далее. Контент приобретаем у фирмы-посредника, "помещаем" этот контент в облако — а наши абоненты просто выбирают точки подключения к облаку и получают оттуда сигнал. Внутреннее соединение между точками в облаке и достраивание системного хранения информации организуют сами провайдеры".
 
 
"Есть сразу несколько технологий, которые мы используем для геокодирования, — продолжает рассказ Дмитрий — При первом обращении клиент попадает в онлайн-магазин, где обязательно отмечает страну проживания. На стадии заказа происходит распределение — он может купить только определенный товар и услугу, а если пытается сообщить неверную страну проживания, то получает сообщение, что это невозможно, поскольку ip-адрес определен некорректно. Впрочем, клиент попадается хитрый — всякое бывает. Это первый этап. На втором этапе мы также проверяем дислокацию ip-адреса, чтобы клиент получил именно те каналы, которые доступны в его регионе".
 
Для защиты контента компания использует DRM-систему, специально разработанную в 2007 году. Когда клиент запрашивает список каналов или вообще когда переключает каналы, он отсылает запрос на просмотр телеканала, под который генерируется ключ длиной 1024 бита, причем этот ключ действителен только 60 секунд. Это первый этап защиты, и он уже достаточно эффективен. Если клиент переключается через минуту, он повторяет этот запрос. Повторять запрос не нужно, только если абонент просто щелкает по каналам. Есть и более высокие уровни защиты, но, наверное, углубляться в их дебри в рамках этой статьи — нет необходимости.
 
Дополнительные сервисы
Пожалуй, самая востребованная интерактивная услуга Kartina.TV — так называемый catch-up: оператор хранит эфиры всех телеканалов у себя на серверах в течение двух недель, и абонент, пропустивший любимую программу или получивший постфактум-рекомендацию ее посмотреть, может легко это сделать. Пожалуй, это основная "фишка", ради которой к оператору стремятся подключиться абоненты из России, пусть даже в обход официальной дистрибуции. Кстати, среди моих знакомых, как оказалось, есть аж два нелегальных абонента — один в России и один на Украине — они объясняют свое решение удобством и интерактивными сервисами оператора, которые они не обнаружили среди отечественных операторов.
 
Есть у Kartina.TV и услуга VOD, но запросы абонентов — и соответственно наполнение библиотеки — преимущественно связаны со старым добрым советским кино. Плата за просмотр этой библиотеки включена в общую абонентскую плату. Большой популярностью пользуются также новые российские сериалы — "Интерны", "Универ" и другие. Есть, конечно, и голливудские кино-новинки, но их существенно меньше, просмотр их оплачивается отдельно. Это связано с крайне высокими аппетитами мейджоров — отечественные операторы знают об этой проблеме не понаслышке, это один из тормозов развития интерактивных услуг в России.
 
 

Программная политика

Официально Kartina.TV предоставляет абонентам один пакет из примерно сотни русскоязычных каналов — как российских, так и украинских, белорусских, грузинских, армянских, казахских, израильских и т.д. В базовом пакете есть несколько эротических телеканалов (разумеется, защищенных функцией "родительский контроль"). Преимущественно это европейские телеканалы, но есть и русская эротика.
 
Надо заметить, что в Германии законы, регулирующие "эротический вопрос", не менее жесткие, чем в России. Программной дирекции "Картины" приходится не только отсматривать практически все закупаемые фильмы, но и получать от правообладателей копии паспортов участников фильмов с их адресами и телефонами — говорят, "в Германии с этим все строго, но мы уже привыкли к немецким правилам".
 
Кстати, о немецких правилах — интересная деталь: стоимость пакета Kartina.TV составляет 14,95 евро в 1 месяц (с помесячной оплатой на 1 год), при покупке 1 месяца — 18,95 евро, причем для оплаты услуги большинство абонентов используют безакцептный банковский платеж. Т.е. своему оператору они доверяют настолько, что допускают к своему банковскому счету. Впрочем, если на банковском счету нет денег, при возникновении абонентской задолженности услуга отключается. За неделю до этого абонент получает сообщение на телевизор о том, что вскорости у него истекает срок абонемента, и надо продлить подписку. 
 
О количестве абонентов оператора приходится только гадать — сама компания не раскрывает цифр, объясняя это тем, что в Германии никто из провайдеров не афиширует абонбазу. В России, как известно, тоже. По косвенным признакам я могу предположить, что число подписчиков составляет не менее двухсот тысяч платящих абонентов. Причем не просто платящих, а весьма лояльных абонентов: одна только группа компании в Facebook составляет почти 65 тысяч человек (для примера, у "НТВ Плюс" и "Триколор-ТВ" всего по полторы тысячи "друзей", в группе "Ростелекома" 2 тысячи, а лидирует "Эр-Телеком" с 5 тысячами).
 
"Конечно, мы делаем ставку на ностальгию, — говорит исполнительный директор Kartina.TV Максим Вильгельм, — мы здесь провели полжизни, мы выросли в этой среде и знаем, что нужно нашему потребителю — а он тут совсем иной, нежели в России, он проще. Это такие же переселенцы, как и мы, которым нужен какой-то контакт с Родиной. Чтобы вы поняли на кого мы работаем: самый ходовой товар в русских магазинах в Германии — семечки, селедка и огурцы. Этих людей полностью устраивает жизнь здесь, устраивает немецкий график работы, красота и чистота. Но после работы они приходят домой и им хочется нажать кнопку пульта..."
 
 Максим Вильгельм, исполнительный директор Kartina.TV 
 
Надо сказать, что по части работы с абонентами у "Картины" есть чему поучиться — у оператора одна из лучших маркетинговых служб, что я встречала. Это и всевозможные розыгрыши, постоянные акции, концерты русских артистов, креативные конкурсы, демонстрации, какие-то мероприятия практически по любому празднику — русскому, немецкому или "СНГ-шному". Ностальгирующий абонент — лучшая аудитория для таких мероприятий.
 
 
Не далее как в октябре этого года Kartina.TV при поддержке министерства культуры Российской федерации организовала масштабный проект "Неделя русского кино в Нью-Йорке". Открытие Кинонедели состоялось в самом большом кинотеатре Нью-Йорка — Зигфилд /The Ziegfeld Theater/ на более чем 1000 мест. 
 
 

Вынужденное пиратство

Теперь, пожалуй, о главном — по крайней мере, о том, что так взволновало практически всех моих знакомых российских правообладателей, когда я сообщила, что, дескать, еду в гости к "Картине" — писать статью, "выводить на чистую воду" по вопросу взаимоотношений с правообладателями. 
 
По утверждению же сотрудников Kartina.TV, компания совершенно официально работает с ВГТРК, "СТС Медиа" (в том числе по продажам рекламы), ТВЦ, "Ред Медиа", Discovery, Euronews, Comedy TV, Bridge Media, Студя 1+1, Inter+, Music Box Group, Star Media, Central Partnership и многими другими правообладателями.
 
Готовя этот материал, я проанализировала список телеканалов, представленных на сайте и отправила запросы правообладателям — писала только представителям "неэфирного" сообщества, прежде всего платных каналов (информация об очищенных/неочищенных правах т.н. эфирных каналов открыта, в уточнениях и комментариях не нуждается). Спрашивала об отношениях с компанией, есть ли они в действительности, как работается — традиционный журналистский запрос на комментарий. Из 28 адресатов ответили всего 12! Еще две компании сообщили свои ответы по телефону. Более половины респондентов тонкости сотрудничества с платформой Kartina.TV просто не заинтересовали.
 
Из ответивших на запрос, пятеро прислали вполне позитивные комментарии о том, что работают с компанией Kartina.TV. Четыре компании затруднились ответить по разным причинам — кто-то представляет иностранные телеканалы, и не смог узнать, есть ли договор с "Картиной" у головного офиса, кто-то "вроде кое-какие отношения имеет, но точнее не в курсе", кто-то "сообщил наверх, но забыл проконтролировать результат". Пять компаний дали резко отрицательную оценку взаимодействию с "Картиной".
 
 
Некоторые комментарии правообладателей:
 
Ирина Королева, директор по дистрибуции "Орион Экспресс"
У нас действительно есть договор "Картиной ТВ", но только в части телеканала КХЛ SD. Договор заключали в июле 2011г. Отношения с компанией хорошие. Платят исправно и вовремя. Сейчас мы ведем с этой компанией переговоры о расширении как абонентской базы (страны Европы), так и включении в их сети других каналов нашей дистрибуции.
 
 
Елена Бальмонт, генеральный директор VIMN RCIS
В настоящее время никаких официальных отношений между Viacom International Media Networks и Kartina.TV не существует. Права на дистрибуцию контента не передавались и каналы вещаются незаконно.
 
 
Екатерина Ивандикова, директор по дистрибуции "Ред Медиа"
На сегодняшний день у нас с "Картиной-ТВ" действуют договорные отношения. Оператор сам выступил инициатором сотрудничества. Все договорные обязательства исполняются. По отчетной документации абонентская база растет. Репутация компании на рынке действительно не очень хорошая, но позиция "Ред Медиа", в первую очередь, базируется на основе конструктивных взаимоотношений с партнерами. 
 
 
Ирина Колмогорцева, директор по дистрибуции ЮТВ
Мы не знаем компанию Kartina.TV, а разрешение на трансляцию своих каналов в Великобритании, США и Израиле мы вообще не предоставляем. Договоренности о трансляции наших каналов на территории Европы у нас с этой компанией нет.
 
 
Вера Мороз, директор по дистрибуции телеканала "Дождь"
Начиная с августа, мы начали активную работу по борьбе с пиратством, одним из важных пунктов в этом списке была компания Kartina.TV. На сегодняшний день мы добились прекращения нелегального использования "Дождя" в сервисе более 90 компаний по миру (web, IPTV, моб. приложения). 
Что касается Kartina.TV, так как переговоры проходили уже длительное время, а компания не принимала наши условия, мы повторно направили письмо-претензию и начали нотариальное заверение факта пиратства для дальнейшего решения вопроса в суде. Но до суда не дошли, т.к. "Картина" после длительных переговоров и анализа рейтингов каналов в своем сервисе (особенно после перевода на платную подписку эфира "Дождя" в интернете) приняла наше коммерческое предложение, и сейчас мы согласовываем договор.
 
 
Мария Уланова, генеральный директор Chello Zone
Подозрения действительно небеспочвенны. У нас (держателей лицензий) никаких договоров с "Картиной" нет. Насколько мне известно, у компаний-нерезидентов договоры также отсутствуют. В середине 2011 года мы общались с "Картиной" — их интересовали права на распространение наших телеканалов в Германии для русскоязычного комьюнити. Учитывая географию запроса, мы его переадресовали в головной офис, который, в свою очередь, связался с "Картиной" и сообщил тогдашнюю ситуацию по правам, а также предложил несколько вариантов взаимодействия. Насколько я понимаю, "Картина" предпочла незаконную ретрансляцию продолжению коммерческого диалога, пусть даже и не самого стандартного.
 
 
Владимир Федючок, генеральный директор TV-21
Нет, конечно, никакого договора с Kartina.TV. И не может быть в принципе, т.к. фильмовые права у телеканала TV-21 есть только на территорию стран бывшего Советского Союза. Так что налицо грубое и неприкрытое пиратство.
Откуда они могут брать сигнал, когда телеканал закодирован. Есть несколько каналов утечки (но не подсказывать же потенциальным пиратам эти каналы!): зарегистрироваться просто как частное лицо DTH-сети, например "НТВ плюс" или "Xtra TV на территории Украины или России, а сигнал принимать у себя в Германии (благо, сигнал со спутников туда "добивает") и запускать его в свою интернет-сеть.
Но все это лежит вне правового поля. Просто пиратство. А у тематических каналов, таких как наш, нет возможностей бороться с пиратами вне нашей территории. Разве что ждать, пока это заметят фильмовые правообладатели, скажем, Германии, которым наносится материальный ущерб от пиратства. 
 
 
Владислав Костюк, директор по региональному развитию RU.TV
RU.TV наслышан о непростой ситуации с оператором Kartina.TV. Но я не сказал бы, что сотрудничество с этой компанией складывалось для нас как-то по-особому сложно. Спорные вопросы в процессе взаимодействия решались путем переговоров, и всегда находился компромисс. Так в 2011 году в территорию прав Kartina.TV ошибочно были включены США, ранее переданные на основе эксклюзива другой организации. Досадная ошибка менеджера могла привести к скандалу. Однако представитель "Картины" проявил должное понимание, и недоразумение было благополучно разрешено. В целом можно отметить высокий уровень договорной и финансовый дисциплины этого оператора, чем не могут похвастаться партнеры с куда более благополучной репутацией на рынке внеэфирного ТВ.
В любом случае, RU.TV всегда был сторонником поговорки "худой мир лучше доброй ссоры". Думается, что при желании всегда можно выстроить замечательное сотрудничество, даже если перспективный партнер сперва оказался не совсем прав.
 
 
Таким образом, как мы видим, с компанией Kartina.TV легально работать можно, и желающим того правообладателям это удается. Если есть очищенные права на канал на территорию Европы, разумеется. Если таких прав у правообладателя нет, это значит, компания будет исходить, прежде всего, из интересов своих абонентов и целесообразности решения для бизнеса — и возможно канал войдет в пакет без договора. Такое получается фрагментарное пиратство. При этом компания останется в правовом поле государства, в котором зарегистрирована. А что правообладатель? Из сказанного выше, понятно, что в большинстве случаев — ничего.
 
Увы, большинство эфирных и неэфирных каналов не очищает права на контент для Европы и других стран — очистка этих прав невероятно дорогое удовольствие, которое не окупили бы никакие платежи одного не очень крупного (в абсолютных величинах) оператора. При этом в последнее время в Германии и Европе стали появляться компании, которые пытаются делать то же самое, что и Kartina.TV, периодически подворовывая у нее идеи и технические решения, но даже не пытающиеся легализоваться. В русских газетах Европы сегодня фигурирует реклама дюжины таких проектов, причем конкурировать эти компании пытаются за счет цены (что-то в этом есть такое родное и знакомое, согласитесь). И если представить себе, что вдруг Kartina.TV возьмет под козырек и разом выключит все "спорные" телеканалы, это будет однозначным самоубийством, поскольку конкуренты только того и ждут — зато для телеканалов все вернется на круги своя. Налицо патовая ситуация, разрешить которую простыми запретами и маханием шашкой никак нельзя.
 

Эмоциональное заключение

Напоследок от себя хотела бы добавить немного личного и эмоционального.
Мне очень понравилась команда Kartina.TV. Ну, хотя бы потому, что это очевидно увлеченные люди, задорные кулибины и идейные креативщики. Потому что с 2007 года из компании ушло всего два человека — а вы много знаете компаний с такой "текучкой"?! Потому что на полусотню "экс-советских" сотрудников у них всего один немец-талисман с говорящей фамилией Moneymaker (дословно - "делатель денег") — а чувство юмора наше все. Потому что они очень много занимаются благотворительностью, всем коллективом собирают деньги на лечение российских детей в немецких клиниках. Потому что они собственноручно, всем коллективом, включая директоров, разгружают фургоны с приставками. И потому что в офисе у них живет огромный, добрейшей души хромоногий пес. А еще потому, что я точно знаю, что ребята изо всех сил стараются выйти на новый уровень дипломатических взаимоотношений с российским рынком. Может быть, не очень быстро, и, как было сказано выше, не без трудностей. Но я хотела бы напомнить, что когда в 2005 году запускался "Кабельщик", перед российскими кабельными операторами стояли ровно такие же, как тогда казалось, неразрешимые проблемы: серый рынок и отсутствие взаимопонимания с правообладателями по целому ряду вопросов.
 

Об авторе

Яна Бельская
Главная по "Кабельщику"