MIPCOM’2013. Часть III. Российский взгляд

24.10.2013 10:23
Прошедшее контент-шоу MIPCOM’2013 стало, можно сказать, особенным для российских представителей телеком-рынка. Хотя бы потому, что впервые в Каннах Россия была представлена объединенным стендом, посвященным произведенным у нас художественным фильмам и анимации — RU.C (Russian Cinema and Russian Animation). 
 
Стенд был организован Ассоциацией анимационного кино России при поддержке Министерства культуры РФ, и собрал у себя представителей крупнейших анимационных компаний страны, а также продюсерских студий и агентств. В частности, в нем приняли участие продюсерский центр “РИКИ”, компании “Маша и медведь”, “Мастер-фильм” и D3 медиа, киностудии “Союзмультфильм” и “Татармультфильм”, продюсерская компания “Аэроплан”, студии Wizart Animation, Toonbox, Total Content, “Интерсинема”, “Базелевс”, Russian World Studios, Russian World Vision, “М.И.Р.”, “Киноатис”, “Метроном фильм” и Х-медиа диджитал и другие.
 
Представители перечисленных компаний предлагали на выставке свой контент, включая новинки 2012-2013 годов. По части фильмов, это фильм-катастрофа “Метро” режиссера Антона Мегердичева, “Игра в правду” Виктора Шамирова, “Географ глобус пропил” Александра Велединского — в общей сложности свыше 20 российских кинолент-лидеров проката и участников различных международных фестивалей.
Что касается мультиков, то на MIPCOM’2013 наши продемонстрировали анимационные сериалы “Маша и медведь”, “Смешарики”, “Машины сказки”, “Белка и стрелка”, “Круглый год”, “Холли и Долли” и прочие. 
 
 
По словам директора студии “Маша и медведь” Дмитрия Ловейко, к этому форуму задолго готовились все российские компании и цель — не просто поучаствовать, а добиться максимальных результатов. Он добавил: “Для нашей компании однозначно форум прошел успешно. Мультфильм “Маша и медведь” просмотрели более 300 компаний со всего мира. Состоялось очень много важных и результативных встреч. Радует, что к нам начали проявлять интерес экзотические страны, например, Малайзия и Латинская Америка”.
 
Если говорить о телевизионных премьерах, то, пожалуй, одной из самых значимых стала презентация нового канала ВГТРК — IQ HD. Данный канал имеет права на распространение по всему миру за счет того, что весь контент у него — собственного производства, скомпилированный из фильмов и передач, имеющихся на телеканалах “Моя планета”, “Наука” и “История”.
 
Дистрибуцией IQ HD займется компания “Сигнал Медиа”. В рамках MIPCOM’2013 она уже провела переговоры с рядом потенциально заинтересованных операторов — канадских, европейских, американских. “Надо сказать, что американские операторы, например, уже не ведут переговоры с каналами, которые распространяются в SD-качестве”, — прокомментировал “Кабельщику” ситуацию по переговорам Михаил Ковальчук, генеральный директор “Сигнал Медиа”.
 
Также он отметил, что каналом IQ HD они попытаются “занять нишу, которая, на наш взгляд, пока еще свободна — развлекательно-познавательного контента в HD-формате”.
 
На вопрос — на какую аудиторию нацелен новый канал, Михаил Ковальчук ответил, что “в первую очередь это русские диаспоры, проживающие и в США, и в Германии, и в Израиле, а дальше — будем смотреть, что будет диктовать рынок. Если мы увидим, что рынок воспримет контент, то я не вижу никаких проблем для его адаптации на ту или иную аудиторию”.
 
Помимо IQ HD на выставке был представлен еще и новый канал от Discovery Networks — ID, но не в замену, а в дополнение к существующему ID Investigation Discovery. Подробнее о нём “Кабельщику” рассказал Сергей Артемовский, директор по продажам Discovery Communications в Северо-Восточной Европе.
 
“Во втором квартале 2014 года мы планируем запустить в Центральной и Восточной Европе новый канал, посвященный реальным историям, которые полны тайн, интриг и драм.
 
Телеканал будет отличать уникальный стиль повествования, свойственный всем нашим проектам, а также непредсказуемые сюжеты, воплощенные в современном и стильном формате. 
 
Запуск нового канала продолжит наши глобальные достижения в жанре “тайны и интриги”. Аналогичные запуски такого формата были хорошо приняты и операторами, и аудиторией. В США ID является самой быстрорастущей сетью платного телевидения, а после запуска новой версии телеканала в Польше в сентябре 2012 года, ID занял первое место среди каналов своей тематики, стал лидером по темпу роста в портфолио Discovery Networks и показал один из лучших результатов по среднему времени телесмотрения среди платных каналов — 51 минуту.
 
Название нового канала будет объявлено в ближайшее время, и скоро он станет доступен для телезрителей и операторов”.
 
Стоит отметить, что на канал уже обратили внимание российские операторы. Вот как по поводу нового ID высказалась Олеся Коновалова, заместитель директора по управлению контентом ОАО “Ростелеком”: “На рынке продемонстрирован новый канал от Discovery Networks, представляющий собой канал с различными детективными и криминальными историями на основе секса, отношений, брака, семьи. Убийства на почве измен, бытовых сор и т.д., только на фоне люксовой обстановочки. Т.е. чернуха в мире богатых и знаменитых, обыгранное профессиональными актерами. Лично мне кажется, что может получиться интересно. Канал ориентирован на женщин. Общее раздражение у меня вызывает, что это опять канал строго базового пакетирования, опять на женщин, а эта аудитория у “Дискавери”, на мой взгляд, не удержалась (судя по TLC)”.
 
Общие впечатления
 
MIPCOM’2013 — это не только площадка для презентации контента и его покупки, но еще и место для обсуждения последних тенденций, направлений развития телеком-бизнеса. О том, что для себя вынесли по итогам выставки российские игроки, мы поинтересовались у представителей Telcomedia, “Ростелеком” и SPB TV.
 
Алла Маслова, Telcomedia: "С MIPCOM’а я привезла, во-первых, хорошее настроение. Место его проведения — правильное, любые вопросы решать в таком месте легко и приятно. А, во-вторых, я вернулась с уверенностью, что развитие бизнеса основных игроков отрасли в целом, и FOX International Channels в частности, происходит в верном направлении и отвечает запросам отечественного рынка. Не скорою, для меня немного неожиданным оказалось то, что главной темой всех встреч было развитие ОТТ-сервисов наших клиентов. FIC уже более года назад очистил весь объем ОТТ прав по сериальным каналам — FOХ и FOX Life, права на бренды NG были очищены раньше, и на сегодня я готова констатировать крайне высокий интерес к этим дополнительным правам со стороны наших клиентов. Помимо ОТТ прав и VOD контента на MIP’е мы представили рынку наш инновационный продукт — Nat Geo Play, способный сделать предложение оператора еще более привлекательным для зрителей.
 
В целом, на мой взгляд, MIPCOM’2013 показал, что рынок эволюционирует в естественном режиме: сильнейшие продолжают свое развитие, слабейшие сходят с дистанции. Из интересных тенденций, как уже сказала выше, то, что на российском рынке растет заинтересованность именно в новых продуктах и в развитии новых сервисов. Насколько я могу судить, пока еще мало кто понимает — как на них зарабатывать деньги, но большинство игроков осознает, что это новый вектор развития и им уже нельзя пренебрегать. Даже несмотря на его потенциально малую прибыльность в обозримом будущем. Из мировых тенденций опять же хочется отметить технологические новинки, например, презентацию 4К разрешения. Как мне кажется, это может служить доказательством 2 ключевых тенденций дальнейшего развития рынка: с одной стороны — клиент больше не хочет просто телевидения. HD-контентом и даже мультисредой его уже не удивишь. С другой — рынок не стоит на месте и готов предлагать и потреблять инновационные решения, что подтверждают и производители контента и правообладатели каналов, а также те, кто принимает решение об их приобретении“.
 
Петр Щербаков, SPB TV: “Минувшие Канны закружили участников атмосферой аргентинского танго (в этом году особое внимание на выставке было уделено кино- и телевизионной индустрии Аргентины, — примечание “Кабельщика”), не оставляя и минуты на передышку. Премьеры, которые у нас ожидаются, будут оглашены в ближайшем будущем, и мы надеемся привлечь больше пользователей в течение нескольких месяцев. Радует, что все больше правообладателей не вздымают удивленно бровь при терминах “ОТТ” или “TV Everywhere”.
Что касается премьер на рынке, то в Россию скоро прибудут новые шоу, о чем красноречиво говорили огромные во всю стену афиши и активная работа баеров. По крайней мере я, как подписчик платного ТВ, радуюсь в надежде, что меня не забросают “премьерами” 2005 года”.
Олеся Коновалова, “Ростелеком”: “На самом деле, чего-то неожиданного и “тенденционного” мне не подвернулось, все уже было заявлено и мелькало ранее, и на прошедшей выставке лишь подтвердилось и укрепилось. Как то маниакальное увлечение всей мейджеров EST и ранними окнами для них, в попытках спасти продажи на жестких носителях. В канальной части все шатко-валко. Крупные игроки предлагают новые каналы пренепременно базового пакетирования”.
 
Гарантии будут только расти
 
Ну и в заключение отдельным блоком хотелось бы выделить отзыв Яна Слока, коммерческого директора компании Vidimax, который в красках рассказал “Кабельщику” и о тенденциях, и о национальных особенностях продажи контента. 
 
Ян Слока, Vidimax: “На MIPCOM нашу компанию пригласили участвовать в национальной экспозиции российских инновационных компаний, организованной Инновационным центром НИУ ВШЭ. Основной целью проекта было позиционирование России как одного из ключевых игроков в сфере инноваций в индустрии коммуникаций, медиа и цифровых технологий. 
 
Кроме выполнения этой высокой миссии, перед нами стояли и другие задачи: узнать - не изменились ли условия продажи контента в Каннах, убедиться в интересе зарубежных медиа-компаний и инвесторов к российской интернет-аудитории и разведать спрос на технологические решения, конкретно — на мультиэкранную ОТТ видеоплатформу INVERTICA. А заодно разобраться в последних мировых тенденциях — практический опыт работы с нашей восьмимиллионной потенциальной аудиторией свидетельствует о возрастающем интересе к телеконтенту. И оказалось, что мы в своих оценках не ошиблись.
 
На всех конференциях MIPCOM в этом году эксперты активно обсуждали тему вступления телеиндустрии в новую эпоху — эпоху онлайн-телевидения. Ее даже называют “золотой”. Хотя всего несколько лет назад профессиональное сообщество считало, что интернет оттянет на себя львиную долю телеаудитории, предоставив пользователю возможность непрерывно смотреть голливудское кино. Аргументировали свою позицию пессимисты тем, что на торрентах 95% контента — большое американское кино. Но на практике все получилось иначе. Зритель конечно же оценил достоинства видеоразвлечений в интернете — возможность смотреть что хочешь, когда хочешь и где хочешь, делиться своими впечатлениями в соц.сетях. Но телевидение начало приспосабливаться, срастаться с интернетом. Сегодня и на телеэкране можно смотреть программы, фильмы и шоу в удобное для себя время, используя функции отложенного просмотра, перемотки и паузы; в моменты прямых трансляций делиться оценками увиденного через соцсети. Статистические данные оценки зрительских предпочтений свидетельствуют о том, что “полный метр” — фильмы, снятые для большого кинопроката — это праздник, и зритель готов на него тратить несколько часов в неделю, а то и в месяц. Телеконтент же — шоу, сериалы, документалистика — своеобразный фон, под который зритель живет и на который, например, европеец по данным исследования IP Group, (дочерней фирмой телекомпании RTL) тратит не меньше 200 минут в сутки. 
 
Интерес зрителей к Голливуду тоже имеет вполне разумные границы. Выступавшие на одной из конференций представители онлайн-видеосервиса из Кореи отметили, что в их стране он не превышает 15%. Похожие цифры привели эксперты из Нигерии и Индии.
То, что зритель остался верен телеэкрану и не пересел к монитору компьютера, объясняется еще и тем, что телеформат получения информации для него привычнее, комфортнее. 
 
В свою очередь и Интернет обогатил производителей телеконтента новыми возможностями. Например, теперь принято запускать “пробные онлайн-шары” — снимать пилотную серию нового проекта, выкладывать в сеть и оценивать реакцию зрителей. И уже после этого принимать решение — стоит ли тратить деньги на продвижение и развитие этого шоу, или лучше поискать более заводные для публики идеи и сценарии.
Раньше производитель телеконтента должен был либо искать покупателей на свою продукцию на эфирных и кабельных каналах, либо собственными силами содержать подобные каналы, что требует значительных финансовых затрат. Сегодня уровень развития технологий позволяют ему напрямую выходить на своего телезрителя, транслируя видеоматериалы через интернет на экраны телеприемников, компьютеров, планшетов, мобильников. Цифровая дистрибуция в разы экономичнее традиционных способов доставки контента. А цифровая аудитория стремительно приближается к аудитории телевизионной, заметно превышает аудиторию отдельно взятого даже самого супер-пупер популярного эфирного или кабельного канала.
 
Переговоры и гарантии
 
Главная иллюзия MIPCOMа — ощущение того, что весь мир делится на байеров и селлеров: одни торгуют фильмами, другие их покупают. А все, не участвующие в этом мероприятии — зрители. Первые устраивают затейливые шоу-презентации, вторые пытаются быстро просчитать в уме, смогут ли оперативно собрать с прокатчиков или напрямую со зрителей денег больше, чем заплатят за предлагаемый видеоконтент. Здесь можно вытянуть счастливую карту — например, как компания “Вольга”, за несколько лет до успеха картины “Артист” купившая права на ее прокат в России. Ну кто мог тогда предположить, что артхаусное черно-белое кино возьмет “Оскара”?
 
Но на самом деле MIPCOM создан был как площадка для продаж телеконтента. 
 
Павильоны безусловных лидеров киноиндустрии — шести голливудских студий, раскинулись палаточным лагерем рядом с пляжем, отдельно от большой пятиэтажной выcтавочной площадки. На переговоры надо было записываться заранее, за пару недель до открытия кинорынка. Условия контрактов за год не изменились предлагают пакет из 300 тайтлов — фильмов до 2010 года производства — по тысячи-полторы долларов за штуку. 
 
В поисках интересного и востребованного русскоязычного контента оказываемся на стенде крупной телестудии из когда-то братской республики. Уверяют, что последний проект — очередной детективный сериал — настоящая бомба. Правда, еще не доснят. Но денег потрачено уже — уйма. Двадцать серий. Минимальная гарантия — 40 тысяч долларов. Такая вот политэкономия получается: американский блокбастер второй свежести, может быть даже с парочкой престижных фестивальных наград — за тысячу-полторы, но брать оптом. Эпизод недоделанного русскоязычного сериала — две тысячи. Но мелким оптом. 
 
А что нам предлагает в Каннах отечественный производитель? Обращаемся к менеджеру на стенде одной из крупнейших изо всех сил поддерживаемой государством студий:
— Какая у вас минимальная гарантия?
— У нас нет минимальной гарантии.
— Готовы работать по разделению доходов?
— У нас максимальная гарантия.
И зарубежный, и отечественный правообладатель пока не готовы работать по схеме разделения доходов. А значит, пока все останется по-прежнему и легально огромную видеотеку Голливуда и отечественного кино пользователям онлайн-видеосервисов посмотреть будет почти негде. А аудитория давно готова, только наша видеоплатформа INVERTICA открывает доступ к цифровым видеоразвлечениям для восьми миллионам зрителей.
 
Масштабы российской аудитории — главный козырь в переговорах с иностранцами по вопросам продаж любого продукта. В чистом виде технологическими разработками их не удивишь. А вот если предложить уже работающую систему с пристегнутой к ней весомой аудиторией, то глаза собеседника загораются, и он готов к поиску схем взаимодействия. В этом мы убедились на собственном опыте, и уже по итогом встреч в Каннах договорились о сотрудничестве с компаниями из Франции и Швеции".

Об авторе

Дарья Бояринова
выпускающий редактор "Кабельщика"