
Cord-cutting – термин уже довольно устоявшийся и обозначающий отказ от кабельной подписки в пользу эфирного цифрового телевидения и/или интернет-стриминга, как основного источника новостей и развлечений. Некоторые исследователи обобщают этот термин до “отказа от платных многоканальных сервисов”,
Правомерно ли такое обобщение?
Как мы уже обсуждали ранее, ОТТ-стриминг повсеместно набирает обороты и после внедрения связной технологии 5G, которое уже не за горами, ожидается новый рывок в развитии мобильного телевидения. Оно станет более доступным, с лучшими параметрами изображения (4K/HDR) и вполне пригодным для прямымых эфиров (low latency). Но насколько сильно эта новая реальность ударит по бизнесу Direct-to-Home спутникового телевидения? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть, хотя бы кратко, существо данного бизнеса.
Первое упоминание об использовании спутника для передачи сигнала связи было сделано в рассказе британского писателя-фантаста Артура Кларка сразу по окончании Второй мировой войны, ну а первая реальная межконтинентальная передача ТВ-сигнала была произведена летом 1962 года через спутник Telestar. Уже через год был запущен первый геостационарный спутник связи; еще через два года - первый коммерческий телевизионный спутник Intelsat.
А в 1967-м заработала советская спутниковая система “Орбита”, которая обеспечивала повторы программ в разных часовых поясах. Первые геостационарные спутники передавали ТВ-сигнал только между “хабами”, тогда, как распространение индивидуальному потребителю шло через ТВ-передатчики. Потребовалось около 10 лет для того, чтобы спутниковое телевидение стало приниматься на индивидуальные антенны (Direct-to-Home) - это произошло в Калифорнии в 1976 году.
В следующие четыре года домашнее спутниковое телевидение развивалось семимильными шагами в США и Западной Европе. И если в начале 1979 года установка домашней антенны и ресивера стоила 36,5 тысяч долларов США, и “тарелка” была почти пятиметровой, то к середине 80-х годов размеры антенн уже существенно уменьшились, а услуга стала доступна потребителям среднего класса (где-то $400 за “тарелку” с ресивером и $13-15 – ежемесячная подписка).
Примерно с этого же момента стало активно внедряться “скремблирование”, то есть защита оригинального контента. Таким образом, путь от первой индивидуальной DTH-приставки до полномасштабного международного бизнеса занял менее 10 лет!
Современный спутниковый ТВ-бизнес проект включает бродкаст-центр, в котором формируется и скремблируется программный пакет, передающую станцию, которая отдает сигнал на транспондер геостационарного спутника и абонентские центры, которые устанавливают индивидуальное оборудование и собирают абонентскую плату. Стоимость оборудования вещательного центра не столь велика, по сравнению с арендой транспондера и платой за контент, поэтому многие спутниковые ТВ-бизнесы (в частности Sky и DirecTV) поднимались в 90-е и нулевые еще за счет производства своего собственного уникального (чаще всего спортивного) контента. По этой же модели развивался и первый российский спутниковый сервис "НТВ Плюс", который многие годы был единственным спутниковым сервисом, пока его не обогнал по абонентской базе более агрессивный и быстрорастущий за счет своей гибкости "Триколор".
Только вот совсем на днях (6 августа)
Надо отметить, что спутниковый бизнес – то есть запуск самого спутника и продажа емкости транспондеров - это отдельный вид деятельности, в котором предоставление услуг оператору спутникового ТВ всего лишь незначительная часть. Крупнейшие компании Intelsat, Globalstar и Inmarsat не полностью зависят и, возможно, выживут и без DTH-TV спутникового бизнеса, во-первых, потому что у них остается в резерве
Тем не менее проблема остается, и она довольно серьезная. С обеих сторон стоят огромные деньги, и битва лоббистов началась нешуточная.
В попытках найти Win-Win решение Intelsat предложил создать консорциум, который в переговорах с представителями связных компаний, заинтересованных в 5G, выделит и очистит от использования довольно большой объем необходимого им частотного диапазона. Этот консорциум также будет отвечать за координацию всех даунлинков и пользователей, чтобы минимизировать их финансовые потери. Ряд специалистов предлагает уже сейчас задуматься над объединением всех сетей –
То есть спутниковая связь будет важной частью инфраструктуры 5G, так как спутниковая передача сигналов будет вписана в общую “экосистему”. Важнейшим аспектом будет необходимость добиться “бесшовных” стыков между наземными и спутниковыми потоками. Видео-трафик будет динамически перенаправляться по наилучшему “транспортному” коридору с учетом пропускной способности данной сети, задержки и специфических приложений данного видео. Управляющий “оркестратор” (скорее всего, на базе AI) будет принимать соответствующие решения. Данная гибридная спутниково-наземная сеть нашла, в честности, свое отражение и в требованиях стандарта 3GPP.
Один из наиболее заинтересованных в благополучном разрешении конфликта игроков –
В общем-то в Европе вопрос и не стоит “или-или”. Европейский подход, на мой взгляд, более взвешенный и умеренный.
Но время у нас с вами, да – интересное. И совсем не случайно российский спутниковый вещатель "Триколор ТВ" взял да и переменил свое название, став просто "Триколором", и позиционирует себя уже гораздо шире – как провайдер мультиплатформенной доставки разнообразных развлечений, а не только телевидения. Есть, о чем задуматься.
Ну и какой напрашивается вывод, дорогие коллеги? Скажу вам честно – спутники как летали, так и будут летать. Слухи о преждевременной смерти спутниковых операторов связи сильно преувеличены.
Так что споем старую песню на новый лад: