Моноуслуга: процветание или упадок?

Эпиграф от редакции: 
Дискуссия была опубликована в печатном выпуске "Кабельщика", подготовленного редакцией специально для CSTB. Журнал был сдан в печать в середине февраля – до драматических событий, разделивших наш мир на ДО и ПОСЛЕ. Поэтому некоторые события и обстоятельства, о которых пишут наши авторы, выглядят несколько иначе, чем они выглядели бы, если бы статьи писались сейчас. Но, тем не менее, мы считаем своим долгом опубликовать эти замечательные тексты и онлайн – пусть даже с такой поправкой.
Подробнее: https://www.cableman.ru/article/chem-zhivy-sputnikovye-operatory-i-chto-gryadushchii-den-gotovit-im

Глобализация и развитие международной экономики приводят к тому, что маленьких и гордых провайдеров становится все меньше. Интересно разобраться, почему так происходит.

Варианты различны: многие продаются, многим просто надоедает бороться, а многие проигрывают борьбу в погоне за сильными федеральными игроками, наполнением услуги, снижением тарифов и прочим.

Что ждет такие компании: вымирание как класса? Останутся только десятка два крупных игроков на рынке?

Несмотря на глобальные тенденции, ситуацию на рынке, как ни странно, операторов с моноуслугой – только интернет или только телевидение (кабельное – коаксиальное) – по стране еще очень много, в том числе в Москве и Подмосковье. 

Во время работы в группе компаний "Столичные кабельные сети" и "РТП.Медиа" я взаимодействовал с десятком таких операторов. При переговорах о продаже компаний (M&A сделки) получал или завышенный мультипликатор, скажем 2,5 годового оборота, или вовсе отказ. Удивительно, но эти компании достаточно хорошо чувствуют себя и сейчас. Клиенты продолжают платить за услуги, а на поддержание сети и абонентов уходят мизерные суммы, в развитие компании не инвестируют и просто получают 50% доходность. Владельцы довольны и имеют стабильный доход и актив. Продажа компании и развитие неактуальны. Такие стратегии удержания есть на каждом рынке.

А что, так можно было? Да, можно!

Уверен, что в стране сотни таких операторов. Компании не участвуют в форумах и конференциях, не показывают себя публично, не тратят деньги на цифровой маркетинг, продажи, удержание клиентов, а живут на том, что было сделано или вовремя присвоено 10 лет назад. 

Оценивая ситуацию, можно предположить: возможно, стоит работать по-другому? Не целиться на экосистемы, умные домофоны, коллаборации с разными сервисами, а сделать "лоукост монооператора" с минимальными затратами на модные фишки, качество? Такая "авиакомпания “Победа”" в телекоме?

Проводя аналогию, как подразделение "Победа" базируется отчасти на ресурсах своего старшего брата Аэрофлота, так и операторы могут сделать себе же искусственную конкуренцию в своем сегменте? Другой вариант – арендовать мощности у как раз тех самых "старых монооператоров"?

Противников такого узконаправленного подхода будет много, ведь необходимо исполнять требования закона Яровой, покупать дорогостоящее оборудование, заключать договоры, сдавать сети в Роскомнадзор, чтобы эта моноуслуга работала, а также решить немало дорогостоящих технических вопросов. И нельзя забывать, что многие абоненты сейчас интересуются услугами "все с одном".

Интересно, что современные провайдеры пробовать такой вариант с моноуслугой не хотят, а масса консервативных "старых" операторов на этом подходе много лет живет отлично. Где же истина?

Вечный вопрос о наполовину полном сосуде. Практически любой товар найдет своего клиента. Другое дело, а сколько таких абонентов будет?

Комментарии операторов моноуслуги

 

Вячеслав Груздин, компания "Электрон", Златоуст

На мой взгляд, сети, предоставляющие моноуслуги, продолжают существовать по инерции. Как говорил мой тесть (основатель сети, которой я в настоящее время управляю): "На мой век хватит" (и на его век хватило). Многие из существующих операторов, предоставляющих моноуслугу (будем рассматривать конкретно кабельное ТВ), работают в населенных пунктах со сложным рельефом местности либо в экономически неблагополучных районах. В первом случае эфирное вещание не дает 100% покрытия территории, и эти бреши закрывают кабельщики. Во втором граждане с низким достатком не всегда могут позволить себе дорогостоящие предложения мультиуслуговых сетей. Часто бывают первый и второй случаи вместе. Эти два фактора в сумме обеспечивают моноуслуговому оператору возможность существовать. И не будем забывать, что инертность свойственна всем – и компаниям, и абонентам.

Компании: "Зачем убивать курицу, несущую хоть какие-то яйца?" Абонент: "Интернет есть в смартфоне. Вечером с работы пришел, федеральные каналы перед сном полистал, абонентская плата приемлемая, зачем за дополнительные услуги переплачивать?".

И не забывайте – немногие даже региональные операторы включают в пакет местные телеканалы (тоже своего рода инерция: "Чего напрягаться? Федеральными обойдутся"). Вот это и позволяет существовать операторам с моноуслугой.

Впрочем, как показывает история, ничто не исчезает полностью. Кино не заменило театр, книги и радио. Интернет не затмил собой живое общение, так же, как и массовое внедрение 5G не ликвидирует полностью проводной интернет (хотя надежды такие есть, особенно у маленьких моноуслуговых операторов).

Как-то так.

Вячеслав Долгопятов, директор СКТВ "Тинмарк-2", Каменск-Шахтинский

Любой малый оператор – энтузиаст своего дела. Большинство начали деятельность не вчера, а десятки лет назад. Многие не задумывались о бизнес-моделях, просто было интересно работать, так как сфера услуг связи динамично развивалась.

Те, кто начинал свою деятельность в 1990-е, занимались телевидением, ближе к 2000-м многие стали заниматься интернетом. Освоив одну среду, кто-то перенаправлял внимание на другую, а кто-то продолжал по разным причинам заниматься моноуслугой.

У каждого своя судьба и каждый выбирает свой путь к звезде на горизонте. На вопрос, что ждет компании с моноуслугой, отвечу так: у всего есть начало и есть конец.

Большинство знают фазы экономического цикла, и надо вовремя переориентировать свои усилия и знания на другое направление или на иной вид деятельности. Многие находятся в фазе спада, но им не следует отчаиваться, нужно продолжать работать. Есть немало хороших высказываний: "На мой век хватит", "Под лежачий камень вода не течет" и т.д. Каждому выбирать свой путь самому, надеясь только на собственную интуицию.

По поводу доходности скажу, что одним достаточно зарплаты для проживания и любимого занятия, так как они фанаты своего дела. Другие стремятся к профессиональному подходу, к бизнесу "выгодно/не выгодно".

Но с примером авиакомпании "Победа" не согласен, так как ее учредителем является Аэрофлот. Это не моноуслуга, а оказание услуг разного уровня одной компанией. У операторов это разные виды пакетов.

По поводу аренды мощностей у старых монооператоров. А как на старых (коаксиальных сетях) давать новые современные услуги? И если они модернизированные (оптические), то зачем их сдавать в аренду, когда можно развивать самостоятельно новые направления? Хотя, наверное, имеют право существовать и такие взаимоотношения, но не массово.

Да, действительно, представители молодого поколения выбирают услугу "все в одном", они стремятся идти в ногу со временем.

Но достаточно еще людей с консервативными взглядами на линейное телевидение, которым не нужен проводной интернет, им хватает смартфона для общения в социальных сетях, осуществления платежей.

Развитие технологий идет семимильными шагами, народ даже не успевает самообразовываться, а жизнь заставляет.

Перед многими операторами сейчас уже стоит вопрос: "Что дальше, какое направление выбрать?" На пятки наступает 5G, нужна ли будет проводная связь, только время покажет. Была и будет смена поколений, старое будет отживать, а новое радовать. 

Мы будем гордиться, что участвовали и участвуем в этом процессе.

Елена Грубник, кабельная компания "Телеком", Артемовский

Наша компания – микрооператор кабельного телевидения в маленьком городе. Я знаю большинство абонентов в лицо, особенно тех, кто совершает платежи в офисе. Для них чем проще конечная услуга, тем лучше: посмотрели в газете программу телепередач, включили телевизор, выбрали нужную программу и смотрят, ничего лишнего. У многих до сих пор аналоговые телевизоры, несмотря на всеобщую цифровизацию. Да, есть небольшой отток, как и в целом по рынку, но пока все стабильно, народ достаточно инертный. Действительно стабильный доход при минимуме затрат. Все идет по накатанным рельсам. Продаваться и сдаваться пока никто не собирается. 

Я считаю, сравнение автором статьи оператора моноуслуги с лоукостером "Победа" не совсем корректное. Применимо к нашей компании – мы скорее как местная пекарня с булочной возле дома или мастерская по ремонту чего-либо, наших пользователей привлекают понятная цена, понятная услуга, понятный оператор кабельного телевидения в их родном городке.

 

Мнения телеканалов

Марина Горбик, генеральный директор дистрибуторской компании Contact

У операторов с любой моноуслугой будущего, увы, нет. Причина проста – потребитель "развращен" техническими игрушками, онлайн-сервисами, на продвижение которых работает несколько индустрий. Пакетные услуги станут дешеветь, пополняться новыми сервисами – потребитель не устоит. Ограничивать себя только одним видом услуг или тратить время на оплату отдельно интернета, ТВ, онлайн-платформы, которая содержит не менее 100 каналов, активная часть населения не будет. 

Остается на рынке возрастная консервативная категория потребителей, которым психологически проще заплатить 90–160 рублей в месяц за 90–120 каналов, не трогать текущую проводку, не менять ТВ-приемник, для которых чек 400–650 рублей за пакет "интернет + ТВ" – это дорого. Так что в перспективе 3–5 лет моноуслуга КТВ вряд ли останется актуальной.

Екатерина Якушенко, директор по продажам Thema Rus

Моноуслуга постепенно уходит в прошлое. Ее потребителями остаются люди более старшего возраста. Основная часть платящей аудитории предпочитает иметь комплекс услуг на всех своих устройствах – интернет/ТВ/OTT + VoD от одного провайдера. Так проще и удобнее. Подписчик выбирает одного основного для себя провайдера, а дальше докупает сервисы или внутри имеющейся подписки, или отдельно – тут уж дело вкуса потребителя и разнообразия контента в том или ином сервисе. Интернет-кинотеатры смотрят в сторону добавления линейного предложения, а операторы с моноуслугой КТВ вынуждены улучшать свой сервис дополнительными услугами – встроенными кинотеатрами, аудиокнигами, партнерскими подписками.