Мультисервисные сети и кабельное телевидение. Соперники или партнеры?

09.09.2005 17:03

Сергей Головин

Сегодня рынок предоставления контентных услуг через сети связи разного типа в России стоит на пороге значительных изменений. Рынки телекоммуникационных услуг и услуг кабельного телевидения, долгое время развивавшиеся параллельно, сегодня сливаются. Возникают новые конкурентные отношения между компаниями, которые ранее практически не замечали друг друга.

Повсеместное распространение широкополосного доступа и внедрение мультисервисных сетей, появление новых технологий приводят к возникновению новых, ранее недоступных широким пользователям услуг. И за этот рынок, который пока еще практически пуст, уже сейчас начинается борьба. На рынок выходят мощные телекоммуникационные компании.

Новые тенденции в отрасли связи

То, что происходит сегодня, можно назвать IP-революцией. Новейшие технологии, использующие этот протокол связи, выходят на первый план, становятся катализатором создания новой телекоммуникационной среды обитания. Роль телекоммуникационной и тесно с ней связанной IT-индустрии начинает меняться, возникает то, что можно назвать коммуникационно-медийной или мультисервисной средой.

Мультисервисная телекоммуникационная среда – это модель бизнеса, построенная на основе широкополосных сетей связи следующего поколения (Next Generation Networks, NGN), позволяющая предоставлять широкий набор услуг и обеспечивающая возможности их создания, управления ими и их персонализации. Мультимедийные услуги на базе широкополосного доступа – одно из самых быстро растущих направлений в истории телекоммуникаций, по темпам роста в мире оно обгоняет даже использование мобильных телефонов.

Появление подобных сетей и связанных с ними услуг меняет буквально все — телевидение становится цифровым, более того — интеллектуальным, персонализированным и интерактивным, телефонная связь сменяется видеотелефонией, новые кинофильмы, музыку и книги можно будет заказывать, не вставая с дивана. Эти сети позволяют автоматизировать получение информации с любого количества датчиков и счетчиков, установленных в квартирах и домах, а подключенные к сети системы охранной сигнализации и контроля позволяют обеспечить безопасность людей. Появление в нашей стране столь привлекательных для людей и организаций услуг создает новый и очень емкий рынок, который вберет в себя и существующий сегодня рынок кабельного телевидения.

В России началось создание интегрированной развлекательно-коммуникационной среды на базе мультисервисных сетей (МС). Ведущие позиции в ней займут те компании, которые первыми поймут, что пришло время изменять принцип предоставления услуг и объединять три бизнеса – телекоммуникационные услуги, создание новых приложений и предоставление контента.

Новый интегрированный бизнес и новая бизнес-модель основаны на предоставлении качественных мультисервисных услуг в первую очередь в розницу, для широких кругов населения, с использованием единого доступа к этим услугам. При этом для получения максимально возможного дохода требуется сформировать большое число сегментированных пакетов услуг. Некоторые из них более привлекательны для широкого круга пользователей и могут быть внедрены достаточно быстро, другие можно считать перспективными, обещающими взрывной рост дохода в недалеком будущем.

К числу первых можно отнести, например:

  • обычное цифровое и интерактивное телевидение;
  • видео (музыку, книги) по запросу, персональную видеозапись телепередач;
  • IP-телефонию, видеотелефонию;
  • интернет;
  • местные информационные услуги.

Среди перспективных назовем:

  • видеокоммерцию;
  • интерактивную рекламу;
  • интерактивные банковские, страховые и туристические услуги;
  • предоставление эксклюзивного медиа-контента.

Перечислять можно достаточно долго, но стоит еще упомянуть такие направления, как персональное телевидение, игры, создание интерактивных сообществ, которые позволяют, в первую очередь, создавать новое, готовое для потребления таких услуг общество.

Основная проблема, которую уже почувствовали российские игроки, первыми вышедшие на новый рынок, заключается в том, что создание мультимедийного контента в России сегодня значительно отстает от внедрения технологической инфраструктуры мультисервисных сетей. Дефицит контента скоро станет важнее всего - это решающий фактор для привлечения потребителей информационных услуг. Специализированного и, главное, привлекательного для клиентов контента практически нет. И без непосредственного вмешательства операторов связи, располагающих значительными инвестиционными средствами, в процесс создания рынка контента может возникнуть ситуация "провала", потери темпа и серьезных убытков на начальном этапе создания российской мультисервисной среды.

Российские кабельные сети, в том числе и наиболее продвинутые в технологическом смысле, которые сейчас только строятся, также имеют дело с дефицитом контента — решающего фактора для привлечения клиентов, что является причинной слишком медленного роста этого сектора рынка, и в первую очередь — платного телевидения. Дефицит контента – проблема, связанная со многими факторами, в том числе и с российским законодательством по авторским и смежным правам, которое несовершенно и требует приведения его в соответствие с мировыми правовыми нормами.

Встречное движение

На рынке кабельного ТВ необходимость интеграции и предоставления комплексных услуг также всеми признается. Провайдеры кабельного ТВ понимают, что ключ к решению проблемы рентабельности (а в ближайшем будущем уже и вопрос выживания) операторских компаний КТВ — интеграция телевидения с другими услугами и, следовательно, переход на новые цифровые технологии. Время аналогового кабельного ТВ уходит, и чтобы остаться на рынке, компаниям надо менять бизнес-модель оказания услуг и полностью менять оборудование, внедряя технологии, позволяющие поддерживать мультисервисность — это непременное условие привлечения инвесторов к сетям КТВ. А инвестиции требуются значительные, перевооружение будет проходить сложно и, судя по всему, не все операторы кабельного ТВ это переживут. Как и на других быстро развивающихся рынках, грядет время слияний, поглощений и исчезновения слабых игроков.

Похоже, вся разница между провайдерами КТВ и поставщиками услуг через МС состоит в среде доставки контента – одни используют существующие кабельные сети, другие DSL или Ethernet. Судя по всему, альтернативы интегрированным услугам нет, а перспективы очень большие. Например, в США уже сегодня рекламируется до 70 разного рода услуг в мультисервисных сетях, многие из которых даже сегодня кажутся фантастическими.

Операторы связи, строящие МС, склонны использовать привычную им бизнес-модель, которая заключается в концентрации только на телекоммуникационных сервисах, т.е. на предоставлении клиентам широкополосных каналов (голос, данные, видео) в пакете с IP-телефонией и конвергентными услугами для мобильных операторов. В качестве дополнительной услуги может предлагаться агрегирование контента и трансляция его конечным потребителям, которыми являются, в частности, провайдеры КТВ. Для последних это шанс вписаться в цепочку, продолжая заниматься своим бизнесом, более привычным для них, чем для традиционных операторов связи, которые с трудом перестраиваются, дополняя стандартные голосовые услуги новыми сервисами.

По мнению многих аналитиков, такая организация бизнеса может быть привлекательна и для операторов связи, позволяя им избежать многочисленных рисков (правда, ценой потери значительной доли дохода). Основной довод, который приводится в защиту такой позиции, заключается в том, что телекоммуникации сегодня — значительно более крупный бизнес, чем продажа контента, и еще долго будут оставаться таким.

В частности, такой схемой предполагает руководствоваться один из активных игроков рынка мультисервисных сетей – ФГУП РТРC, которое планирует выстраивание новой производственной цепочки, где намерено играть роль "контент-провайдера операторов КТВ", используя для транспортировки сигнала свои и арендованные каналы во всех крупных городах России. Транспортная сеть обеспечит доставку агрегированного в РТРС контента из Москвы в регионы, из регионов в центр, из одного региона в другой. В новой технологической цепочке, над которой сегодня работают в РТРС, опыт работы операторов КТВ будет востребован.

Ключевые факторы успеха

Аналитические исследования "Энвижн Груп" и публикуемые на Западе материалы исследовательских агентств, позволяют выделить ряд ключевых факторов, которые могут оказать определяющее влияние на успех или поражение провайдеров новых мультисервисных услуг.

Вопросы создания и управления контентом станут самым важным фактором, определяющих жизнеспособность тех или иных решений для МС или многоканальных кабельных сетей. Спрос на такой товар — величина непостоянная, капризная и малопредсказуемая. При этом нужно будет создавать настолько привлекательный контент, чтобы потребители были готовы за него платить достаточно дорого, чтобы окупились затраты на создание и эксплуатацию современных мультисервисных сетей. Для этого необходимо создавать целую индустрию и приводить наше законодательство в соответствие с мировым.

Еще один фактор – управление сетями. В сети сразу появится огромное количество разнородного трафика, который необходимо учитывать раздельно, не допуская при этом перегрузок сети. Мультимедийный трафик будет крайне привлекателен для "пиратов", а потому придется задействовать системы безопасности и контроля сети, системы условного и персонализированного доступа, системы учета отложенных по времени услуг. При игнорировании этих вопросов провайдеры столкнутся с серьезными трудностями, сопровождающимися критичными для этого бизнеса сбоями и серьезными финансовыми потерями. Чтобы предоставлять новые услуги, обеспечивать их необходимое качество, правильно их учитывать, очень важно, чтобы биллинговая система могла принимать все необходимые данные, вне зависимости от используемой технологии и типа оборудования. И именно поэтому сегодня появился реальный спрос на системы управления телекоммуникационными сетями и мониторинга (Operations Support Systems, системы поддержки операций), которые позволяют решать подобные проблемы, обеспечивать объективную тарификацию всех видов услуг биллинговой системой. Согласно данным аналитического агентства IDC, внедрение OSS-систем одни только потери от простоя уменьшает на 64% (т.е. увеличивает доход сети) и очень серьезно влияет на стабильность работы биллинга.

Сегодня на российском рынке OSS есть несколько системных интеграторов, внедряющих подобные системы. Наиболее полные решения предусматривают автоматический контроль и мониторинг сетей, управление событиями и сбоями, обнаружение новых устройств и сервисов в них, предсказание конфликтов в сети и контроль безопасности.

В сущности, подобные системы — один из ключевых элементов обеспечения непрерывности бизнеса операторов МС и, в первую очередь, обеспечения непрерывности предоставления сервиса абонентам. Автоматизация управления современными сетями, состоящими из большого числа элементов, дает возможность операторам сконцентрироваться на действительно важных событиях за счет резкого сокращения объема поступающей информации, что упрощает общую структуру системы поддержки бизнеса.

Третье – это правильность выбора модели бизнеса, подробный анализ потенциальной клиентской базы и энергичная маркетинговая политика. В Европе мы уже были свидетелями "безвременной смерти" нескольких игроков этого рынка, произошедшей из-за неправильного расчета своих действий на рынке и ценовой политики. Рынок мультисервиса для наших потребителей новый, и только точное попадание в десятку – интересный и оригинальный контент в комплекте с привлекательными услугами по доступной для большей части людей цене – позволит создать бизнес, который сможет окупить очень серьезные затраты на создание и эксплуатацию современных мультисервисных сетей.

Сергей Головин, директор по маркетингу и PR компании NVision group