Правовые изменения в телеком-отрасли по итогам года

29.12.2015 16:57
Пару недель назад издание "Коммерсантъ" провело конференцию, посвященную итогам правового регулирования телеком-отрасли в 2015 году. Своим взглядом на ключевые моменты в этом направлении поделились представители Минкомсвязи, ФАС, Союза LTE и операторы связи.
 
Первым выступил Кирилл Степаненко, директор департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи. Учитывая сферу своей ответственности, первым делом он упомянул о проведении первого аукциона по радиочастотам. Чиновник выразил надежду, что операторы будут эффективно использовать данный ресурс и напомнил, что по первому лоту конечная стоимость превысила первоначальную в 6 раз, что говорит в пользу выбранной модели распределения частот.
 
"Увеличение стоимости лота в 6 раз — это показатель того, что операторы действительно нуждаются в частотном ресурсе, что у них есть готовность платить и что между операторами существует сумасшедшая конкуренция за частотный ресурс", - прокомментировал Дмитрий Петров, директор по связям с законодательной и исполнительной властью компании "МегаФон". Но при этом он обратил внимание Минкомсвязи на процедуру проведения аукциона - операторам приходилось торговаться без перерыва на протяжении 5 дней, что очень сложно даже чисто физически. В "МегаФоне" рассчитывают, что организаторы учтут это при проведении второго аукциона (напомним, он запланирован на февраль 2016 года) и предусмотрят более цивилизованную форму торгов.
 
В продолжение темы проведения аукционов на LTE-частоты выступила Гульнара Хасьянова, исполнительный директор "Союза LTE". Она отметила, что "любое использование частотного ресурса для развития сетей последнего поколения — это хорошо и для государства, и для пользователя, и для оператора связи", поэтому Союз с нетерпением ожидает следующих торгов.
 
В свою очередь Кирилл Степаненко пообещал, что ко второму аукциону планируется изменить нормы платы за радиочастотный спектр в части совместного его использования операторами связи. "Чтобы операторы не платили дважды за ресурс, ведомство предусмотрит корректировку текущих норм расчета платы за спектр", - заявил он. Ожидается, что новые нормы представят в первом квартале 2016 года.
 
Помимо аукционов на LTE-частоты Степаненко выделил и еще несколько регуляторных вех уходящего года.
 
"Из основного, что произошло — это подготовка законопроекта по недискриминационному доступу к жилой инфраструктуре для операторов связи. Нам по нему еще предстоит работать и в этом, и следующем году. Сейчас мы пытаемся понять — как лучше эту сферу регулировать. Ряд инициатив запущен, мы ожидаем пока они пройдут межведомственное согласование, и в 2016 году надеемся наконец представить документ", - поделился представитель Минкомсвязи. 
 
Также он добавил, что ведомством было сделано много с точки зрения регулирования по подтверждению соответствия. "Вышла масса приказов, и, наверное, можно с уверенностью сказать, что в этой части мы идем в ногу со временем. По всем современным технологиям и стандартам Минкомсвязью приняты необходимые приказы", - заверил Кирилл Степаненко. 
 
От темы недискриминационного доступа в жилой фонд далеко уходить не стали. Тему возобновила Елена Заева, начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС. Она напомнила, что с этим вопросом антимонопольная служба пыталась разобраться своими силами еще с 2009 года. Но в 2014 году в ФАС пришли к выводу, что антимонопольный контроль, это, конечно, дело хорошее, но "в данном случае он не создает правовой среды, обычаев делового оборота, которые бы привели к ожидаемому обороту".
 
"Это явилось основанием для того, что мы совместно с Минсвязи включили в дорожную карту по развитию конкуренции в сфере связи мероприятия по обеспечению доступа операторов связи в многоквартирные дома. Министерство разработало законопроект, который мы с большим удовольствием согласовали, но, к сожалению, пока он не принят и не внесен, - прокомментировала Заева. - Но мы настаиваем на том, что этот вопрос должен быть решен на уровне федерального закона".
 
В ответ на это Кирилл Степаненко отметил, что основным препятствием к презентации общественности разработанного Минкомсвязью документа является отсутствие межведомственного согласования. "Мы продолжаем искать подходы и несколько менять концепцию. Но пока рано об этом более подробно говорить", - сообщил Степаненко. При этом он заявил, что ведомство прорабатывает и какие-то альтернативные варианты, например, ищет возможности решить проблемы за счет объединения действующих правительственных актов и ведомственных приказов.
 
Ну а пока вопрос не решен на федеральном уровне, операторы довольствуются возможностями, предоставляемыми антимонопольным регулированием. По словам Светланы Шамзон, советника президента ТТК по стратегии и маркетингу, по сравнению с тем, что было еще 3-4 года назад, ситуация коренным образом поменялась. Как минимум, операторы чувствуют поддержку и участие в этом как со стороны регулятора, так и ФАС.
 
Но несмотря на это, операторам все равно приходится нелегко, уверяет Шамзон. "Мы находимся в достаточно сложной экономической ситуации. И на затраты любой телекоммуникационной компании огромную нагрузку создает именно оплата управляющим компаниям. Это фактически нерегулируемый рынок — каждая УК считает возможным устанавливать тот тариф, который посчитает нужным. Фактически, мы получаем заградительный тариф. И для многих операторов это непомерная нагрузка на бюджет", - поясняет Светлана. 
 
Вслед за недискриминационным доступом разговор коснулся антимонопольного законодательства. С 5 января 2016 года в него вносятся изменения, коротко о которых рассказала присутствующим Елена Заева.
 
По ее словам, новые положения делают деятельность ФАС более открытой и прозрачной. "Это очень усложняет нам надзорную работу, но хочется надеяться, что тем самым это существенно облегчает работу для игроков рынка", - отмечает Елена.
 
Что касается непосредственно новых положений, то, к примеру, в новой версии закона исключена возможность признания доминирующего положения для субъектов, чья доля составляет меньше 35% на рынке. "Эта норма вводилась несколько лет назад, прежде всего для цели контроля над экономической концентрацией. Она себя не показала и в результате уходит из закона с 5 января", - объясняет Заева.
 
Также из нововведения - уточнения полномочий ФАС в части рассмотрения дел о доминирующем положении. "Мы теперь можем рассматривать дела в отношении хозяйствующих субъектов только если их действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции или к ущемлению интересов, но не каждого физического лица в отдельности, а либо хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга лиц", - отметила представитель ФАС.
 
В то же время изменения в Кодекс об административных правонарушениях предусматривают целый блок ответственности субъектов естественных монополий за несоблюдение ими правил недискриминационного доступа. Теперь если в антимонопольный орган поступит заявления даже от одного гражданина с жалобой на нарушение правил недискриминационного доступа или злоупотребление доминирующим положением, антимонопольный орган не будет возбуждать дело по нарушению 135-ФЗ, а сразу будет привлекать нарушителя к административной ответственности. Данная мера касается субъектов естественных монополий и собственников инфраструктурных объектов, которые будут препятствовать гражданам пользоваться услугами субъектов естественных монополий (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение и пр.). Нарушение субъектами естественных монополий правил недискриминационного доступа к процедуре технологического присоединения является отдельным составом административного правонарушения и предусматривает ответственность юридических и административных лиц, в частности, наложение штрафа на юридическое лицо в размере один миллион рублей, а должностное лицо может быть подвергнуто дисквалификации сроком до трех лет.