"Региональные медиа — выживание или развитие". Часть II. "22-я кнопка"

25 ноября прошла конференция "Региональные медиа — выживание или развитие", организатор которой — Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ).

В секции "22-я кнопка" приняли участие генеральный директор канала "TV Губерния" (Воронеж) Зоя Грязева, исполнительный директор "МКР-Медиа" Роман Климас, генеральный директор "4 канала" (Екатеринбург) Элеонора Расулова, вице-мэр Уфы Алина Сулейманова, председатель Ассоциации городских телеканалов (Кумертау) Алик Юлтыев.

"Кабельщик" публикует полную расшифровку прошедшей дискуссии. За подготовку текста наша редакция благодарит Александра Ашбеля, руководителя отдела интернет-продвижения в телекомпании "ОТВ" (Екатеринбург).

Широких А.: Я вас всех приветствую, это второй день конгресса НАТ., конференция "Региональные медиа — выживание или развитие". Секция, которую я сейчас объявлю, посвящена "22-й кнопке", и я рад представить своих сегодняшних спикеров и ко-спикеров. Зоя Яковлевна Грязева. Вот она в кадре, надеюсь, все её видят, в том числе и в трансляции. Привет, Зоя Яковлевна. Генеральный директор телеканала "ТВ Губерния", город Воронеж. Элеонора Расулова, генеральный директор телекомпании "Четвёртый канал", город Екатеринбург. Элеонора сегодня с нами. Алик Юлтыев, председатель АГТ, "Ассоциация городских телекомпаний", город Кумертау, Республика Башкортостан. Здравствуйте, Алик, рад видеть, слышать. Ну, и какая секция по "22-й кнопке" может обойтись без  прародителя всей этой истории. Алина Наилевна Сулейманова, теперь уже вице-мэр Уфы, в прошлом директор муниципального канала "Вся Уфа". Здравствуйте, Алина Наилевна.

Я напомню нашим слушателям, что прямо сейчас на Китай-городе идёт заседание по "22-й кнопке", по третьему конкурсу. Я так и не выучил список городов, которые сегодня играются. Но точно помню, что там Омск, Тольятти, Ульяновск, Хабаровск точно. Мы очень надеемся, что, если всё получится, то с нами на связь выйдет Роман Климас, который вот прямо там сейчас в Роскомнадзоре, и мы очень надеемся, что он сможет объявить нам итоги. Потому что, как минимум, в паре городов сохраняется интрига. В Омске, как минимум, четыре номинанта, и в Хабаровске три претендента. Два местных и ещё плюс канал "Восток 24". Это, напомню, детище ГТРК "Владивосток", которое играется на Хабаровск. Этот кейс тоже очень интересный.

Давайте, наверное, начнём. Мы нашу секцию обозвали: "22-я кнопка. Практические советы, как подготовиться к конкурсу в своём городе". И Зоя Яковлевна, и Элеонора уже участвовали в наших эфирах НАТ Live, посвящённых конкурсам. Элеонора игралась в первый конкурс 30 сентября, Зоя Яковлевна игралась в конце октября, это было 28 числа. Я бы, наверное, хотел с вашего позволения начать с Зои Яковлевны, которая пошла с концепцией "Известий" на "22-ю кнопку". "Известия" — это канал холдинга НМГ. Это тоже в каком-то необычная история. У Зои Яковлевны был конкурент, по-моему, один или даже два. Зоя Яковлевна там всех разорвала. Зоечка, кто кого вытащил в этом конкурсе: вы, "Губерния", "Известия" или "Известия" "Губернию"? 

Грязева З.: Ну, знаете, я человек совершенно с аналитическим умом. Поэтому на вопрос о практических советах по подготовке к конкурсу я могу ответить за минуту.

Я думаю, что сейчас все те, кто смотрит трансляцию, возможно, меня не знают, поэтому, прежде всего, я бы хотела сказать, что рада знакомству с теми, кто сейчас меня слышит. Дорогие друзья, мы находимся в этом масс-медиа сообществе и иногда я лично сама себе завидую, что занимаюсь тем, чем я занимаюсь. И вот сейчас я вижу название конференции: "Региональные медиа — выживание или развитие". Вы знаете, я хотела бы ко всем обратиться с таким спичем.

Дорогие друзья, давайте слово "выживание" каким-то образом всё-таки отодвинем. Вы знаете, давайте лучше вставим "боевые действия", "военные действия", "проблемы", но самое главное — не "выживание". Я, всё-таки, отношусь к менеджерам, которые в этой сфере больше четверти века, и могу дать советы, как Саша сейчас сказал, по "22-й кнопке". Наверное, можно дать советы, вообще как работать в массмедийном сообществе, как работать в бизнес-медиа. Дело в том, что у меня был свой бизнес много лет. Сейчас около десяти лет я на государевой службе. И там, и там, я думаю, что каналы можно посмотреть.

Широких А.: Зоя, напомню, была партнёром на ТНТ в Воронеже много лет.

Грязева З.: Да, я бы хотела сказать, у меня большой опыт был газетный. Это около десяти лет работы с газетой "Московский комсомолец". Я была в числе генеральных директоров в Москве. Потом почти десятилетний опыт работы с ТНТ. И сейчас посмотрите, пожалуйста, и канал "TV Губерния", и "Наше радио", партнёры, и сейчас и "21-я кнопка", и "22-я кнопка". И вот вы знаете, я хотела бы сказать, что в высоту расти очень сложно. До какого-то периода ты доходишь и не можешь двигаться дальше. А вот по горизонтали, по расширению — другое дело. То есть, если у вас есть огород, давайте приращивать палисадниками. Сейчас я хотела бы обратиться к этой теме, с которой вы меня, в общем-то, сюда и позвали, что есть "22-я кнопка".

Широких А.: Давай, всё-таки, да, ближе к "22-й," если позволишь. Потому что у нас есть ко-спикеры свои и слушатели, которым ещё предстоят конкурсы. Давай попробуем аккумулировать, выжать всё-то, что мы говорим.

Грязева З.: Чтобы выиграть, вы должны иметь большое рыночное преимущество. Вы должны проверить правильность заполнения документов и привлекать юристов, которые всё делают правильно. Второе — подумайте о контенте. Дело в том, что сетевое партнёрство — это другая тема, а вот, что касается формата закупки контента, мы сейчас получаем колоссальное количество предложений. С кем мы только ни работаем, начиная с "Известий", "Централ Партнершип", "Национальный телевизионный синдикат". Так вот, как мне кажется, чем с большим количеством партнёров вы можете делать этот контент, тем лучше. Форма подачи новостная сейчас, стремитесь делать  больше передач, маленьких по времени. У человека нет возможности, по крайней мере, в течение рабочего дня, смотреть телевизор. Мы вечерами можем смотреть политические ток-шоу, посвятить этому час. Люди любят получать информацию коротко и быстро.

Далее: людям не хватает местных передач, которые говорят о том, что вот здесь через дорогу разорвалась труба в квартире 68. Для этого и нужны муниципальные каналы, и здесь нам тоже нужно искать партнёра. Конечно же, меня, понятно, Саша послал, но я не являюсь каким-то представителем, может быть, правильным. Я руковожу структурой правительства Воронежской области. Вы понимаете, у кого-то есть частный бизнес, там совсем другая история, но я прошла этот путь. Я знаю, как это происходит. Ищите партнёрство, начиная от мэрии, правительства энной области и кончая, подчеркиваю, массой как фирм, которые продают контент, так и каналов. В конце концов, это вопрос переговоров, вопрос составления сетки. У меня у самой мнение менялась. Иногда хочется так: вот взял и, как говорится, поставил углом. Нет, теперь мне хочется, извините, штучный товар, как Тадж-Махал. То есть нужно рассматривать все передачи 5-7 минут, 10 минут, то есть делать ручную сборку, и поэтому я тоже хочу обратиться ко всем: не надо относиться к этому как к чему-то монументально неизменному. Сегодня у вас так сделается сетка, вы её меняете. Если мы раньше меняли её раз в году, сейчас её можно менять, значительно чаще. И поэтому поиск партнёров с контентом, на мой взгляд, это, конечно же…

Широких А.: Зоя, можно я тебя перебью? "Известия", по какой схеме ты работаешь с ними? Сколько-то часов в сутки ты у них берёшь контент, всё остальное своё? Если да, то сколько часов?

Грязева З.: Да. У нас договор сейчас, из которого мы делаем свой контент в течение 5 часов. Это новостные передачи, и вот сейчас все передачи, которые подготовили для "22-й кнопки", подчёркиваю, вопрос идёт не о каких-то больших передачах, только о маленьких.

Широких А.: Пять часов ты, пять часов "Губерния" или пять часов "Известия"?

Грязева З.: Пять часов "Губерния".

Широких А.: Пять часов "Губерния", остальное идут "Известия". Зоечка, делаем паузу, потому что у нас не просто по 20 минут выступления, а, всё-таки, я бы хотел дискуссию. Элеонора, человек, который участвовал в первом конкурсе, "4 канал", город Екатеринбург. У неё тоже были конкуренты, она шла со своей концепцией без каких-либо партнёров. Элечка, ваши, не знаю, две, три, четыре, пять рекомендаций? Может быть, если можно, начать с предисловия, как вы на этот конкурс вышли, потому что я помню, что там была очень интересная история. Вы креативно подошли к вопросу презентаций. Если можно, об этом тоже расскажите, пожалуйста.

Расулова Э.: С этого, наверное, и начну, потому что для нас был интересен сам по себе этот кейс. Я уже говорила об этом и в нашем онлайне, ну ещё раз повторюсь. Поскольку мы заходили в эту историю первыми не в сентябре, а в марте, как это предполагалось, естественно, у нас был готов определённый пакет документов и, соответственно, видеопрезентация телеканала. На тот момент у нас имелось два конкурента. Это также телекомпании, которые работают в Екатеринбурге. Абсолютно точно можно назвать одну из них 100 % городской телекомпанией. Это ЕТВ, телекомпания, существующая тоже достаточно долго, и конкурент, "Крик-ТВ", ещё одна работающая в Екатеринбурге телекомпания. Это было в марте. В сентябре ситуация поменялась. Телекомпания ЕТВ отказалась от участия в конкурсе по объективным причинам.

Широких А.: Конкурс же был перенесён с апреля, да.

Расулова Э.: Да. С апреля на сентябрь, и мы остались вдвоём с конкурентом. Я на телевидении тоже 25 лет, и субъективно наш первый вариант ролика и ролик нашего конкурента абсолютно идентичны. Хотя это совершенно две разные телекомпании — "4 канал" и "Крик-ТВ". Но визуалка выглядит так, что они прямо одинаковые. Жители Екатеринбурга, безусловно, понимают преимущества нашей компании и, скорее всего, плохо знают о существовании второй. Но, когда мы находимся на этой комиссии, я понимаю, что всё, что у конкурентов написано — это точное подобие того, что есть у нас. И мы в очень быстром режиме, реально за 3-5 дней, полностью переделываем презентацию, то есть, понятно, пакет документов, описание. Всё соответствует.

На чём мы делаем акцент: мы берём известных людей России, но проживающих или имеющих прямое отношение к Екатеринбургу: это Николай Коляда, Сергей Чепиков, Владимир Шахрин, мы как раз перед этим прямую трансляцию вели его концерта по случаю Дня города с крыши мэрии. Собираем какой-то такой интересный кейс, построенный на шести-семи известных людях, а также известных действующих журналистах — выходцах с "4 канала". Некоторые из них сейчас являются прямо реально звёздами российской телевизионной журналистики. Ролик вышел совершенно отличный от того, что было в первом случае. И считаю, для комиссии, просто я сама это наблюдала, безусловно это была знаковая история. Во-первых, она смотрелась весело, потому что, когда какие-то люди творческие что-то рассказывают, какие-то случаи особенные, связанные с "4 каналом", это весело. Во-вторых, сразу чётко было понятно, чем две телекомпании на этом конкурсе отличаются. Я считаю, что это прямо вот объективно наше преимущество.

Ну и второй момент, который я хочу отметить. Ничего не могу сейчас сказать о контенте, хотя "Известия" тоже на нас выходили, но вышли они поздно с такой же идей, как у вас, Зоя. И мы уже не были готовы переделывать весь пакет на тот момент. Ну, и потом пошли своим путём. Мы только выиграли 30 сентября этот конкурс и 1 октября возобновили взаимоотношения с Национальным рекламным альянсом, с "Регион Медиа" — сразу же, на следующий день. Безусловно, мы к этому готовились, но для них ключевой была наша победа на этом конкурсе, а весь предыдущий период с 1 марта, как только мы закончили партнёрство с телеканалом "Пятница!", они в категорической форме от нас отказались. Планировали, что в апреле вернёмся, конкурса не было, и у них не было никакого интереса нас продавать. Минус в том, что, конечно же, за это время, за этот год, мы потеряли с точки зрения сотрудничества с "Регион Медиа" очень много. Уровень продаж, безусловно, сейчас уже другой. Здесь не только с сетевым партнёрством это связано, а и с тем, что "4 канал" потерял, какие-то такие моменты были. Это безусловно преимущества.

И третий момент, который я хочу заметить. Несмотря на то, что конкурент наш проиграл, но кабельные операторы не всегда вели себя прилично. Вот Антон Николаевич знает эту историю. Даже крупные кабельные операторы, хотя у нас всё было готово накануне, то есть 1 октября мы уже сделали, несмотря на отсутствие договорных каких-то отношений, рассылку о том, что мы победили. В том числе и в одну компанию, которая всё равно продолжала нашего конкурента держать на "22-й кнопке". И это достаточно приличный "Дом.ru", что скрывать. Но около трёх недель, по-моему, мы потратили, чтобы, в общем-то, законные свои основания каким-то образом отстоять. Это, пожалуй, три момента, которые важны с точки зрения "22-й кнопки" и практической части. По части подготовки конкурса, я думаю, что сейчас столько их прошло, что тут всё объективно понятно.

Широких А.: Ну, их прошло всего два, на самом деле. Но не всё объективно и не всё понятно.

Расулова Э.: Я имею в виду, городов.

Широких А.: Твои советы всё равно крайне полезны. Спасибо. Я хочу сообщить, что первые итоги конкурса известны. В Омске побеждает юрлицо под названием НДС. Это канал "РБК Омск". Не вижу, Артём Серов ушёл или не ушёл из Омска. Было бы интересно услышать его комментарии. Там было аж четыре претендента: телеканал "Антенна-7", телеканал "РБК Омск", "Омская телевизионная компания" (это телеканал "Продвижение") и четвёртый кандидат — это "Первый городской телеканал". Может, Артём Серов вернётся, попросим его эту историю прокомментировать. Короче, победил "РБК Омск". Чистых деталей я не знаю, но, если судить по "РБК Пермь" и РБК, кто там ещё играл, но по-моему у них была франшиза, у них не дочка, не филиал и ничего такого, у них франшиза. Просто покупаешь франшизу РБК. Но интересный кейс тоже, интересно поговорить с этим победителем.

Значит, что сегодня ещё. Тольятти, Ульяновск, Хабаровск, Ярославль. Вот сегодня пять городов, из которых один уже разыгран. Идут медленно. Видимо, сначала, всё-таки, было радио, о котором вчера говорил Виноградов. Так что теперь вернулись к розыгрышам радио. Дайте микрофон, пожалуйста, Антону Николаевичу. Он заодно, как житель Екатеринбурга, добавит нам про телеканал ЕТВ, телеканал "Крик-ТВ". Действительно, ведь история такая, что в ФКК девять федеральных членов, и я думаю, что то, о чём говорит Элеонора, нельзя сбрасывать со счетов. Когда приходят два красивых ролика и две красивые презентации, на самом деле, у них создается впечатление, что есть два красивых хороших серьёзных канала.

Стуликов А.: У меня очень кратенький вопрос про соотношение представления телеканала на "22-ю кнопку" и ролика по времени, вы укладывались в эти рамки? Просто у нас по "21-й кнопке" так же было. Вчера, я хотел бы обратить внимание, что говорил Максим Виноградов: нужно обязательно укладываться и соблюдать регламент, это производит очень приятное впечатление.

Широких А.: Я нашел инструкцию от него, потому что как раз были на втором конкурсе ролики больше четырёх минут. Я специально к Виноградову, ответственному секретарю ФКК, вернулся, он мне написал: "Александр, две минуты ролик, две минуты выступление". Вопросы модерирует сам председатель. Время на них зависит, скажем так, "от интересности ответов". Ещё некоторые спрашивали, на каком носителе надо подаваться. Опять-таки, рекомендация от Виноградова: удобнее всего жёсткий диск, но он дорогой. Готовы брать флешку большой ёмкости как дополнительное хранилище, чтобы на комп не перекачивать. Извините за такие технические подробности в рамках конгресса НАТ, но возможно, поскольку это всё будет доступно в онлайне, это всё будет полезно понимать.

Давайте подключим наших, Климас, наверное, у нас не готов. Есть Климас? Ребята, давайте послушаем Климаса, Роман Климас — это эксперт НАТ, которого вы все прекрасно знаете. Сегодня Климас в Роскомнадзоре. Не потому что мы его туда послали, а потому что сейчас он представляет канал "Продвижение", который, как мы все понимаем, только что этот конкурс не выиграл. Рома, делись с нами своими впечатлениями. Про РБК я анонсировал, что они выиграли. Вон, Удовиченко помаши, скажи, что мы его видим и ждём на секцию про измерения. Рома, расскажи, что там происходит?

Климас Р.: Да, собственно говоря, всё идёт по плану, за исключением итогов конкурса, если говорить про нас. Важный нюанс: мы выходили не как "Продвижение", а как средство массовой информации "Омская телевизионная компания". Это локализованная версия канала, которая как раз и делает программы не на сеть, а только на Омск. Комиссия отдала предпочтение коллегам-конкурентам из компании "Новости деловой среды". Они, как я понимаю, с РБК сидят на одной кнопке.

Широких А.: Это же омская франшиза? Ладно, не загоняйся. Вот пришёл Тёма Серов. У него спросим. Ладно, говори, что ещё там, начали с радио. Почему так долго?

Климас Р.: Нет, начали с телека, но опоздания на полчаса, поэтому сейчас, на самом деле, только сходила Самара, ждём результата по Самаре.

Широких А.: Подожди, Тольятти, ты имеешь в виду.

Климас Р.: Ой, сходила Тольятти, сейчас в зале Ульяновск. Конечно же. Результат, наверное, немножко предсказуемый, но официально ещё не объявлялся. По одному участнику, да, совершенно верно. Маску мою в кулуарах оценили, за это Александру Александровичу Широких отдельное спасибо. Обо всём остальном буду информировать вас, как всё это двигается дальше. Не все члены комиссии, кстати, в зале, насколько я понимаю.

Широких А.: А "РБК Омск" у тебя там нет под рукой? Рядом где стоит Максим Астафьев? Может, мы его проинтервьюируем? Извини, если ты его сейчас ненавидишь, потому что ты ему проиграл, но вдруг ты его там видишь. Мы ему зададим пару вопросов. А кто из ФКК, из федеральных есть, или наоборот, кого нет?

Климас Р.: Точно есть, соответственно, Андрей Юрьевич Липов, председатель. Есть Субботин, есть Романченко, есть Ларина и есть Ревенко. С левой стороны Быстрицкий, дальше, честно говоря, не знаю.

Широких А.: Чего спрашивали?

Климас Р.: Задавали много вопросов, по отзывам других коллег, участвовавших в конкурсе, только нам задавали вопросы. У остальных схема ровно такая же, о которой мы только что говорили. Две минуты ролик и потом какие-то краткие комментарии. Конечно, наши комментарии были не очень краткими, но на вопросы ушло, я думаю, ещё минут десять.

Широких А.: У Алины Наильевны есть вопрос.

Сулейманова А.: Рома, Ты же понимаешь, какой город мы сейчас ждём, результаты какого города все тут сидим и ждём? Хабаровск, пожалуйста, дождись, сообщи нам, как Хабаровск. В Хабаровске у нас идут конкуренты.

Климас Р.: Безусловно, дождусь. Но надо ориентироваться на то, что это случится ближе к 12:00.

Сулейманова А.: Понятно, Спасибо.

Широких А.: Мы тебя подключим, если ты не против. Маякни нашим модераторам, мы тебя включим. Ладно, удачи там ребятам. Спасибо тебе огромное, Ромчик. Отключаем тебя, спасибо. Можно, я Артёму Серову дам микрофон? Артём, объявили, что "РБК Омск" победил. Ну, вот видишь, а мы в курсе, мы тебе сообщаем. Сейчас Аня даст тебе микрофон. Артём, директор "21-й кнопки" в Омске, он на "22-ю не подавался". Я, конечно, не знаю каких-то тёмных схем, но там было четыре участника.

Серов А.: Не подавался. А зачем на "22-ю подаваться", смысл?

Широких А.: Ну, у Зои Яковлевны спроси, есть разные кейсы.

Серов А.: Нет, на самом деле, там четыре компании, насколько мне известно, подавалось.

Широких А.: Только что стало известно, что победила РБК. Что ты можешь сказать?

Серов А.: Не РБК, там у них как-то по-другому юрлицо называется. "Омск ТВ", по-моему.

Широких А.: НДС называется юрлицо.

Серов А.: Знаю, что в продвижении "Первый городской" участвовал, ТВ7 и "РБК Омск".

Широких А.: Верно. Что ты думаешь, насколько это решение, на твой взгляд, по Омску объективное? Действительно ли "РБК Омск" самый достойный городской канал?

Серов А.: Если бы я сидел в комиссии, я бы сказал, но мне сложно сказать. Там все, на самом деле, достойные ребята. Я не вижу там каких-то прямо отличительных моментов от других телеканалов, все на уровне.

Широких А.: Твой фаворит кто был? Ты думал, кто победит?

Серов А.: Честно, не думал. Ну, вообще, на мой взгляд, у РБК неплохие шансы. "РБК Омск", в принципе, я видел их контент, их продукт, он достойный, правда.

Широких А.: Мы будем делать в четверг, в пятницу на НАТ Live с участниками третьего конкурса. Они единственные кто не отказались от интервью, а отказались дать ролик до конкурса. Я со всех собрал, гарантировал конфиденциальность.

Серов А.: Может, у них какие-то приметы там.

Широких А.: Ну, вероятно. Чуваки конкретно были суеверны, сказали: "Ничего не дадим, мы даже на интервью пока не соглашаемся, пока не будет результатов". Ну, хорошо, ладно. Спасибо Артёму. Давайте включать нашу башкирскую, так сказать, артиллерию. Климас сказал, что по Хабаровску говорить рано, и, видимо, это будет ближе к 12:00, раз только Тольятти и Ульяновск зашли.

Давайте, Алина Наильевна. Как у вас распределены роли? Скажите каждый, кто, что хочет по "22-й кнопке". Справедливости ради, для начала я хочу сказать, что АГТ написала письмо на Беллу Черкесову, нового замминистра цифрового развития. Конкретно подробно о письме сможет рассказать Алик, если это входит в его планы. Но само письмо мы помогли передать Белле Мухарбиевне. Так что она, как минимум, в курсе того, чего хочет АГТ. АГТ хочет остаться в числе городских, ну, в данном случае муниципальных телеканалов. Я прошу, слово.

Сулейманова А.: Спасибо большое, Александр Александрович. Я хочу сказать, коллеги, у меня будет презентация такая цельная. Для того чтобы быстренько, время не тратить наше общее. Я хочу сказать, что сейчас я буду выступать не как вице-мэр города Уфы, а как эксперт в сфере телевидения и член президиума НАТ и человек, которая вместе с вами занимался "22-й кнопкой".

Итак, дорогие друзья, прежде всего хочу поздравить каждого из вас, вообще замечательно, то, что у нас появился шанс сохранить муниципальное телевидение в стране, и вот, когда мы выступали с инициативой закрепления за муниципальными вещателями "22-й кнопки", мы даже с вами не представляли, с какими сложностями нам придется столкнуться. Мы дважды обращались к президенту страны Владимиру Путину. Каждый раз чувствовали противодействие со стороны Минцифры. И даже когда президент поддержал нашу инициативу, нас опять водили долго по кругу. Мы нормативку разрабатывали, всё равно приняли не ту нормативку, которые мы с вами хотели. Но, тем не менее, это всё-таки произошло. Но мы даже не представляли, с какими результатами конкурсных процедур нам придётся столкнуться. Мы даже не понимали, что вообще, видимо, широкие лоббистские возможности крупного медиахолдинга в стране даст возможность выигрывать ему вещателя на территории ряда городов, вот двух городов, по крайней мере, Самары и Уфы, которые учреждены государством, федеральным холдингом ВГТРК, что само по себе уже абсурдно.

В своём докладе я вам сейчас покажу, к чему это привело и как это выглядит на деле, для того, чтобы это было у вас практическим пособием для ваших будущих конкурсов. Конечно, как представитель НАТ, я хочу сказать спасибо Александру Широких, но, прежде всего, Эдуарду Михайловичу Сагалаеву, потому что с первой минуты мы чувствовали поддержку со стороны Эдуарда Михайловича. Если бы не он, мы бы с вами не продвинулись.

Мы — муниципальные маленькие телеканалы рядом с крупными региональными и федеральными холдингами, которые у нас членство в НАТ имеют. Итак, спасибо, конечно, президенту страны Владимиру Владимировичу Путину за то, что нас слышит и слушает. Прямо низкий поклон. Членам Совета Федерации, ОНФ, депутатам Госдумы, Союзу журналистов Российской Федерации, АГТ, депутатам Госсобрания республики Башкортостан, представителям партии "Единая Россия". Вот специально по списку прошлась, потому что я сейчас обозначила круг людей, которые были задействованы в этом процессе. В качестве анонса предстоящей работы, хочу сказать, что именно по этому кругу сегодня вновь идут представители Ассоциации городских телерадиовещателей, которая была создана в июне 2017 года совместно с НАТ, идут для того, чтобы обратить внимание на некорректное исполнение поручения Владимира Путина о наделении городских вещателей статусом обязательного общедоступного муниципального. Заседание федеральных конкурсных комиссий прошло уже дважды, сегодня третье заседание, десять городов у нас участвовало.

Так выглядит победитель в городе Уфе. Прошу внимания на экран. Так выглядит победитель в городе Самаре. А вот так выглядят победители в других городах, где члены ФКК приняли решение присвоить статус обязательного общедоступного муниципального не представителям федерального медиахолдинга ВГТРК, а действительно тем телеканалам, которые ежедневно в работе отражают ежедневную повестку городов, служат жителям больших городов. Стоит ли напоминать о том, что сам принцип, который закладывался в законопроект о "22-й кнопке", позволял не просто сохранить городских вещателей в стране, но и обеспечить качественное информирование населения, единое информационное пространство, как говорит Владимир Владимирович в своём законе, правовое равенство между вещателями, информационную безопасность и построение информационной вертикали в стране. От муниципальной к региональной, и потом к федеральной.

Для чего? Ну вот, об этом коллеги уже говорили, что именно городские телеканалы являются самыми близкими телеканалами для жителей муниципальных образований. Именно городские телеканалы рассказывают жителям больших и малых городов, например, об отключении горячего водоснабжения, перекрытии мостов, улиц, посадке деревьев, их вырубке. Это прерогатива городского вещателя, не регионального и уж тем более не федерального. Но если члены ФКК, не прислушиваясь к представителям региональной исполнительной и законодательной властей, как это было в городе Уфе на конкурсе, отдают свои голоса в пользу канала, учреждённого ВГТРК, мы получаем такую эфирную сетку вещания общеобязательного общедоступного муниципального.

Коллеги, на слайде сетка вещания двух телеканалов в Уфе. Канал-победитель "Башкортостан 24", учреждённый ВГТРК, и муниципальный телеканал "Вся Уфа", который, кстати, являлся одним из инициаторов, как вы знаете, законопроекта о "22-й кнопке". Итак. у обоих телеканалов линейное, горизонтальное планирование, круглосуточное вещание, собственное программирование. Канал "Вся Уфа" создан более 25 лет назад, популярен в городе, имеет свои традиции. На ФКК, хочу обратить ваше внимание, это не имеет значения, как сказал вчера Виноградов, или мы как думаем. На ФКК канал "Вся Уфа" поддерживали представители региональной власти, исполнительной и законодательной, это не помогло. Два голоса в составе ФКК не принимают никакого решения. Для ФКК не имеют значения, в нашем случае не имели.

Канал "Башкортостан 24", сетка, обратите внимание. Канал "Башкортостан 24" молодой, "дочка" ВГТРК. В сетке вещания — архивный фонд Гостелерадио, "Вести" Приволжского федерального округа, "Вести" соседнего города Ишимбай несколько раз в день, это соседний город с Уфой, а канал этот муниципальный уфимский. Он даёт несколько раз в день новости из города Ишимбай. "Вести" Башкортостана, просто "Вести" и один раз в день, коллеги, уфимские "Вести" хронометражем 20 минут в повторе. Разных новостей у нас вообще сейчас в Уфе стало очень много, разных "Вестей" на канале "Россия-1", на канале "Россия 24", на канале "Башкортостан 24". Эти информационные выпуски, друзья, мало чем отличаются друг от друга и очень похожи на информационные врезки федерального канала мультиплекса. Но зато теперь ещё и в кабеле на "22-й" обязательной кнопке.

Здесь, уважаемые коллеги, я хочу обратить ваше внимание, что, в соответствии с федеральным законом, у канала победителя должно быть не менее 20 % от общего времени вещания программ, освещающих вопросы местного значения. Вот вам прямо цитата из закона № 32, пункт 1. Возможно, рассматривая сетку вещания канала победителя "Башкортостан 24", мы что-то не увидели за таким разнообразием "Вестей", поэтому давайте погрузимся в прайм-тайм. Мы с вами все профессионалы и знаем, что прайм — это наше золотое эфирное время в суточном вещании. С 19:00 до 20:00, прошу выдать сетку. Итак, "Башкортостан 24", "Вести". Это новости со всей республики. Дальше идёт 19-минутная межпрограммка, это как раз архивы Гостелерадиофонда. Дальше идут уфимские "Вести", но они идут в повторе от 16:00. В муниципалитете, я прошу вас вспомнить, у нас взрывается что-то, какие-то аварии коммунальные происходят. К вечеру мы аккумулируем информацию, мы работаем с вами 24 часа в сутки. В любой момент мы должны размещать информацию: "Дорогие жители, обойдите, объедьте, не выходите из дома и так далее". Мало ли, что может произойти. Здесь идёт повтор уфимских "Вестей" от 16:15 в прайм-тайм. Дальше идут "Вести" в повторе от 19:00, опять архив Гостелерадио, а потом и вовсе "Радио России Башкортостан". И, конечно, у уфимцев возникает резонный вопрос: а почему вдруг этот канал назвали обязательным, общедоступным, муниципальным, что в этом канале городского, кроме названия?

Ну и вот вам прайм-тайм муниципального телеканала "Вся Уфа". Сетка сформирована, исходя из потребностей городского зрителя, в прямом эфире со зрителями, со звонками, с гостями в прямом эфире, с выпусками новостей не просроченных, а минута в минуту, всё, что происходит. Это я вам уже как вице-мэр, курирующий этот телеканал, скажу, что всё что бы ни произошло, мы сливаем информацию туда и просим рассказать зрителям об этом. А теперь вопрос: в своём выборе чем руководствовались члены ФКК? Ведь даже нормативная база, которая заложена в этом законе, даёт чёткие инструкции по выбору. Простите, но это выглядит как лобби федерального канала. Более того, у нас, у экспертов телевизионной индустрии, возникает такой вопрос: а не кажется ли вам, что это происходит нецелевое использование федеральных средств, выделяемых ВГТРК, которые расходуются на псевдомуниципальные каналы в регионе и размазываются там?

Поскольку конкурсы продолжаются, я хочу вам показать лицензии новоиспечённых каналов ВГТРК "Кавказ 24", "Восток 24", "Запад 24", телеканал "Вторая Садовая" и так далее. Они будут продолжать участвовать в конкурсе. К сожалению, трактовать нормативную базу, новый состав ФКК, как показала практика, будут по-своему. И здесь налицо некорректное исполнение поручения президента страны. Ну, и заканчивая свое выступление, я предлагаю посмотреть следующий файл. Это петиция, она так и называется — "Требуем точного исполнения закона о "22-й кнопке"! Муниципальное ТВ должно жить!". Петиция создана на форуме change.org после прохождения первых конкурсных процедур нашими коллегами, членами АГТ из Свердловской области. Ну это ещё не всё, уважаемые коллеги. Мы изучили полностью нормативную базу, учредительные документы ВГТРК и теперь готовы вам озвучить очень важный момент, касающийся правовых аспектов. И хотим об этом напомнить членам ФКК. Безусловно, АГТ готовят уже претензионную досудебную жалобу председателю ФКК. Я поэтому, если вы позволите, Александр Александрович, передам слово уже…

Широких А.: Хабаровск обошёл уже, пишет нам Климас из Китай-города.

Сулейманова А.: Ждём Хабаровск. Хабаровск выставляет один из каналов хабаровских, который сейчас выставляется, утвержден ВГТРК.

Широких А.: Я хочу сказать, Алина Наильевна, вы серьёзно подготовились. Не тем людям дали "22-ю кнопку".

Сулейманова А.: Спасибо за аплодисменты, коллеги. Но это ещё не всё. У нас серьёзная история правовая ещё. Давайте Алику дадим слово.

Юлтыев А.: Коллеги, и я бы хотел поблагодарить в первую очередь и НАТ, в том числе, за то, что помогаете Ассоциации городских телевещателей, которую я представляю как председатель традиционного совета. Но моё выступление хотелось начать с того, что правовые основы муниципальных телеканалов основаны на том, что "муниципальный" вообще — это всё-таки "негосударственный", а "государственный" — это не "муниципальный". Об этом говорит и основной закон, об этом говорит и президент нашей страны, что нужно эти понятия не путать, и в законодательной сфере, поэтому есть чёткое разграничение.

Итак, дело, на самом деле, не просто в выборе муниципального общеобязательного канала. Здесь всё в общем-то, не так, как нам сегодня представляют. Я бы хотел обратить внимание на то, что Федеральная конкурсная комиссия при выборе муниципального общеобязательного канала должна учитывать, в том числе, и законы, которые говорят о муниципальном вообще в понимании этого слова. На практике сегодня в процессе выбора члены ФКК руководствуются только законом о СМИ, где, в основном, говорится только о концепции. И выигравшим каналом признаётся тот, у которого якобы лучше концепция. Но если все делать правильно, то в процессе выбора нужно придерживаться, всё-таки, термина муниципальный, отраженного в законодательствеПотому что мы отлично понимаем, что АГТ и вся инициативная группа телевещателей говорили о том, что необходимо защитить, в первую очередь, интересы муниципального телевидения на этом уровне. Не государственного, не регионального, а именно муниципального уровня.

О том, что является муниципальным, говорит целая система законодательства Российской Федерации. Поэтому, в частности, закон "О средствах массовой информации" в статье № 2 сформулировано понятие телеканала, и применяемое в отношении телеканалов правило устанавливается настоящим законом и другими законодательными актами Российской Федерации. Поэтому, когда мы говорим слово телеканал, нужно представлять, что это не только история, скажем так, в пределах этого закона, но и в числе других корреспондирующих этого закона. И необходимо также опираться, в том числе, и на те нормативно-правовые акты, которые регламентируются и муниципальными органами власти. В том числе опираться на позицию Пленума Верховного суда в практике применения закона Верховного суда "О средствах массовой информации", которая говорит о том, что правовое регулирование, вообще касающееся деятельности каналов в том числе, должно регламентироваться и федеральными законами. Буквально, перечень, который они опубликовали, это порядка 14 законов, которые вообще говорят о средствах массовой информации, в том числе, муниципального уровня.

На примере федерального закона об основных гарантиях избирательных прав — это как раз тот закон, который впервые ещё в 90-х годах применял понимание того, что такое "муниципальный". Он определил, что муниципальной является, в первую очередь, это радиовещательная организация, в которой учредителями являются местные органы самоуправления. Также этим организациям выделялись ассигнования из местного бюджета. Я напомню, ассигнования — это любые договорные или субсидиарные какие-то выплаты в сторону этой вещательной организации. Или в уставном капитале есть доля муниципального образования.

Широких А.: Алик, переходи к выводам, я хочу дать микрофон в зал. И послушать ещё результаты Хабаровска.

Юлтыев А.: Законодательство о выборах не только даёт толкование, понимание муниципального, но и, в том числе, Роскомнадзор говорит о том, что три условия должны на выбор соблюдаться. Или это непосредственно учредитель или…

Сулейманова А.: Алик, давай про выборы конкретно. Вот у нас с вами выборы. Вот что происходит?

Юлтыев А.: Вот самое удивительное, что телеканал, который фактически стал муниципальным и общеобязательным, телеканал о выборах как государственный телеканал фактически не имеет права давать муниципалитетам при выборе в органах муниципальной власти бесплатное эфирное время. В результате это будет только за плату. Это уже ограничение муниципалитета, что в принципе…

Сулейманова А.: То есть обязательный общедоступный муниципальный телеканал не даёт бесплатное время по кандидатам в депутаты по муниципальным округам. Даёт время "Вся Уфа", потому что она получает субсидии от муниципалитета.

Юлтыев А.: Я бы хотел показать, в том числе, и таблицу сравнительная, если быстренько это прогнать.

Сулейманова А.: Зато телеканал "Башкортостан 24" вполне может давать бесплатное эфирное время на выборах президента страны как государственный телеканал.

Юлтыев А.: Было бы хорошо, если бы Федеральная конкурсная комиссия хотя бы составила табличку по законам, чтобы выявить несоответствия. Исходя из этого видно, что фактически "Башкортостан 24", за исключением концепции, касаемо статьи закона о СМИ, не соответствует пониманию муниципального. Соответственно, после того, когда выбрали муниципальный канал "Башкортостан 24", посмотрите, что происходит на самом деле. В первую очередь пишут, что муниципальный общеобязательный телеканал "Башкортостан 24". Второе — что создан в соответствии с указом президента Путина. Ну как это?

Сулейманова А.: Такого указа нет.

Юлтыев А.: Да, нет. О том, что муниципальный канал теперь создаётся, понимаете, создаётся…

Широких А.: Когда он создавался, я позволю себе заступиться здесь, здесь написано, что в 2016 году, про "22-ю кнопку" никто ж не знал. Они явно не собирались быть муниципальным каналом.

Юлтыев А.: Третья — аккумулирует весь контент, они пишут, что это всё, всё-таки государственный контент…

Сулейманова А.: А вот теперь давайте рассмотрим на примере Микшиса. У Михаила Михайловича есть телеканал, он является частным. Но при этом он получает ассигнования из городского бюджета. И Микшис может выдавать бесплатное эфирное время у себя в городе Сочи для кандидатов в депутаты по сочинским округам, потому что он получает эти ассигнования. Тот канал, который получает хоть какую-то денежку из муниципалитета, и есть тот самый возможный муниципальный обязательный.

Широких А.: Что вы предлагаете? Это тогда требует нормативку менять? Или что вы предлагаете? Решение проблемы какое?

Юлтыев А.: Я предлагаю просто посмотреть, именно просто обратить на это внимание.

Сулейманова А.: Следующие пять городов мы предлагаем внимательно смотреть нормативные базы и просто выбирать.

Юлтыев А.: Поэтому на следующем слайде как раз я говорил о том, что мы обращаемся и будем впоследствии обращаться, чтобы нам сделали правовую оценку, и Минсвязи, в том числе, должно подключиться.

Широких А.: Еще раз, твоё письмо у Беллы Мухарбиевны, работаем дальше. Давайте послушаем из зала людей. Представьтесь, пожалуйста.

Белянинов А.: Меня зовут Андрей Белянинов. кто не знает, "Фор Медиа". У нас несколько компаний. Мы и по Нижнему играли тоже с "Известиями".

Широких А.: Сейчас в Красноярск у тебя скоро.

Белянинов А.: Да, у нас в декабре Красноярск. У нас тактика другая, я, кому интересно, расскажу. Не буду в микрофон говорить. А можно вот вашу презентацию вернуть в самый первый слайд?

Широких А.: Ты можешь встать, если тебе не сложно?

Белянинов А.: Ну, я встану, но всё равно на меня не показывает.

Широких А.: Чей? Алика?

Белянинов А.: Да.

Широких А.: Какой слайд?

Белянинов А.: Самый первый. У меня вопрос. Просто по мне, вы вообще сейчас всех запутали нафиг, никто ничего не понимает. Что на ваш взгляд является государственным, что вы относите к этому слову? Поясните, пожалуйста, что такое государственный?

Юлтыев А.: Давайте так. Нужно всё-таки исходить из Конституции, есть статья…

Белянинов А.: Можно просто вот, без этого?

Сулейманова А.: Это цитата Путина, Путин и говорит: муниципальный — это негосударственный.

Белянинов А.: Хорошо. Канал, который учреждён органами региональной власти…

Сулейманова А.: Региональный канал.

Белянинов А.: Секундочку, а что это — не государство?

Юлтыев А.: Это государственный региональный.

Белянинов А.: Ну, тогда давайте вот из тех десяти конкурсов, которые прошли, я не знаю, Элеонора, у вас же частные, до сих пор? Нет? Ну, значит, вот вообще просто давайте всё отменим. Потому что там нет ни одного негосударственного. Давайте честно ответим, что все каналы, либо ВГТРК, либо органы местной власти, не муниципалитеты, а именно региональные…

Сулейманова А.: Ты же путаешь "21-ю" и "22-ю".

Белянинов А.: Это не "22-я". Посмотрите, пожалуйста. Вот сидит Лена, мною уважаемая. На НТВ правительство Нижегородской области 100 % учредитель.

Широких А.: Только что Омск, видишь, выиграл частный. "РБК Омск" — это частный канал.

Белянинов А.: Я про десять, которые прошли. То есть, следуя вашей логике, надо сместить всё. Ну, вот все десять убрать, и давайте переиграем.

Юлтыев А.: Я в принципе представляю Ассоциацию городских и муниципальных телекомпаний, поэтому позиция такая, основанная на законодательстве. Законодательство говорит о том, что "22-я кнопка" должна быть муниципальной. Уровень другой совершенно, и сейчас то, что происходит с ФКК, как раз я пытаюсь донести. Это не совсем законно, и поэтому мы обращаемся и в Минцифры, обращаемся и в другие правовые институты, чтобы показать, что не всё так, как есть.

Широких А.: Игорь Ярош, Сургут.

Ярош И.: Можно, я? Давайте вот так. Уважаемые господа, если вы создали Ассоциацию городских телекомпаний, вы внимательнее читайте законы и не вводите в смуту. Вы сейчас наговорили столько, что, если Полина на каком-нибудь уровне донесёт это куда-нибудь в Думу или куда-нибудь в правительство, тут всем сейчас вот так будет хорошо жить, как коллега сказала, если какую-то копеечку получает канал от муниципалитета, он обязан давать бесплатное время на выборах. Вы о чём? Законы почитайте, не перебивайте меня. Это если есть субсидии и субвенции. Но вы мне назовите хотя бы один канал частный, который с муниципалитетом работает по субсидиям и субвенциям?

Сулейманова А.: Микшис Михаил Михайлович.

Ярош И.: Это договора на информационное обслуживание, это никакого отношения не имеет к субсидиям и субвенциям. И вот от имени всех частных каналов прошу вас, вы вот эту тему больше вообще не трогайте, потому что, во-первых, вы сами тут позоритесь, что вам скажут, ребята, читайте законы нормально, а во-вторых, вы такую смуту можете сейчас внести, вот, ребята.

Широких А.: Спасибо, принято мнение.

Сулейманова А.: Игорь, подождите, а в отношении ВГТРК что скажете?

Ярош И.: В отношении ВГТРК опять же, частное — не частное, ну, реально говорят так, что частную компанию без участия муниципалитета вообще нельзя к конкурсам допускать? Вы о чём?

Сулейманова А.: Нет. ВГТРК не частная компания.

Ярош И.: ВГТРК не частная компания. ВГТРК — это история как бы федеральная. Мы говорим о муниципалитете. В муниципалитете есть компании, в которых есть участие муниципалитета финансовое в уставном капитале, либо нет, либо она полностью частная. Вот для этих каналов мы делали вот эти все конкурсы, "22-ю кнопку". Конечно, ВГТРК — это неправильная история. С этим надо бороться. Мы об этом, помните, говорили, когда шёл разговор о третьем мультиплексе когда-то давно. Нам сказали, что мы сделаем на базе ВГТРК… Ну, с чего вот эта вся штука началась, да мы сейчас делаем здесь, на базе ВГТРК местные каналы и закроем всю потребность в этих. Не нужны нам ни муниципалитеты, ни регионалы. С этого же и началась наша беда по цифре. Этот Добродеев с покойным Лесиным у Громова. Чего уж греха таить. Поэтому да, эта история неправильная. Но дальше вы, пожалуйста, то что сейчас наговорили, больше нигде не говорите. Из трансляции вырежьте, пожалуйста.

Юлтыев А.: Я авторитетно вам заявляю. Потому что, прежде чем я вам это сказал, я могу это говорить, потому что образование у меня, в том числе, и юридическое. Я цитирую не только закон, где написано слово и, слово или, это значит дополнительные условия, когда может быть и субвенция, и ассигнование. Там есть расшифровка, что такое ассигнование. Вы это путаете, субсидия и ассигнование — немножко разные вещи, финансовые инструменты разные. И третий момент: сайт Роскомнадзора, который я приложил, он говорит: "Одно из трёх условий". Тогда это предполагает муниципальный, если можно тоже, можете вывести и на это посмотреть.

Широких А.: Давайте, нет. Сейчас со слайдами Алика понятно. Михаил Михайлович, есть слово? Вот микрофон. Из Сочи, "Максмедиа".

Микшис М.: Коллеги, безусловно, я считаю, что каждый канал должен нести свою миссию, и ВГТРК со своими небольшими врезками, они, безусловно, помогают региону, городу жить. Но то, что делает муниципальный городской канал, живя проблемами города, делая помимо новостей, нужные интервью, программы по проблемам этого города. Конечно, Алина Сулейманова просто убила всех. Алина?

Сулейманова А.: Да, да. Я не хотела убивать, Извините, не хотела.

Микшис М.: Алина Сулейманова убила всех, когда показала в разрезе, что из себя представляет вещание одного канала и вещание другого канала. Это наглядный пример, конечно же, такого беспринципного, наглого программирования в ГТРК "Башкортостан", где один и тот же микрофон используется. И понятно, что они никогда не создадут отдельную команду, которая будет работать даже с отдельным микрофоном, отдельной редакцией. Этого не будет. Понятно, что, когда я ездил на все встречи с Владимиром Владимировичем Путиным, и когда говорили, обсуждали эту тему, что, прежде всего, для городских муниципальных телеканалов, телеканалов, которые годами десятилетиями живут проблемами города, это колоссальные архивы. Здесь, конечно, я считаю, просто неуместно использовать государственный ресурс, мешая развитию маленьких, небольших, городских телеканалов. Это в помощь именно в развитии регионального, городского телевидения. Спасибо.

Сулейманова А.: Коллеги, ну, мы приходим к такой ситуации, что уже и кнопка не будет актуальна. Она уже у нас неактуальна, нам нужны мультиплексы, чтобы все наши инструменты желаний, чтобы мы разделились, расселись все в цифровой среде, чтобы у всех было всё хорошо. Антон, что-то есть добавить?

Широких А.: Дайте мне добавить, если можно, как организатору этой секции, в части закругления. Смотрите, все мнения услышаны, все мнения важны. Отрасль, конечно, широка — и особенно со стороны НАТ, она не узко сегментирована и не едина, потому что НАТ, понятно, это всё, это широко. Это и ВГТРК, и маленькая районная студия, и большой региональный канал на "21-й кнопке" в Сахе. Я понимаю, что это может вызвать какие-то вопросы, но такова отрасль, такова самая большая отраслевая организация. Пчёлы против мёда не бывают. Мы всё равно готовы заниматься всеми вопросами, но нужно слышать и сообщества тоже, не варясь в собственном соку.

Что я хотел сказать? Тольятти объявили, "Тольятти 24", там вопросов, мне кажется, не было. Ульяновск подтвердили, название канала не помню, по-моему, "Первый городской". А, "Улправда", конечно. Хабаровска пока нет. Климас на связи. Ромчик, ну, давайте, Климаса на связи послушаем. Давайте, выводите его сразу в эфир, мы красиво закруглимся, вне зависимости от результатов Хабаровска.

Я напомню, в Хабаровске три претендента: 6ТВ, 2Хабаровская студия телевидения", Саша Ким, и канал "Восток 24", штаб-квартира во Владивостоке, один из семи окружных круглосуточных каналов ВГТРК. Если Рома подключится, возможно, он нам сейчас озвучит. Если нет, мы к вашим услугам, маленьким, большим. Спасибо НАТ. Давайте Романа, если можно.

Ромочка, здравствуй, что там, какие новости? Кто там победил? Или пока никто не победил? 

Климас Р.: Ну, собственно, только что вышел ВГТРК. Если повезёт, мы сейчас услышим объявление. По факту победил "Хабаровск", но непонятно.

Широких А.: То есть они последние докладывали, ты имеешь в виду. Никто не победил. Он говорит, вышел ВГТРК. И мы в прямом эфире сейчас узнаем победителя.

Климас Р.: Пока мы можем поделиться впечатлениями, если хабаровчане хотят.

Широких А.: Это кто, подождите? Удовиченко. Саша, привет, Я надеюсь, ты до нас доберёшься. Вне зависимости от результатов конкурса. Поверните Сашу. Саша – это генеральный директор телеканала 6ТВ, город Хабаровск. Ну чего, как ты? Какие ожидания? Мы не будем говорить, какие ожидания от результатов. Как тебе там? Как выступилось, как доложил? Много ли было вопросов?

Удовиченко А.: Вопросов было много, выступилось хорошо. Как мне? Нетерпеливо, как.

Широких А.: Нетерпеливо. Но мы тут все с тобой, всей отраслью как бы переживаем за всех. За весь Хабаровск, за всех остальных ребят. Ким там есть где-то под боком? Давайте Кима.

Удовиченко А.: Да, Александр рядышком с нами.

Широких А.: Ну так, давайте Кима. Во, "Хабаровская студия телевидения" forever. Так, ну чего? Ждём?

Ким А.: Привет, Саша.

Широких А.: Привет.

Ким А.: Ну так же, как сказал Саша, ждём результатов. Посмотрим.

Широких А.: Слушайте, а онлайн-конгресс — это круто, кстати. Мы молодцы. Хорошо, ну, тащите Бордакова, что мы как эти самые. Подождите, а чего там Калугина стоит? Это же Калугина. Макс, привет.

Бордаков М.: Здравствуйте.

Широких А.: Максим — это "Восток 24". Вот вы его сейчас всё будете ненавидеть. Но, я же сказал, НАТ — это не только региональные каналы. Макс, тебя плохо видно. Ну чего, ты тоже доложился? Максим, главный редактор канала "Восток 24".

Бордаков М.: Завтра с вами пообщаемся более подробно, я думаю.

Широких А.: Но эфир у нас в пятницу. На аутлайв в пятницу. Всем вам удачи. Я не хочу сейчас сеять ничего между вами. Всем удачи. Вот Соболева вижу. Привет, Соболев. Конгресс НАТ приветствует тебя. А почему Калугина там, я не понимаю? Липецк что, играет? Наталья Александровна, ну, я же узнал.

Калугина Н.: Группа поддержки.

Широких А.: Круто, группа поддержки Удовиченко, я понял. Ладно, ждём, наверное, результаты. Климаса мы не убираем, задержимся, чтобы подождать результаты. Можно прямо, если Рома, можете снимать, как Виноградов будет объявлять. Это вообще крутяк. Ну ладно, Ромчик, мы с тобой. Ставки, я объявляю ставки. Приём ставок. Анна, пробегитесь с вазой, пожалуйста. Кто сказал Хабаровск? Тут весь Хабаровск, Тань. Ким, ты имеешь в виду. Хорошо, сколько, ставка? Тысяча на Кима, Белянинов, тысяча на ВГТРК. Так, подождите, на Удовиченко кто ставит? Липецк уже поставил. Вон кто-то выходит. Всё, мы молчим. Тихо.

Удовиченко А.: Мы выиграли. Ура.

Широких А.: Кто, Удовиченко? Макс?

Удовиченко А.: Сейчас, секунду, ребята. Сейчас я вернусь.

Широких А.: Красава. мы тебя ждём. Давай. Гайдуковой дайте микрофон, пусть она нам прокомментирует хоть пару слов.

Удовиченко А.: Забыл портфель. Я очень рад. И говорить мне очень сложно.

Широких А.: Красавчик. "6ТВ" выиграл по Хабаровску. Мы тебя поздравляем. Танечка Гайдукова нам расскажет немножко про тебя. Мы тебя сегодня ждём здесь, да, приедешь? Не напейся. Ты у меня с Ярошем выступаешь про Mediahills и про всё такое. Я тебя обнимаю. Танечка, скажите ему три слова. Ты видишь Таню Гайдукову, нет?

Гайдукова Т.: Нет, наверное.

Удовиченко А.: Да, я Татьяну вижу. И спасибо тем, кто ставил на нас.

Широких А.: А, кстати. Ну, Ярош, ты молча ставил. Молча нельзя. Танечка, скажите два слова.

Гайдукова Т.: Ну, Александр, что сказать? От "21-й кнопки" "22-й" привет.

Удовиченко А.: Спасибо большое.

Широких А.: Скромно, ладно. Наташа Калугина, приезжайте к нам тоже в предместье, у нас тут хорошо и классно. Всё, давайте, ребят, сессия объявляется закрытой. По-моему, вышло очень круто и онлайново. Ромчик, спасибо тебе огромное, шлём тебе как бы лучи респекта. Рома, спасибо. И всем нашим спасибо. Давайте, пока. Небольшой перерыв технический, минут пять-десять, и понеслась. Спасибо большое всем.

"Региональные медиа — выживание или развитие". Часть I. "21-я кнопка" и ОТР

"Региональные медиа — выживание или развитие". Часть III. Приложения

"Региональные медиа — выживание или развитие". Часть IV. Рекламодатели

"Региональные медиа — выживание или развитие". Часть V. Измерения

"Региональные медиа — выживание или развитие". Часть VI. Радио