В России наблюдаются устойчивый рост интереса к семейному контенту. Об этом говорят соцопросы, подтверждающие неугасающую популярность советских мультфильмов, ремейки старых проектов, появление новых героев, а также возрастающая с каждым годом господдержка контента для детской и семейной аудитории. Насколько важен для связи поколений семейный контент, понятны ли современным детям советские мультики и есть ли идеальный рецепт семейного контента "Кабельщик" поговорил с доктором психологии Викторией Шиманской, главным редактором телеканала "В гостях у сказки" Натальей Пшеничниковой, генеральным директором ГК "Рики" Юлией Немчиной и пресс-секретарем компании "Союзмультфильм" Мариной Малыгиной.
Интерес к мультипликации и семейному контенту
В 2024–2025 годах российский рынок медиаконтента для детей и семей демонстрирует устойчивый рост, особенно в анимации. По прогнозам, к 2030 году объем объем рынка российской анимации увеличится до 38,8 млрд рублей. Это связано с увеличением спроса на безопасный, образовательный и развлекательный контент, а также с государственной поддержкой отечественного производства.
Интерес к семейному просмотру также растет. Время просмотра детско-семейного контента в 2024 году на Kion выросло на 25%, детско-родительского на сервисах МТС Медиа – от 10 до 50%.
Но телевидение также не отстает по семейному просмотру. Согласно исследованию Mediascope (период с сентября 2023 года по апрель 2024), 98% детей от 4 до 9 лет хотя бы раз в месяц включают телевизор. В возрастной категории 10-13 лет этот показатель составляет 97%, у подростков 14-17 лет – 94%. Самым популярным жанром среди детей являются мультфильмы и мультсериалы.
"Мультфильм – это общий язык эмоций. Он работает как "эмоциональный мостик": бабушка, мама и ребёнок смеются над одной шуткой, а эмпатия и зеркальные нейроны синхронизируют их состояние. В эпоху гаджетов именно совместный просмотр остаётся редким, но очень ценным форматом настоящего "мы", – считает Виктория Шиманская, доктор психологии, автор книг бестселлеров по эмоциональному интеллекту.
"У каждого поколения, будь то дети или взрослые, есть свои интересы, и это совершенно естественно. А вот семейный просмотр – это некий ритуал, который объединяет семьи", – комментирует Юлия Немчина, генеральный директор ГК "Рики".
Юлия рассказала, что в этом году аналитики делились исследованием, в котором изучали зрительские предпочтения. Оказалось, что больше 60% опрошенных предпочитают ходить в кинотеатр именно семьями.
"Я уверена, что семейный просмотр популярен, и во многом это благодаря тому, что сегодня значительно вырос объем качественного российского контента", – считает Юлия Немчина.
"Спрос на семейное смотрение остается высоким, и свидетельством тому является большое количество лент, основанных на известных литературных сюжетах, мультфильмах, сказках. Этот тренд будет оставаться устойчивым и в ближайшие годы", – считает Марина Малыгина, пресс-секретарь Киностудии "Союзмультфильм".
Тем не менее, семейный просмотр эволюционирует под влиянием цифровизации: дети всё чаще потребляют контент онлайн, через смартфоны и стриминговые сервисы, поэтому телеканал "В гостях у сказки" возвращает семьи к экрану, расширяя линейку мультипликационного контента. Зрителей будут ждать любимые герои из Золотой коллекции "Союзмультфильма" – непревзойденной классики, которая хорошо знакома взрослым и обязательно понравится детям. Марафон мультфильмов объединит поколения перед экранами, укрепит семейные доверительные отношения и подарит тепло домашнего уюта.
"Родителям часто приходится ограничивать время детей, которое они проводят со смартфонами или компьютерами. Это только их мир, куда нет доступа взрослым. И что там, в этом мире, тревожит каждую маму. Поэтому возможность что-то делать вместе - смотреть сказки, например, бесконечно важна. Поколения объединяют не столько мультфильмы или кино, сколько эмоция, которая передается через сказки. Поэтому, если наши сказки могут подарить общие смыслы каждому члену семьи, отлично - мы не зря работаем", – говорит Наталья Пшеничникова, главный редактор телеканала "В гостях у сказки".

Интерес к советской мультипликации
Как показывают исследования онлайн-кинотеатра Kion, самой популярной категорией анимации у россиян остаются советские мультфильмы. На киностудии "Союзмультфильм" подтверждают: интерес к советским мультфильмам растет. "Еще несколько лет назад мы наблюдали стремительное падение интереса к классике. Однако сейчас ситуация изменилась и аутентичные нашей культуре герои вновь востребованы. Согласно последнему исследованию IPSOS "Новое поколение" герои "Простоквашино" и "Ну, погоди!" признаны самыми узнаваемыми у нас в стране среди российских брендов", – рассказывает Марина Малыгина.
"Советские мультфильмы делали фантастически талантливые люди. Это были яркие личности, которые очень любили свое дело. У нас была потрясающая школа, совершенно уникальная. И мне радостно видеть, что она возрождается", – говорит Наталья Пшеничникова.
"Советские мультфильмы делались как культурный код – они учили дружбе, совести, доброте. Эти ценности универсальны и не стареют, поэтому образы Волка или Чебурашки остаются узнаваемыми и близкими даже сегодня", – считает Виктория Шиманская.
Но насколько советские мультфильмы понятны подрастающему поколению? Нужно ли родителям объяснять какие-то моменты?
Виктория Шиманская: "Им интересны персонажи, но иногда непонятен темп или культурные отсылки. Родителям стоит "перевести" отдельные моменты на язык ребёнка – тогда старый мульт превращается в семейный ритуал и разговор о ценностях".
Марина Малыгина: "Как правило, для современного ребенка классика анимации слишком медленная по темпоритму и менее привлекательна по цветовому решению, нежели современные образцы. Однако все еще зависит от родителей: если они показывают ребенку классику с малых лет, смотрят с ним вместе, делясь эмоциями и давая необходимые пояснения, то в таком случае скорее всего удастся заинтересовать".
Наталья Пшеничникова: "Современным детям очень интересны советские мультфильмы. О том, что они слишком медленные или малособытийные для современный детей, у которых, якобы, клиповое мышление, говорить не стоит. Представьте ребенка, которому включили "Винни Пуха". Родители хохочут, потому что знают наизусть и любят каждый кадр, ребенок смотрит на маму и папу, бабушку и дедушку, заражается этой радостью, начинает искать причину этой радости. Хорошо, если первое знакомство с советской анимацией случится у малыша в семье".

Старые мульты в новом прочтении
Не стоит забывать, что герои советских мультфильмов знакомы современному в том числе и по современным проектам. Так, в 2018 году "Союзмультфильм" выпустил новые серии популярного советского мультсериала "Простоквашино", и к концу года суммарное количество просмотров в интернете первых 10 серий мультсериала превысило 32 млн. В 2022 году на экраны вышел полнометражный фильм "Чебурашка", который собрал в прокате 7 млрд рублей, до сих пор сохраняя статус самого кассового российского фильма. После этого на экраны массово стали выходить фильмы по мотивам советских мультиков "Бременские музыканты", "Летучий корабль", "Возвращение попугая Кеши" и многие другие.
"Никакой интерес невозможно удерживать десятилетиями, если не прилагать усилий. Наша команда делает много для того, чтобы наша классика и новые проекты появлялись в эфире федеральных и нишевых телеканалов", – рассказывает Марина Малыгина
"Когда старые герои получают новое визуальное дыхание, они становятся "связкой времён". Здесь работает эффект ностальгии родителей плюс свежий интерес ребёнка. И, конечно, подбор актеров, яркие декорации дополняют этот эффект", – говорит Виктория Шиманская.
"Старые мультфильмы никак не пострадали от возникновения таких франшиз. Эти продолжения не сделали их хуже, не отобрали нашу детскую радость. Они ищут ту интонацию, которая будет близка детям. Прекрасно, если через франшизы дети узнают и полюбят оригиналы. Пока, если верить измерителям, у франшиз все хорошо", – считает Наталья Пшеничникова.
Кстати, среди проектов – лидеров отечественного производства, поддержанных Фондом кино в 2025 году, есть "Аленький цветочек", "Буратино", "Волшебник Изумрудного города. Великий и ужасный", "Колобок" и "Чебурашка 2".

Популярные оригинальные современные проекты
В истории современной российской мультипликации также есть немало примеров гиперуспешных проектов. Например, франшиза "Три богатыря" эволюционировала от отдельных историй о каждом герое к коллективным приключениям. Общие сборы всей серии превышают несколько миллиардов рублей. Сериал "Смешарики" из коротких мультфильмов 2D превратился в целую вселенную – с образовательными проектами, спин-оффами, мерчем. Ну и, конечно, мультфильм "Маша и Медведь", который стал самым известным российским анимационным проектом в мире. Так, серия "Маша+каша" имеет более 4,5 млрд просмотров, что делает её одним из самых просматриваемых роликов в истории YouTube.
Марина Малыгина считает секретом залогом этих проектов сочетание талантливых сюжетов, образов и учета коммерческого потенциала при их разработке. "Нужно отметить, что этим франшизам уже более 10 лет, это одни из первых отечественных проектов в направлении коммерческой анимации. Они начинали свой путь в условиях гораздо меньшей конкуренции, нежели те, которые есть на российском рынке в последние годы. Сейчас на этих мультфильмах уже выросли поколения, они вошли в национальную традицию. В среднем с учетом текущей ситуации на рынке анимационному сериальному проекту нужно порядка 5 лет на то, чтобы завоевать любовь зрителя" – добавляет Марина.
"Формула проста: узнаваемый характер + универсальный юмор + эмоциональная динамика. "Маша" – энергия и озорство, "Смешарики" – философия через юмор, "Богатыри" – культурный код с иронией. Из этого рождаются целые мультвселенные, которые работают и как развлечение, и как "эмоциональный учебник", – говорит Виктория Шиманская.
"Маша и Медведь", "Смешарики", франшизы о богатырях – они настоящие. Очень узнаваемые типажи, очень естественные сюжеты, очень талантливые авторы. И, конечно, невероятная точность попадания в ситуацию. Эти проекты интересны как истории вне времени", – комментирует Наталья Пшеничникова.

Идеальные критерии мультфильма для семьи
Существуют ли идеальные критерии для мультфильмов, чтобы он подходил для семейного просмотра и объединял поколения? Отвечают наши спикеры:
Виктория Шиманская: "Главное – три уровня смысла: для ребёнка – простая история, для подростка – юмор и динамика, для взрослого – философия или метафора. И общая эмоция! Такой "мультслоёный пирог", пропитанный общими эмоциями даёт повод для разговора за ужином и объединяет поколения".
Юлия Немчина: "История должна быть понятной для той зрительской аудитории, для которой она создаётся. Важны визуальный стиль, качество анимации, проработанность персонажей и миров. Далее – крепкий сценарий, учитывающий потребности и интересы именно семейной аудитории. Универсальными темами, объединяющими разные поколения, являются дружба, любовь, взаимовыручка, искренность, честность и так далее. Не стоит забывать и о музыке. Запоминающиеся мелодии способны надолго остаться в памяти".
Наталья Пшеничникова: "Поколения объединяет талантливо сделанный талантливыми людьми контент. Обязательно профессиональный. Зрителя, особенно юного, обмануть невозможно. Безусловно, важно понимать возрастные особенности детей и подстраиваться под них, но всегда должна быть шутка или поворот сюжета, какие-то сюжетные слои понятные взрослому, но до которых ребенку надо дотянуться. Главное, что сказка – это всегда многослойная история. А талантливо рассказанная сказка через форму кино или мультфильма может рассчитывать на очень благодарного зрителя".
Марина Малыгина: "Как правило, это актуальное прочтение известных литературных произведений, сказок, сюжетов любимых поколениями мультфильмов, а также продолжения уже известных франшиз. Зритель идет в кинотеатр хочет видеть на экране уже знакомых, полюбившихся героев. По жанру это, как правило, приключения с элементами комедии – здесь авторы проделывают буквально ювелирную работу, интегрируя шутки, гэги, которые будут понятны как родителям, так и детям".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии